Российские ученые обследовали редкий метеорит класса палласитов

в 12:44, , рубрики: астрономия, космос, метеориты, Научно-популярное, палласит

Российские ученые обследовали редкий метеорит класса палласитов - 1
Еще один из известных палласитов — метеорит Фукан

Команда ученых лаборатории нейтронной физики Объединенного института ядерных исследований (ЛНФ ОИЯИ) провела исследование фрагмента редкого по составу метеорита. В данном случае речь идет о метеорите Сеймчан. При помощи метода нейтронной томографии ученые смогли получить ценную научную информацию о составе и пространственном распределении вещества в этом объекте без разрушения самого фрагмента.

Метеорит, часть которого была обследована в лаборатории, относится к классу палласитов — это одна из наиболее редких и красивых разновидностей метеоритов. Первым найденным палласитом был метеорит Палласово железо. Его нашли в районе города Красноярск в 1749 году. Описал объект П.С. Паллас в 1773 оду. В 1794 году Э. Хладни определил метеорит, как внеземной объект.

Палласиты — отдельный класс в типе железно-каменных метеоритов. Они представляют собой железно-никелевую основу с вкраплениями кристаллов оливина. Назвали класс метеоритов в честь академика П.С. Палласа, который описал такие метеориты, как самородное железо, не понимая, что имеет дело с внеземным объектом (что, конечно, простительно для 18-го века). Состав палласитов — железо (80-90%) и никель (3-20%). Также частью палласитов являются оливины, у которых сходная структура и состав. По сравнению с земными образцами они обеднены кальцием и никелем.

Российские ученые обследовали редкий метеорит класса палласитов - 2
Обработанный фрагмент палласита с фрагментами оливина

Физики из лаборатории университета обследовали фрагмент метеорита, найденный неподалеку от поселка Сеймчан (Магаданская область) в 1964 году. По мнению ученых, у этого фрагмента есть все типы морфологии оливиновых зерен, а также крупные металлические участки. На данный момент известно несколько фрагментов метеорита Сейчас. Два из них, массой в 272 и 51 кг, были обнаружены в 1960-х годах. Еще один обломок массой около 50 кг специалисты нашли в 2004 году.

«Столь редкие космические объекты требуют специальных неразрушающих способов научного исследования. Таким образом можно получить довольно много информации об их структуре. Метод нейтронной томографии дал уникальные результаты», — рассказал в интервью «Известиям» старший научный сотрудник ЛНФ ОИЯИ Сергей Кичанов.

Изучение метеорита провели в Дубне на импульсном высокопоточном реакторе на быстрых нейтронах ИБР-2. По сравнению с рентгеновским излучением нейронное позволяет проникнуть внутрь изучаемого объекта глубже. А получаемые изображения дают возможность узнать информацию о внутренней структуре фрагмента и распределении неоднородностей.

Различия во взаимодействии нейтронов с железоникелевым сплавом и оливиновыми зернами дали ученым возможность создать контрастную трехмерную картину компонентов метеорита. Они смогли изучить распределение никеля в так называемой металлической матрице, определить протяженность металлических «вен», обследовать распределение зерен оливина по размерам и объемам.

«По результатам наших исследований направлена научная публикация в международный журнал Meteoritics & Planetary Science, которая должна привлечь внимание международного метеоритного сообщества к структурным исследованиям метеорита Сеймчан», — заявил Сергей Кичанов.

Коллеги физиков из Объединенного института ядерных исследований согласны с тем, что объект, выбранный для изучения, очень интересен для науки. «Это интересные объекты. Их еще называют Палласовым железом в честь академика Палласа, который нашел в окрестностях Красноярска первый железокаменный метеорит. Сеймчан, пожалуй, самый знаменитый из них», — рассказала Фаина Рублева, научный директор Московского планетария.

«Могу подтвердить, что объект исследования достаточно интересный, а метод нейтронной томографии — стандартный. Его широко применяют для самым различных объектов, в том числе и геологических образцов», — прокомментировал проведение исследований заведующий лабораторией прикладной инфракрасной спектроскопии МФТИ, астрофизик Александр Родин. По его мнению, результаты исследования помогут понять процессы формирования палласитов из астероидов.

Автор: Максим Агаджанов