- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Авария «Прогресса МС-04» — журналистика и версии

Авария «Прогресса МС-04» — журналистика и версии - 1

Освещение аварии «Прогресса МС-04» в СМИ расстроило меня почти так же, как и сам факт потери грузового корабля. В первые же часы журналисты, опираясь на «источники в отрасли», буквально сыпали версиями, одна другой ярче и абсурдней, используя желтые до кислотности заголовки. Достоверной информации об аварии корабля и сейчас весьма мало, поэтому давайте разберем упоминавшиеся версии, поговорим о том, как они рождаются, а также попробуем хотя бы чуть-чуть определить, что же случилось на самом деле.

Почему так получается

На мой взгляд, на качество освещения события повлияли следующие факторы:
Низкая квалификация в конкретной области. Журналист пишет обо всем. Да, есть люди, которые ведут какие-то тематические рубрики и разбираются в теме, но новости пишут, очевидно, не они.

Спешка, желание отработать инфоповод, не имея информации. Итак, произошло Событие — «Прогресс» потерпел аварию. Надо что-то написать, но информации нет никакой (ее ни у кого пока нет). Вместо того, чтобы обратиться за комментарием к официальному (Роскосмос) или хотя бы авторитетному источнику (люди, работающие/работавшие в отрасли, космические эксперты/журналисты), находится (более подробно ниже) анонимный источник. Даже если он и говорит адекватные вещи, его слова хотят сделать более яркими, и в итоге часто получается нечто несообразное. При этом разумная альтернатива перечисления реальных фактов часто игнорируется, как скучная.

Желтые заголовки. Такое было и раньше, но сейчас, похоже, стало мейнстримом. Очень часто возможная версия аварии подается под заголовком «найдена причина аварии». Неужели СМИ совсем не дорожат своим авторитетом?

Источник в космической отрасли

«Источник в космической отрасли» и раньше был локальным мемом, но в этой аварии его заметность сильно выросла. Наверное, больше, чем в половине случаев, таким «источником» является форум журнала «Новости космонавтики». Там, собираются люди, которые работают в отрасли или имеют к ней какое-то отношение, и просто интересующиеся. Они обсуждают происходящее, делятся слухами, новостями и гипотезами. И, если СМИ торопятся или ленятся найти качественную информацию от авторитетного источника, они часто идут на этот форум и начинают транслировать версии оттуда. В результате гипотеза случайного пользователя может стать в глазах СМИ официальной причиной аварии. Даже если журналисты действительно бегали по Байконуру или ЦУПу Москвы, то совершенно неизвестно, кого они нашли в качестве эксперта.

Вывод отсюда простой. Если вы читаете подобную новость, то делите ценность сведений от анонимного «источника в космической отрасли» минимум на 10.

Хронология и версии

Ощущение, что что-то пошло не так, начало складываться сразу после окончания выведения. В русскоязычной трансляции диктор перестал сопровождать отсчет секунд комментариями «полет проходит нормально» с 490 секунды и не сообщил о нормальном завершении работы третьей ступени и отделении «Прогресса» (с 14:35).

Ситуация с трансляцией NASA была еще интересней. Диктор сообщил о том, что телеметрия принимается частично, но уже после отделения корабля сказал, что получена информация о раскрытии антенн грузового корабля (с 34:56)

И, всего через 13 минут после потери телеметрии, информация официально появилась [1] на сайте Роскосмоса. 383 секунда — это участок работы третьей ступени, в этот момент высота корабля составляет примерно 180 км, а скорость — в районе 5 км/с. «Прогрессу» не хватает запасов топлива, чтобы выйти на орбиту, если в этот момент выключаются двигатели третьей ступени, поэтому вероятность того, что корабль потерян, резко возросла.

Спустя час в соц.сетях появилась информация о том, что жители Тувы видели вспышку и даже, якобы, ощущали толчок, как при землетрясении.

Еще спустя два часа появилось официальное сообщение [2] о потере корабля. Начался период удивительных версий.

