- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Первый на Луне

Первый на Луне - 1 [1]

Пять лет назад умер человек, оставивший первые следы на Луне — таким он запомнился для большинства людей на планете. Мало кто знает, что он также был пилотом прототипа лунного модуля (LLRV [2]), и первым человеком, осуществившим ручную стыковку космических аппаратов (в ходе миссии Джемини-8 [3]), лётчиком-испытателем, и палубным пилотом. Причём каждый раз — его жизнь «висела на волоске».

Детство, учёба и военная служба

Армстронг родился 5 августа 1930 года, в семье аудитора — так что семья часто перемещалась: за его детство семья сменила 20 городов. Любовь Нила к самолётам проявилась в раннем возрасте, после того как в два года отец отвёз его на Национальные воздушные гонки [4], а уже в пять лет (в 1936 году) — ему представилась возможность полетать самому.

В 1944 году (в возрасте 14 лет), после смерти отца, он поступил в лётную школу своего города. И уже на своё 16-летие — получил лицензию пилота (раньше чем водительские права). На следующий год он поступил в бакалавриат университета Пердью [5] по направлению авиационная техника, согласно договору с Военно-морским флотом (который оплачивал его обучение). По договору, после двух лет обучения в университете, и дополнительных двух лет лётной подготовки — он должен был год отслужить в ВМС США.

После обучения в университете, он прибыл 26 января 1949 на лётную подготовку, которую закончил 16 августа 1950 года — спустя две недели после своего 20-летия, получив звание палубного пилота. И уже в 20 с половиной лет (5 января 1951 года), он совершил первую посадку на авианосец «Эссекс» [6] на самолёте Грумман F9F «Пантера» [7].

Первый на Луне - 2

Его авианосец был направлен в Южную Корею, где в тот момент шла корейская война [8]. Через пять дней после первого вылета, его F9F-2 был подбит зенитным огнём, и от правого крыла отвалился кусок длинной около метра. Самолёт частично сохранил управляемость, и ему удалось дотянуть до дружественной территории, но из-за потери элеронов — у него не осталось другого шанса, как катапультироваться. Приземлившись, он был подобран джипом, который вёл его сосед по комнате в лётной школе. В общей сложности в Корее он совершил 78 вылетов, продолжительностью в 121 час, после чего покинул военно-морской флот 23 августа 1952 года.

Далее Нил вернулся к учёбе, и в 1955 году получил степень бакалавра наук по авиационной технике, после чего решил стать лётчиком-испытателем. Он подал документы в High-speed flight station (ныне известная как «Лётно-исследовательсий центр им. Армстронга» [9]) под эгидой NACA [10] (предшественник NASA). Но в тот момент там не было свободных мест, так что с марта по июль 1955 года его направили в «Lewis flight propulsion laboratory» (ныне известная как «Центр космических исследований им. Льюиса»).

Карьера лётчика-испытателя

Здесь он летал на разных моделях самолётов, одним из которых был B-29 «Superfortress» [11] (потомок «Летающей крепости» времён второй мировой). Во время вылета 22 марта 1956 года на этом самолёте (в качестве второго пилота), ему надо было сбросить ракетно-реактивный самолёт D-558-2 «Skyrocket» [12], подвешенный под фюзеляжем, на заданной высоте.

В ходе подъёма, на высоте 9 км 4-й двигатель остановился, после чего его пропеллер начал вращаться под действием набегающего воздуха. Пилотам требовалось остановить его вращение тумблером (чрезмерный разгон пропеллера грозил его разрушением), однако после недолгого замедления — пропеллер снова начал раскручиваться. Ими было принято решение сбросить «Skyrocket», и провести аварийную посадку (так как сесть с подвешенным самолётом — они не могли):

Первый на Луне - 3

Они опустили нос самолёта, чтобы набрать скорость необходимую для сброса «Skyrocket», и в момент отделения — пропеллер 4-го двигателя разрушился. Обломки пропеллера повредили 3-й двигатель, и задели 2-й, пилотам также пришлось отключить 1-й двигатель, чтобы скомпенсировать вращающий момент. Они выполнили медленный кружащий спуск (по спирали), и приземлились в безопасности.

