в 16:10, , рубрики: генная терапия, днк, Здоровье гика, Научно-популярное, омоложение организма, старение, старость

Стартап из Гарварда планирует научиться омолаживать людей и животных. Начнут с собак - 1

Остановить старение организма — идея фикс многих ученых, как наших современников, так и тех, кто жил десятки и сотни лет назад. Вечная молодость по душе многим и понятно, что если кому-то удастся изобрести некий эликсир молодости, то этот человек станет не только богатым, но и прославится на века. Причем в лучах славы он (или она) сможет греться едва ли не вечно.

Некоторые ученые считают, что лучший способ борьбы со старостью — умение возвращать уже постаревшему организму молодость. На днях стало известно о том, что весьма авторитетный ученый решил основать новую компанию, которая будет заниматься омоложением собак. Из старых животных ученый надеется получить молодых, используя генную терапию. Если это сработает, то метод попробуют и на людях.

Кстати, сам ученый — его зовут Джордж Черч, он генетик — собирается стать первым добровольцем. Но только в том случае, если омоложение сработает на собаках. Его стартап называется Rejuvenate Bio. Самое интересное то, что компания уже проводила предварительные испытания — как раз на собаках. И результаты, как считают авторы исследования, весьма многообещающие. Как уже говорилось выше, основа метода — генная терапия. Ученые добавляли к «родным» ДНК животных специальные участки с инструкциями, которые позволяли организму омолаживаться.

Ранее генетики уже ставили опыты с живыми организмами — но лишь с червями другими не слишком сложно организованными существами. Как оказалось, изменение генов соответствующим образом может увеличить продолжительность жизни животного в несколько раз. Кроме того, проводились исследования и с мышами почтенного возраста. Результаты были тоже положительными. «Старички» мышатами не становились, но все же их внешний вид улучшался, а здоровье — поправлялось.

«Мы уже провели достаточно много испытаний на мышах, сейчас проводим аналогичные эксперименты с собаками, после чего перейдем на людей», — говорил Черч в прошлом году. К сожалению, пока что неясно, сколько именно животных были «омоложены» — результаты экспериментов часто хранятся в секрете. Однако, в некоторых документах, которые попали в руки пронырливых журналистов, указано, что всего собак было четверо — именно на них экспериментаторы и ставили опыты.

Кстати, если даже опыты с людьми будут проводиться в далеком будущем, то одно лишь омоложение питомцев может озолотить стартап. Дело в том, что лишь в США объем рынка домашних животных (сами питомцы, их питание и аксессуары, средства по уходу, лечение и т.п.) составляет $72 млрд.

Эксперименты сейчас ставятся на гончих, причем тоже не просто так. Дело в том, что гончие — дорогая порода, и владельцы старой собаки могут заплатить гору денег за то, что им вернут здорового и счастливого питомца, лапы которого так же быстры, как и несколько лет назад.

Проблема здесь в том, что неясно, насколько метод ученых изменял собак — о результатах говорят лишь они сами, причем в большинстве случаев это просто слова, не подкрепленные доказательствами. То есть, если по-хорошему, то о результатах эксперимента ничего неизвестно. Но если они есть, результаты их — положительны, вероятно, можно ожидать того, что люди начнут тратить огромные средства на создание «эликсира молодости». Собственно, вряд ли Черч будет рассказывать просто о своих фантазиях — авторитет ученого достаточно велик. Вероятно, он пока не раскрывает все карты, да и только.

Стартап из Гарварда планирует научиться омолаживать людей и животных. Начнут с собак - 2

Проект получил поддержку как частных инвесторов, так и государства. В последнем случае средства предоставила государственная организация US Special Operations Command. Ее представители надеются на то, что ученые смогут «улучшить» военных собак. Понятно, что если способ окажется эффективным, его можно будет использовать для коров, свиней, кур, котов, собак и т.п.

Команда начала работать с животными, минуя стадию клинических исследований по той простой причине, что проверка препарата на людях займет слишком долго времени. По словам руководителя проекта, ему бы не хотелось прийти в FDA и заявить, что препарат продлил жизнь конкретному человеку. Ученый опасается того, что ему не поверят и скажут: «Хорошо, приходите через 20 лет с данными исследования и посмотрим», — заявили в FDA.

На первом этапе работы ученый планирует начать борьбу с сердечными недугами, которые обычны для спаниелей и доберман-пинчеров. Он надеется на то, что сможет добиться положительных изменений в организмах собак, а затем аналогичные приемы сработают и для человека.

Лабораторные исследования ранее показывали, что старость обратима, во всяком случае, в отношении отдельных клеток. Ученые научились перепрограммировать практически любые индивидуальные клетки на то, чтобы они вернулись к состоянию «молодости», как в организме эмбриона. Но, конечно, вернуть молодость группам клеток, тканям и тем более органам гораздо сложнее. Дело в том, что в организме даже относительно просто организованного животного огромное количество специализированных клеток, которые выполняют определенные функции.

По этой причине некоторые ученые убеждены, что повернуть маховик времени вспять невозможно. «Я не думаю, что мы можем ликвидировать старение или вернуть молодость для млекопитающих», — говорит Педро де Магалаес из Ливерпульского университета.

