Практиковали ли наши предки каннибализм

в 12:31, , рубрики: sci-one, антропология, биология, Блог компании Sci-One, каннибалы, Научно-популярное, неандертальцы, предки

Практиковали ли наши предки каннибализм - 1

Всем привет! Наши подписчики заинтересовались, чем трапезничали древние люди и были ли они каннибалами. Для того чтобы узнать ответы на эти вопросы, мы пригласили российского антрополога и научного редактора портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ Станислава Дробышевского. Видео и его расшифровка — под катом.

Расшифровка выпуска
Очень часто задают вопрос, были ли наши предки каннибалами — ели ли они друг друга. На самом деле данных на эту тему не слишком много — но и не сказать, что слишком мало.

Позавтракать своим товарищем

Важно, что обезьяны регулярно друг друга таки едят. Этим занимаются павианы, которые, правда, нам не очень близки, но тем не менее. Этим достаточно регулярно занимаются шимпанзе — наши самые ближайшие родственники. Шимпанзе существуют двух видов: обыкновенные и карликовые. Карликовые добрые, а вот обыкновенные сплошь и рядом друг друга едят. Даже членов своей собственной группы иногда.

А теперь давайте поговорим непосредственно о наших предках. Древнейшее свидетельство каннибализма относится ко времени от 1,5 до 2 млн лет назад. В Южной Африке жили самые поздние австралопитеки — они же ранние Homo. То есть они представляли переход от одних к другим.

На одном черепе австралопитека – Stw 53, на скуловой кости, имеются замечательные надрезы, сделанные каменными орудиями. В более поздних похожих случаях археологи склонны сомневаться и говорить, что «в древности был такой погребальный обряд, когда разрезают и разделывают». Но в случае с австралопитеками таких сомнений нет: налицо случай каннибализма. Наши предки своего сородича замечательным образом порезали и, судя по всему, съели. Найти отпечатки зубов на не очень хорошо сохранившихся костях нельзя, а вот надрезы учёные нашли. Так что самые первые представители нашего рода каннибализмом занимались! Кстати, этот факт вовсе не исключает, что австралопитеки были добрые, ведь ели чаще всего не ближайших друзей и родственников, а представителей соседних групп, племён и стад.

Каннибалы из испанской пещеры

В более позднее время свидетельств каннибализма достаточно много. Например, им занимались наши самые прямые предки в местонахождении Бодо в Эфиопии. На одном из эфиопских черепов обнаружены следы скальпирования — скорее всего, несчастного убили и резали на части. Прямых доказательств каннибализма нет, но тем не менее.

Прямое доказательство найдено в пещере Гран Долина в Испании. Там жили Homo antecessor – это предки людей гейдельбергских, которые, в свою очередь, являются предками неандертальцев. То есть это почти самые первые европейцы, жившие почти миллион лет назад в Испании. И в этой пещере обнаружены кости со следами разделки, раскиданные в культурном слое вперемешку с костями животных. Больше всего сохранилось остатков костей от подростка – археологи обнаружили куски его черепа, позвоночника и других частей тела. Подростка хорошо порезали – на ключицах и других местах есть надрезы. То есть самых первых представителей нашего рода в Европе тоже можно считать каннибалами.

Жители Азии тоже не отставали — например, на некоторых костях классических синантропов тоже есть следы орудий, следы ударов по черепам. И некоторые кости вроде даже обожжены. Правда, проверить это проблематично, потому что в начале Второй Мировой войны японцы то ли утащили, то ли потопили, то ли перепрятали эти кости – и сейчас неизвестно, где они находятся. Тем не менее, есть слепки и описания, по которым можно судить о каннибализме.

Еще южнее, на Яве, есть местонахождение Нгандонг — там найдены девять черепных коробок и разные другие фрагменты — например, берцовые кости, тоже со следами разделки и ударов. Скорее всего, там тоже ели соплеменников.

«Высасывание костного мозга — любимое развлечение во все времена»

Теперь перейдем к неандертальцам. Чуть ли не большая часть находок их останков имеют следы, которые могут быть интерпретированы как следы каннибализма. Не все исследователи с этим согласны. Одни говорят, что это хитрый погребальный обряд, другие – что это естественные повреждения. Третьи считают это следами зубов хищников. Иногда их версии оказываются правдивыми, но на большей части останков действительно видны следы надрезок.