Первой отличилась [3] «Лента.ру». Следите за руками:

  1. В новости Интерфакса [4] анонимный источник говорит о возможных причинах — двигателе или системе управления.
  2. В первый абзац новости «Лента.ру» выносит тот факт, что для версии ракеты-носителя «Союз-У» система управления делалась на Украине.
  3. Новость увенчивается желтым заголовком «В падении «Прогресса» нашли украинский след»

В реальности: Несмотря на то, что система управления в принципе может стать причиной аварии, потому что она критично важна для функционирования ракеты-носителя, в этом случае телеметрия, пропадать не должна. Наоборот, по ней была бы хорошо видна ненормальная работа системы управления.

Следующим сослался [5] на анонимный источник «Коммерсант». Адекватные источники отказались от комментариев за недостатком информации, но журналист все-таки нашел человека, сделавшего предположение, которое можно было добавить в новость. Здесь виновником аварии стал двигатель третьей ступени, который прогорел. Опять же, смотрим на заголовок — все уже якобы ясно — "«Прогресс» подвела третья ступень «Союза»" Эта же версия появилась [6] у ТАСС («Источник назвал приоритетную версию аварии „Прогресса“»), а потом это перепечатал [7] Life.ru («В Госкомиссии считают причиной падения „Прогресса“ прогар двигателя»)
В реальности: Прогар камеры сгорания — это довольно медленный процесс, который был бы заметен на телеметрии по падению давления в камере сгорания и тяги двигателя. В этом случае был бы наиболее вероятен вариант, когда прогоревшая камера сгорания разрушается, тяга третьей ступени становится несимметричной, рулевые двигатели не справляются с таким возмущением, ракета отклоняется от курса, и система управления выключает двигатели, когда отклонение становится критическим.

Еще один анонимный источник, с которым беседовала [8] Лента.ру, оказался не особо годным, потому что забыл, что после аварии «Прогресса» весной 2015 два грузовика уже стартовали успешно на «Союзе-2.1а», а производство «Союз-У» прекратили и достреливают последние ракеты (аварийная была предпоследней оставшейся).

Очередной анонимный источник, беседовавший [9] уже с РИА Новости почему-то посчитал наиболее вероятной причиной халатность на производстве. РИА Новости сдержались и написали нормальный заголовок «Источник не исключил, что авария „Прогресса“ произошла из-за халатности», а вот Ленте.ру сил не хватило — новость стала называться «Названа причина падения «Прогресса»»
В реальности: В любой аварии сначала надо установить, что произошло. Делать выводы о том, почему это произошло, можно только потом. Соответственно, источник может быть уверенным в халатности при производстве двигателя либо если он телепат и читал мысли тех, кто делал двигатель, либо если он участвовал в производстве двигателя и проявил халатность самолично.

Life.ru вскоре бросился [10] в противоположную сторону:

Авария «Прогресса МС-04» — журналистика и версии - 2

В реальности: Правильнее всего было бы сказать, что «отсутствие обломков и внезапная потеря телеметрии сильно затруднит расследование аварии». Это будет чистая правда. Но даже в таких условиях, по анализу телеметрии перед аварией, проверкам оборудования и прочим источникам, достаточно часто можно сделать вывод о том, что именно было причиной.

После того, как на форуме «Новостей космонавтики» появляется слух [11] о том, что третья ступень резко отклонилась в сторону, из-за чего двигатели были аварийно выключены, эта же информация появляется у «Интерфакса» [12] со ссылкой на анонимный «источник на Байконуре». Ну и, традиционно, оцените заголовок — «Причиной аварии „Прогресса“ стал сбой в работе третьей ступени».

Для контраста, не анонимный источник сообщил [13] РИА Новости скучную, но правду:

«Мы работаем по ситуации в соответствии с теми событиями, которые совершились… Мы работаем, как и вся страна. И переживаем за событие, которое совершилось»

Не просто источник, а «высокопоставленный» анонимный источник анонсировал [14] РИА Новости предварительные результаты работы аварийной комиссии в среду. Что ж, это уже скоро, посмотрим, но я в это не особо верю.

Интересный оборот история принимает в ночь на субботу. На форуме НК обсуждают слухи о том, что, «Прогресс» оторвался от третьей ступени «с мясом», но при этом стал раскрывать элементы, как будто получил штатный сигнал «Контакт отделения», который выдается после штатного разделения с третьей ступенью. Утром субботы «источники в отрасли» начинают сообщать [15] о штатной работе третьей ступени и о том, что сам «Прогресс» является причиной аварии (раз [16], два [17])
На самом деле: Эта информация очень интригует. Дело в том, что до нормального контакта отделения «Прогресс» летит пассажиром, и у него, например, топливо не подано в двигатель. Поэтому какая-то серьезная авария на почти «спящем» корабле выглядит странно.