Тем не менее, другие специалисты считают это возможным. Именно над возвращением молодости млекопитающим работает одна из лабораторий Гарварда. В этом случае ученые планируют использовать генную терапию, а не инструменты вроде CRISP.

Генная терапия — сложный метод внедрения отдельных участков ДНК в геном животных. Для этого используются вирусы. В лаборатории Джорджа Черча генную терапию уже применили для регулирования гена активности старой мыши. Ученые добились как повышения активности, так и понижения. А это, в свою очередь, может помочь вернуть некоторые клетки к состоянию молодости, что приведет к обновлению всего организма.

Стартап из Гарварда планирует научиться омолаживать людей и животных. Начнут с собак - 3

Лаборатория работает с более, чем 60 инструментами генной терапии, отрабатывая различные приемы на старых мышах. Некоторые техники комбинируются для усиления конечного результата. Сейчас готовится отчет о проделанной работе, который будет опубликован в каком-либо авторитетном научном издании. По словам самих исследователей, результаты очень впечатляют.

Цель всего проекта, как говорит Черч — дать человеку возможность иметь тело и скорость работы мозга 22-х летнего человека, но опыт 130-летнего.

Понятно, что он не одинок в своем стремлении жить если не вечно, то близко к тому. Есть энтузиасты геронтологической науки и в Кремниевой долине. Здесь, например, миллиардер Питер Тиль также планирует начать борьбу со старением и его последствиями. Тиль основал стартап, идея которого в том, чтобы дать человеку возможность контролировать собственные биологические часы и устанавливать их на любой возраст, который хотел бы сам человек.

Черч тем временем пытается убедить всех в том, что его работа этична и необходима человечеству. Как уже говорилось выше, собак ученый выбрал потому, что индустрия домашних питомцев весьма богата. Если удастся возвращать молодость собакам, это принесет прибыль, которую можно будет пустить уже на исследования «эликсира молодости» для людей.

Стартап из Гарварда планирует научиться омолаживать людей и животных. Начнут с собак - 4

Начать планируется с породы собак Кавалер кинг-чарльз-спаниель. Эти симпатичные собачки, к сожалению, умирают в большинстве своем от старости в 10 лет из-за массы разного рода болезней, которые их поражают в зрелом возрасте. Одна из проблем — болезни сердца, их планируется остановить при помощи блокирования производства белка TGF-бета. Считается, что это главный регулятор процесса деградационных изменений сердечного клапана у этих собак.

Но здесь возникает вопрос — если даже с этим заболеванием получится справиться (что далеко не факт), то будет ли это реальным лекарством от старости, пускай и для собак, или же просто метод лечения заболеваний сердца?

Что касается самого процесса старения, то сейчас достаточно распространенной является точка зрения, что одна из основных причин старения — нарушение работы митохондрий. Это далеко не единственная причина, но важная. С возрастом у человека и животных снижается количество митохондрий в клетках, кроме того, снижается и количество копий митохондриальной ДНК в митохондриях. Плюс ко всему, снижается, и довольно значительно (около 40%) производительность транспортной системы митохондрий.

Еще одна причина, возможно — активные формы кислорода, являющихся побочным продуктом реакции окисления. Они вступают в реакцию с молекулами клеток, и повреждают их. А это ведет к апоптозу клетки.

Стартап из Гарварда планирует научиться омолаживать людей и животных. Начнут с собак - 5

Что касается генной инженерии в качестве лекарства от старости, то, по данным ВОЗ, 9 из 10 причин смерти человека вызваны различными генетическими факторами. При помощи генетический мутаций можно продлить жизнь, это считается практически доказанным. При внесении даже всего одной мутации жизнь человека или животного можно продлить, и весьма значительно. Например, жизнь мыши смогли продлить на 20% путем введения пожилой мыши возрастом в год теломеразы этой же мыши.

Сейчас проводятся клинические испытания генной терапии на людях, которые пытаются продлить себе жизнь при помощи этого же метода. Два таких препарата уже прошли испытания и вышли на рынок. В генной терапии сложность в том, что если модифицировать один участок ДНК, то это может продлить жизнь, но как-то повлиять на работу других систем организма. Если же изменений будет не одно, а несколько, отследить их влияние на организм очень сложно, если вообще возможно. Ведь факторы влияния будут перекрывать друг друга, оказывать кумулятивное воздействие на одни системы и никак не влиять на другие. Да и в большинстве случаев речь идет не про обращение старости в молодость, а про замедление скорости старения организма человека или животных.

Может помочь и не генная терапия, а фармацевтика. Вообще говоря, в мире известно около 250 веществ, которые положительно влияют на продолжительность жизни. Здесь сложность тоже в том, что неясно, как они взаимодействуют друг с другом. Зато понятно, что таблетки «продлить жизнь» пока нет, и вряд ли она появится в скором будущем.

Тот же Чарч со своими идеями только начал работу в направлении омолаживания организма и неясно еще, будет ли вся эта работа иметь какое-то значение. Остается, как говорится, только ждать и надеяться. Но если у него что-то получится с собаками, то в этом случае появится надежда и для человека.

Автор: Максим Агаджанов