в 16:31, , рубрики: астрономия, космос, Научно-популярное, планеты, Солнечная система

Несколько миллиардов лет назад в Солнечной системе был уничтожен зародыш планеты - 1
«Черный камень» из Нубийской пустыни в северном Судане оказался частью древней планеты

7 октября 2008 года в Нубийской пустыне (Судан) упал астероид, который при ближайшем рассмотрении оказался весьма необычным. Он был буквально начинен миниатюрными алмазами, сформировавшимися, по всей видимости, миллиарды лет назад. По мнению ученых, зарождение этого астероида происходило в условиях огромного давления и высоких температур. Скорее всего, он был частью несостоявшейся планеты, можно сказать, эмбриона, которому не было суждено развиться до «взрослого» своего состояния.

Тем не менее, размеры «эмбриона» были немаленькими — зародыш планеты был равен по габаритам Меркурию или даже Марсу. Ученые выяснили это благодаря проведенным расчетам — как оказалось, алмазы такого размера, какие были найдены в астероиде, могут зародиться лишь внутри достаточно крупного небесного тела. Интересно, что характеристики алмазов из астероида близки к характеристикам земных алмазов. Ученые обнаружили химические соединения, характерные как раз для земных условий — хромиты, фосфаты и железо-никелевые сульфиды.

По мнению специалистов, результаты изучения астероида позволяют лучше понять условия, царившие в Солнечной системе 4,4 млрд лет назад, когда вокруг Солнца уже начали формироваться будущие планеты. Некоторые из них развились в полноценные небесные тела, другие — распались в силу различных причин. Может быть, это гравитационное влияние других тел в Солнечной системе, возможно, были какие-то столкновения «эмбрионов» с другими телами.

Часть таких же «зародышей» планет упали на Солнце или были выброшены за пределы системы в межзвездное пространство.

Несколько миллиардов лет назад в Солнечной системе был уничтожен зародыш планеты - 2
Алмазные структуры, найденные внутри астероида. Фотография сделана с использованием электронного микроскопа

Размер упавшего объекта составил 4 метра, его осколки находят рядом с кратером до си пор. Они небольшие, размер частей составляет 1-10 сантиметров. Астероид (а вернее, метеорит, поскольку упал на Землю) упал неподалеку от железнодорожной станции №6, и коллекцию осколков назвали именно так «Станция шесть», только на арабском языке.

Ученые считают, что алмазы, найденные в астероиде, сформировались именно в зародыше планеты. Но есть и другие предположения. Например, некоторые исследователи считают, что алмазы, подобные тем, что найдены в осколках астероида, могут формироваться и при столкновениях объектов в космосе. Давление при этом должно составлять не менее 20 гигапаскалей, в Земных условиях оно может быть достигнуто лишь в исключительных условиях, при мощных взрывах.

«Такое давление может быть достигнуто в условиях зарождающихся планет, размером с Меркурий или Марс, правда, все зависит от слоя, в котором формируются алмазы», — говорится в отчете. Ну а разрушение зародыша планеты может случиться при столкновении с другими объектами, другими «эмбрионами» или достаточно крупными астероидами.

Результаты исследования были опубликованы в издании Nature Communications 17 апреля.

К слову, в России тоже изучают метеориты (астероид, упавший на Землю, технически является метеоритом). Недавно группа ученых лаборатории нейтронной физики Объединенного института ядерных исследований (ЛНФ ОИЯИ) провела исследование фрагмента редкого по составу метеорита. А именно — метеорита Сеймчан. При помощи нейтронной томографии ученые получили ценную информацию о составе и пространственном распределении вещества в метеорите без его разрушения.

Он относится к классу палласитов — одной из наиболее редких и красивых разновидностей метеоритов. Назван класс в честь ученого П. С. Палласа, который описал первый найденный метеорит этого типа в 1773 году. Тогда, кстати, никто не считал, что это внеземной объект, первым, кто идентифицировал палласит, как внеземной объект стал Э. Хладни в 1794 году.

Метеориты любых типов позволяют получить больше информации об истории Солнечной системы и ее эволюции. Зная все это, ученые могут делать более реалистичные прогнозы относительно развития нашей системы и понять, что происходит в ней сейчас. Знание — сила, и эту сила современная наука постепенно набирает.

Автор: Максим Агаджанов