В качестве лётчика-испытателя он участвовал в испытаниях F-100 Super Sabre A и C, F-101 Voodoo, F-104A Starfighter, а 15 августа 1957 года ему представилась возможность полететь на знаменитом Bell X-1B [13] (поздней модификации самолёта, впервые преодолевшего звуковой барьер), на котором в процессе посадки сломалось переднее шасси (что происходило с этим самолётом и ранее). Он также провёл 7 вылетов с ноября 1960 по июль 1962 года на экспериментальном ракетоплане X-15 [14], на котором достиг высоты 63,2 км (ниже линии Кармана [15]), и скорости 5,74 Маха [16].

В 1958 году он был выбран в программу [17], предусматривающую запуск в космос астронавта США раньше советского космонавта, но уже 1 августа того же года — программа была расформирована в пользу программы «Меркурий» [18], а 1 октября — NACA [10] (Национальный консультативный комитет по воздухоплаванию) был преобразован в NASA [19] (существующее до сих пор). Из той девятки добровольцев только двум было суждено добраться до космоса: Джозефу Уокеру [20] и Нилу Армстронгу, и только одному (Нилу) — удалось добраться до орбиты Земли.

В ноябре 1960 года он был выбран как один из 7 пилотов по программе X-20 Dyna-Soar [21], которая также в дальнейшем была закрыта. Из этой группы в космосе и вовсе оказался один Нил: хоть Уильям Дана [22] и был признан NASA астронавтом спустя 39 лет после своего полёта свыше 50 миль (считающиеся границей космоса в США) на X-15, но ему так и не удалось пересечь линию Кармана (общепринятую границу космоса).

Карьеру астронавта Армстронгу спас преждевременный уход из программы X-20 Dyna-Soar — он успел подал заявку в программы «Аполлон» [23] за неделю до крайнего срока приёма заявлений (назначенную на 1 июня 1962 года). Программа X-20 Dyna-Soar была закрыта 10 декабря 1963 года, когда 3-й набор [24] NASA был уже закончен, в 4-ом — набирали только учёных, а до 5-го [25] — было ещё 2,5 года.

Джемени-8

Первый на Луне - 4 [26]

20 сентября 1965 года он был назначен на миссию «Джемини 8» [3] в которой они должны были сделать первую стыковку космических аппаратов для США (и первую ручную — в мире), а его напарник, Дэвид Скотт [27] — выполнить второй в США выход астронавта в космос. Вся операция должна была занять 75 часов.

Аджена была запущена на орбиту 16 марта 1966 года, в 15.00 по UTC [28] на ракете Атлас. Примерно через два часа, убедившись что она оказалась на верной орбите — на ракете Титан 2 был запущен пилотируемый Джемини-8. Радар автоматической системы сближения захватил «Аджену» с расстояния 332 км, и система подвела Джемини-8 на расстояние в 46 м к модулю, и после получасового осмотра (что с модулем всё в порядке), Армстронг осуществил стыковку в 22.14 того же дня.

Практически сразу после стыковки Аджена выполнила команду на 90° разворот (хранившейся в её памяти), в результате чего связка начала вращаться. Армстронг выдал команду двигателям Джемини-8 на погашение вращения, но оно тут же начало снова нарастать. Заметив падение топлива в баках ориентации до 30%, они поняли, что проблема заключается в том, что один из её двигателей не выключился. Они отстыковались от Аджены (в которой находилось много топлива, и которая могла разрушиться под действием вращения), выдали импульс на отход от неё, и полностью отключили двигатели орбитальной ориентации.

После этого они в ручном режиме погасили вращение двигателями посадочной ориентации (на что ушло почти 75% запаса топлива данной системы). В процессе аварии частота вращения достигала 1 об/с, перегрузки — 3,5 g, а у астронавтов проявился эффект туннельного зрения [29], который угрожал полной потерей сознания. Из-за потери большей части топлива — выход в космос пришлось отменить, и вместо 75 часов — их миссия аварийно завершилась после десяти с половиной.