Одно из самых убедительных доказательств обнаружено в пещере Мула-Герси. Там археологи нашли кости нескольких индивидов – и взрослых, и молодых. Все они разделаны, а их бедренные кости разбиты какими-то каменными орудиями, чтобы высосать оттуда костный мозг. Высасывание костного мозга – любимое развлечение во все времена, потому что он жирный, калорийный, питательный и вкусный. Всем рекомендую (не человеческий, конечно!!!).

Неандертальцы ели, скорее всего, не родственников, но ближайших соседей. Другое свидетельство обнаружено в пещере Эль-Сидрон в Испании. Там было убито несколько человек – из всех них удалось выделить ДНК. И ученые доказали, что это была родственная группа. То есть это было синхронное убийство целой группы людей, там были и мужчины, и женщины, и дети. Судя по митохондриальной ДНК, это были братья, их жены, приведённые откуда-то, и дети. И всех их замечательным образом съели.

Первобытный геноцид

В пещере Крапина в Хорватии – та же самая история. Огромная куча костей раскиданы вместе с костями животных. Все раздолбано и растоптано – и трудно посчитать, сколько там было конкретно человек. Но видно, что немало.

В общем, это всё примеры такого «неандертальского геноцида». Неандертальцы всегда жили небольшими группами – и мы видим свидетельства уничтожения этих групп в полном составе. Вопрос: а как их удалось победить? Если одна группа в 30 человек нападает на другую группу в 30 человек, то силы должны быть более-менее равны. Но, может быть, неандертальцы были хитрые – нападали по ночам, резали, подкрадывались. В принципе, они были охотниками на животных и, наверное, других неандертальцев расценивали просто как добычу.

А сейчас подходим к самому интересному. Были ли такие столкновения между неандертальцами и сапиенсами? Часто слышим, что когда кроманьонцы пришли в Европу, они устроили геноцид и вырезали всех неандертальцев. Иногда при этом напускается романтический туман: якобы неандертальцы а-ля аборигены жили в согласии, а тут прибыли кроманьонцы и всех поубивали. На самом деле, кроманьонцы не были злее неандертальцев. И, более того, каннибализм у кроманьонцев встречается гораздо реже. Так что мы можем гордиться своими предками! Они ели друг друга реже и чаще вкладывали в каннибализм глубокий смысл. То есть они не просто так ели соплеменников, а делали это ритуально, с чувством возвышенного в голове.

А была ли неандертальская девочка?

И все-таки мы не знаем, конфликтовали ли неандертальцы с кроманьонцами и кто при этом побеждал. С одной стороны, время существования неандертальцев на несколько тысяч лет перекрывается со временем существования кроманьонцев. С другой стороны, как раз именно в этом временном интервале следов каннибализма нет особо. А те, что есть, невозможно разобрать – кто всё-таки кого убил. Если бы у нас был скелет кроманьонца с зажатыми в зубах погрызенными костями неандертальца, тогда бы мы говорили о каннибализме.

Однако есть одна замечательная находка – когда в слое верхнего палеолита во французской пещере Лес Ройс найдена кость, по многим признакам похожая на неандертальскую. Это нижняя челюсть девочки с надрезками. Орудия, вроде, более-менее кроманьонские. Эта находка была интерпретирована как убийство неандертальской девочки кроманьонцами. Но кость сильно разрушена, и доказать, что она была полностью неандертальской, не очень получается. К тому же это не целый скелет девочки.

В общем, может быть, кроманьонцы и подъедали неандертальцев, но подтверждение тому одно, да и то – довольно сомнительное. А строгих доказательств у нас нет.

Голод – не тётка

Когда во всем мире воцарились сапиенсы, они продолжили «добрые традиции», которые восходят к шимпанзе и всяким древним предкам. Но делали это сапиенсы с большей фантазией. Много свидетельств каннибализма найдено на Ближнем Востоке – там найдены особые головы, положенные в особые ямы в особом порядке. Из них даже что-то смонтировано. Скорее всего, там был каннибализм не только с точки зрения поесть, но и с ритуальной точки зрения.

Хотя голод – не тётка, и периодически, когда поджимало и еды было мало, люди друг друга ели. Надеемся, они перестанут это делать, и в будущем человек не станет заниматься таким нехорошим делом.

Если вам понравился выпуск, не забудьте подписаться на канал.

Текст подготовила Екатерина Шутова.

Автор: Sci-One