Когда люди начали менять планету

в 13:53, , рубрики: антропоцен, Научно-популярное, экология

image

Никто не знает, в какой именно день недели астероид девяти километров диаметром врезался в то место, которое затем станет полуостровом Юкатан. Известно, что день этот настал примерно 65 млн лет назад, и что последовавшие дни были холоднее, темнее, и видели всё меньше и меньше динозавров.

Столкновение изменило все системы поддержки жизни на Земле, выбросив в воздух огромное количество пыли, испарив гигантские объёмы воды и запустив сотни землетрясений и извержений вулканов. Удар, и последовавшее за ним массовое вымирание, отмечает одну из самых известных геологических границ, между закатом мелового периода и рассветом палеогенового периода. Люди – это внеплановая версия такого астероида, в смысле глобального влияния на планету; они изменили её так сильно, что многие учёные считают, что это заслуживает своей собственной геологической эпохи – антропоцена. И хотя никто не знает, в какой из дней люди стали силой природы, парочка учёных считают, что могут вывести уравнение, чтобы подсчитать год, когда это произошло.

Этой планете 4,5 млрд лет. Почти три четверти этого времени на ней существовала жизнь. «Земля обычно находится в состоянии равновесия, и силы обратной связи поддерживают баланс атмосферы и температуры на длительных промежутках времени», — говорит Оуэн Гафни, писатель и соавтор нового исследования, опубликованного в журнале Anthropocene Review. Во времена равновесия жизненные формы эволюционируют медленнее, вымирания случаются редко, а биоразнообразие увеличивается. А потом случается столкновение с астероидом или извержение мегавулкана. Или Земля наклоняет ось вращения на полградуса. Каждый такой катаклизм меняет атмосферу, температуру, состав океанов и десятки других процессов, определяющих, кто способен выжить.

• К 1700 году используемая людьми суша составляла лишь 5% от Земли, к 2000 году – уже 55%.
• Выбросы парниковых газов, происходящие по вине людей, окисляют океан почти с такой же скоростью, как перед массовым пермским вымиранием (оно же величайшее вымирание), начавшемся 300 млн лет назад [по данным 2012 года — 252,2 ± 0,5 млн лет].
• По самым скромным оценкам, текущая скорость вымирания в 10 раз превышает самую большую скорость в периоды экологического равновесия.

«Таких примеров можно набросать настолько длинный список, что станет скучно обсуждать все способы, которыми человечество изменяет планету», – говорит Эрл Эллис [Erle Ellis], ландшафтный эколог из Мэрилендского университета. Спорный момент состоит, по его словам, в попытке авторов работы выяснить точную дату, после которой люди начали доминировать на планете.

Эллис – член рабочей группы, задачей которой выбрана предварительная работа по определению антропоцена как формальной геологической эпохи. Формализация этого понятия будет знаковым событием, и вызывает жаркие споры среди учёных. Но вопрос не в том, приводит ли деятельность человека к изменению жизни на Земле. «Об этом никто не спорит», – говорит Эллис. Реальная проблема рабочей группы лежит в практической плоскости: повлечёт ли деятельность людей появление достойного для изучения будущими геологами стратиграфического слоя? Какой смысл давать имя несуществующему пока слою камней? «Введение новой эпохи не даёт никакой пользы специалистам по стратиграфии и археологии, работающим с камнями и разбирающимся в процессах их формирования», – говорит Эллис. Однако Эллис принадлежит к меньшинству учёных из рабочей группы по антропоцену, верящих, что эта эпоха укоренилась в истории человечества гораздо глубже. «Индустриальная революция произошла гораздо раньше 1950-х, – говорит он. – Также можно рассмотреть удивительный эффект сельского хозяйства, возрастом несколько тысяч лет, оказанный им на биосферу».

Соавтор Гафни, климатолог Уилл Стеффен из Австралийского национального университета, тоже участвует в этой рабочей группе. В новой работе эта пара учёных описывает уравнение, сравнивающее эффекты последних нескольких сотен лет с базовым уровнем голоцена, длящегося последние 11700 лет. «Мы выбрали ключевые процессы Земли и скорость их изменения», – говорит Гафни. Большую часть времени системы находились в равновесии – стабильно удерживались флегматичной солнечной активностью, наклоном земной оси в 26,5° [по данным НАСА, 23,44°], и отсутствием падающих с неба камней размером с остров.

Согласно их подсчётам, человеческая деятельность по своим результатам затмила солнце, Землю и иногда падающие звёзды и стала основным процессом, формирующим жизнь, где-то около 1950 года. «Это совпадает с первыми атомными бомбами, добавившими в атмосферу отслеживаемую радиацию, отслеживаемую в осадочных породах», – говорит Гафни. И они не первые, кто обратил внимание на период сразу после войны. 1950-е некоторые исследователи называют "великим ускорением", в котором процветающий средний класс привёл к появлению всплесков на графиках глобального ВВП, использованию земли под сельское хозяйство, производству бумаги, постройке дамб, владению автомобилями, международному туризму и другим признакам потребления. Уравнение Стефена и Гафни просто добавляет силы аргументу о том, что антропоцен начался вместе с цветными телевизорами.

Гафни признаёт выводы, следующие из таких заявлений – дескать, довольно маленькая часть людей отвечает за антропоцен и всё, что с этим связано. «Наше ключевое заключение в том, что основной причиной глобальных изменений служит производство и потребление товаров верхним и средним классом людей всего мира, – говорит он. — Определение антропоцена может привести к серьёзным социальным последствиям и обладает потенциалом менять человеческое восприятие, так же, как дарвиновская теория эволюции или гелиоцентрическая астрономия Коперника привели к сдвигам парадигм».

Люди не первые, кто изменяет мир, и, вероятно, они не станут последними. 2,3 млрд лет назад одноклеточные организмы, цианобактерии, выработали фотосинтез, вдыхали двуокись углерода и заполняли атмосферу кислородом. Их коллективный выброс газов иногда называют "кислородным холокостом", поскольку он задушил большой процент анаэробной жизни, доминировавшей на Земле. Цианобактерии были столь успешны, что их маленькие тельца в результате сгустились в огромные нефтяные резервы. И когда сформируется слой антропоцена, сожжённый из нефти углекислый газ станет причиной его красивого тёмного оттенка.