Далее он был назначен помощником в ходе подготовки запасного состава Джемини-11, и выполнял роль CAPCOM-а [30] в ходе миссии (это единственный человек, который связывается с астронавтами от лица ЦУПа [31] — в США на эту роль часто выбираются действующие астронавты). После этой миссии президент Линдон Джонсон попросил его, и его жену отправиться в месте с ним в турне по 11 странам.

Программа «Аполлон»

Первый на Луне - 5

В ходе подготовки к высадке на Луну пилотам требовалось отработать вертикальную посадку, так что NASA заказало у Bell Aircraft Corporation [32] два испытательных, и три тренировочных летательных аппарата для отработки лунной посадки (LLRV и LLTV [2]). Которые за свой внешний вид, не похожий ни на какие другие летательные аппараты — получили прозвище «летающих кроватей» (подобный аппарат [33] появился у нас ещё раньше, но использовался он для отработки посадки палубного штурмовика ЯК-38 [34] на палубу авианосца, а не посадки на Луну, зато получил сходное прозвище — «летающий стол»).

В ходе полёта 8 мая 1968 года аппарат потерял управляемость, и разбился. Армстронг успел катапультироваться за 1,5 секунды до столкновения с землёй. После аварии — он как ни в чём не бывало отправился в офис на остаток дня заниматься бумажной работой.

После назначения командиром в запасной состав Аполлона-8, согласно стандартной ротации кадров — 23 декабря 1968 года он был назначен в основной состав экипажа Аполлон-11 (также командиром). Однако решение о том, что Армстронг будет первым выходить на поверхность было принято только в марте 1969-го, в качестве одной из причин называлось отсутствие у него большого эго.

На пресс-конференции 14 апреля это было утверждено официально. В качестве причины называлось то, что командиру лунного модуля [35] (Баззу Олдрину [36]), сидящему у выхода — труднее выбираться, так как дверь открывается во внутрь. Такое решение, возможно, чуть не стоило обоим астронавтам жизни: выходя из лунного модуля, Армстронг зацепил своим громоздким скафандром тумблер, которым должен был запускаться взлётный двигатель. Миссию спас фломастер, находившийся у Олдрина в кармане скафандра. Сломанный тумблер, и тот фломастер — Олдрин хранит до сих пор.

Первый на Луне - 6

В ходе снижения над Луной, они установили что перелетели на несколько километров предполагаемое место посадки. Компьютер модуля выдал две ошибки, но после связи с ЦУПом выяснилось, что они не представляют опасности, и посадку можно продолжать. В предполагаемом месте посадки оказалось много камней, Армстронг принял решение перевести посадку в ручной режим, и поискать другое место. На момент посадки — у них оставалось топлива менее чем на 30 секунд штатной работы (ещё 20 секунд неприкосновенного запаса выделялось на запуск взлётного модуля, в случае отмены посадки). В ходе этого процесса пульс Армстронга достиг в пике 160 ударов в минуту (хотя даже при старте Сатурн-5 он не поднимался выше 110 ударов).

Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества.»

По оценкам, эту фразу Нила Армстронга услышало в прямом эфире 450 млн человек (из 3,6 млрд человек, живших на тот момент), по всему миру, за исключением Китая и СССР. После возвращения и 18 дней карантина, он посетил 25 стран за 35 дней, в том числе и СССР:

Первый на Луне - 7

Вскоре после этого, он объявил что не собирается больше лететь в космос. Он был назначен заместителем директора по авиации в ARPA (известная теперь как DARPA [37]), но ушёл от туда проработав всего год. В 1970 году он получил степень магистра наук, и получил должность профессора аэрокосмических наук в университете Цинциннати, где проработал 8 лет (до 1979 года).

После ухода из NASA в 1971 году, он работал председателем в нескольких коммерческих фирмах, и даже снялся в рекламе Chrysler. Он дважды возвращался в NASA: для расследований аварии Аполлона-13 [38], и катастрофы шаттла «Челенджер» [39]. В 1985 году он посетил Северный полюс, в числе этой экспедиции также были Эдмунд Хиллари [40] и Стив Фоссетт [41]. Последние годы жизни он провёл на своей ферме в штате Огайо, проводя свободное время за полётами на планере.