К счастью, дальше острота темы снизилась, и СМИ стали снижать яркость заголовков и изобилие «источников».

Слухи и версии

Что же могло произойти с «Прогрессом»? Единственное, что мы знаем официально — это внезапное пропадание телеметрии на 383 секунде. Для того, чтобы объяснить этот факт, приходится привлекать версию серьезного повреждения третьей ступени. Например, разрыв турбонасосного агрегата даст тяжелые и быстрые осколки, которые могут порубить систему управления или провода к антеннам. Также подходит разрушение камеры сгорания или топливного бака. Проблема в том, что «Союз-У» летает с 1973 года, и подобные проблемы давно бы всплыли и были бы уже исправлены. «Прогресс МС» — сравнительно новый корабль, и это всего лишь его четвертый пуск. Но на участке работы третьей ступени он не полностью активирован, и сложно представить сценарий, который бы привел к разрушению корабля.

Нынешняя авария немного похожа на потерю «Прогресса М-27М» весной 2015 года. Тогда старый корабль летел на новой ракете, а сейчас новый корабль — на старой ракете. В тот раз причиной аварии назвали [18] частотно-динамические характеристики связки корабля и ракеты. Переводя на простой язык, это, скорее всего, был резонанс — какие-то колебания совпали, усилились и привели к разрушению третьей ступени. Но эту причину должны были устранить, и два «Прогресса» уже успешно летали на новой ракете. До этого был потерян «Прогресс М-12М» в 2011 году, но там причина аварии была хорошо видна на телеметрии — забился тракт подачи горючего в газогенератор. Параметры работы двигателя упали, и система управления его выключила. Этот сценарий совсем не совпадает с тем, что мы наблюдали сейчас.

Если внезапное пропадание телеметрии не удастся дополнить какими-либо данными, расследование может затянуться надолго, а, без информации, о причинах падения «Прогресса» даже гадать толком не получится. Остается только ждать официального объявления результатов расследования.

Материалы по катастрофам и происшествиям, случившимся и нет, по тегу «Космические происшествия» [19]

Небольшое объявление: 9 декабря в 19:00 в уфимском планетарии пройдет моя новая лекция «Планеты, которые нас обманули» [20]. Вход свободный.

Автор: lozga

Источник [21]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/nauchno-populyarnoe/217403

Ссылки в тексте:

[1] появилась: http://www.roscosmos.ru/22995/

[2] официальное сообщение: http://www.roscosmos.ru/22996/

[3] отличилась: https://lenta.ru/news/2016/12/01/ukr_progress/

[4] новости Интерфакса: http://www.interfax.ru/world/539513

[5] сослался: http://www.kommersant.ru/doc/3158491

[6] появилась: http://tass.ru/kosmos/3834355

[7] перепечатал: https://life.ru/t/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81/940412/v_ghoskomissii_schitaiut_prichinoi_padieniia_proghriessa_proghar_dvighatielia

[8] беседовала: https://lenta.ru/news/2016/12/01/tak_sebe_progress/

[9] беседовавший: https://ria.ru/science/20161202/1482672031.html

[10] бросился: https://life.ru/t/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/940236/poiski_oblomkov_korablia_proghriess_khronika_sobytii

[11] слух: http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/messages/forum10/topic15584/message1595020/#message1595020

[12] «Интерфакса»: http://www.interfax.ru/russia/539610

[13] сообщил: https://ria.ru/science/20161202/1482716305.html

[14] анонсировал: https://ria.ru/space/20161202/1482726965.html

[15] сообщать: https://ria.ru/space/20161202/1482747710.html

[16] раз: https://ria.ru/science/20161203/1482762738.html

[17] два: http://www.interfax.ru/world/539710

[18] назвали: https://lenta.ru/news/2015/06/01/roskosmos/

[19] «Космические происшествия»: https://geektimes.ru/search/?q=%5B%D1%83%D0%BA%D0%BF%5D#h

[20] «Планеты, которые нас обманули»: https://vk.com/event75857747

[21] Источник: https://geektimes.ru/post/283390/