За свою карьеру он летал на более чем 200 моделях самолётов, вертолётов и планеров; а также являлся держателем 40 мировых рекордов в авиации и космонавтике.

Автор: Денис Нырков

Источник [42]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/nauchno-populyarnoe/262730

Ссылки в тексте:

[1] Image: https://habrastorage.org/web/89d/018/46e/89d01846ea0546b3b136f321aaa17e56.jpg

[2] LLRV: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B0%D0%BF%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B8_%D0%BB%D1%83%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%BA

[3] Джемини-8: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8-8

[4] Национальные воздушные гонки: https://en.wikipedia.org/wiki/National_Air_Races

[5] университета Пердью: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82_%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%8C%D1%8E

[6] «Эссекс»: https://ru.wikipedia.org/wiki/USS_Essex_(CV-9)

[7] Грумман F9F «Пантера»: https://ru.wikipedia.org/wiki/Grumman_F9F_Panther

[8] корейская война: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0

[9] «Лётно-исследовательсий центр им. Армстронга»: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%91%D1%82%D0%BD%D0%BE-%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%90%D1%80%D0%BC%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%B0

[10] NACA: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82_%D0%BF%D0%BE_%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E

[11] B-29 «Superfortress»: https://ru.wikipedia.org/wiki/Boeing_B-29_Superfortress

[12] D-558-2 «Skyrocket»: https://en.wikipedia.org/wiki/Douglas_D-558-2_Skyrocket

[13] Bell X-1B: https://ru.wikipedia.org/wiki/Bell_X-1#.D0.9C.D0.BE.D0.B4.D0.B8.D1.84.D0.B8.D0.BA.D0.B0.D1.86.D0.B8.D0.B8

[14] ракетоплане X-15: https://ru.wikipedia.org/wiki/North_American_X-15

[15] линии Кармана: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B0

[16] Маха: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%BE_%D0%9C%D0%B0%D1%85%D0%B0

[17] программу: https://en.wikipedia.org/wiki/Man_in_Space_Soonest

[18] программы «Меркурий»: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%80%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B9_(%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0)

[19] NASA: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%90%D0%A1%D0%90

[20] Джозефу Уокеру: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D1%80,_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%84

[21] X-20 Dyna-Soar: https://ru.wikipedia.org/wiki/X-20_Dyna_Soar

[22] Уильям Дана: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%B0,_%D0%A3%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BC_%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%B2%D0%B8

[23] программы «Аполлон»: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D0%BD_(%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0)

[24] 3-й набор: https://ru.wikipedia.org/wiki/3-%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%9D%D0%90%D0%A1%D0%90

[25] 5-го: https://en.wikipedia.org/wiki/NASA_Astronaut_Group_5

[26] Image: https://habrastorage.org/web/5e3/967/7a8/5e39677a859a46e2afed008d370d8c83.jpg

[27] Дэвид Скотт: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%BE%D1%82%D1%82,_%D0%94%D1%8D%D0%B2%D0%B8%D0%B4

[28] UTC: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F

[29] туннельного зрения: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

[30] CAPCOM-а: https://en.wikipedia.org/wiki/Flight_controller#Capsule_Communicator_.28CAPCOM.29

[31] ЦУПа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80_%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8

[32] Bell Aircraft Corporation: https://ru.wikipedia.org/wiki/Bell_Helicopter

[33] подобный аппарат: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D1%80%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82

[34] ЯК-38: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BA-38

[35] лунного модуля: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB%D1%8C

[36] Баззу Олдрину: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BB%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%BD,_%D0%91%D0%B0%D0%B7%D0%B7

[37] DARPA: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%8B_%D0%A1%D0%A8%D0%90

[38] аварии Аполлона-13: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D0%BD-13

[39] шаттла «Челенджер»: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B0_%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%82%D0%BB%D0%B0_%C2%AB%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%80%C2%BB

[40] Эдмунд Хиллари: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%B8,_%D0%AD%D0%B4%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B4

[41] Стив Фоссетт: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%82%D1%82,_%D0%A1%D1%82%D0%B8%D0%B2

[42] Источник: https://geektimes.ru/post/292205/