Камера, которая изменила Вселенную

в 9:10, , рубрики: Hubble, Вселенная, глубокий космос, космонавтика, Научно-популярное, хаббл

Космический телескоп Хаббл сделал свой первый снимок в 1990 году, однако в полную силу начал работать только в 1993, после первой миссии по его обслуживанию. С этого момента исследования вселенной начали свой стремительный подъем.

Камера, которая изменила Вселенную - 1
Снимок первой миссии по обслуживанию телескопа Хаббл, 1993 год.
Астронавт Джефри Хоффман демонтирует широкоугольную планетарную камеру WFPC 1 для замены.

Конечно, это был трепетный момент. В ходе этой миссии были не только исправлены проблемы с главным зеркалом и сферической абберацией, но также и произведен апгрейд главной камеры телескопа.

Камера, которая изменила Вселенную - 2

Широкоугольная Планетарная Камера 2 (WFPC2) — несомненно, стала тем, что изменило наше представление о Вселенной. Достаточно посмотреть на снимки до и после миссии по обслуживанию!

Камера, которая изменила Вселенную - 3

С 1993 по 2009 год камера WFPC2 была главной рабочей лошадкой на космическом телескопе Хаббл и сделала множество снимков за время своей эксплуатации. Но некоторые из этих снимков можно выделить как изображения, которые изменили наше представление о Вселенной.

«фишкой» Хаббла можно назвать его способность к обзору дальнего космоса. Если вы поднимите голову и посмотрите в ночное небо, то увидите звезды, пространство между которыми представляется черной пустотой. Используя бинокль, вы можете увидеть больше звезд, чем невооруженным глазом, а с помощью телескопа — больше чем с биноклем. Но в какой-то момент вы не найдете больше ничего нового.

Итак, в 1995 году при помощи телескопа Хаббл был проведен интересный эксперимент. Была выбрана часть неба, в котором ранее не наблюдалось звезд, галактик или кластеров, или чего-либо еще интересного. Именно на эту точку и был наведен телескоп в течении нескольких дней для того чтобы узнать, что же из этого получится.

Камера, которая изменила Вселенную - 4

Это изображение составляет только 1 градус обзора с каждой стороны от нормали, или всего 0.005% ночного неба. Таким образом вы можете представить, насколько это ничтожная часть: картина ночного неба состоит из 20.000 подобных участков, т.е. сейчас мы наблюдаем всего 0.002 всей возможной наблюдаемой площади! В наблюдаемой нами области было только пять ранее известных звезд — это все, что мы знали об этом участке, но так было ДО Хаббла.

Спустя 10 дней камера WFPC2 сделала в сумме 342 кадра этой области, глядя в эту маленькую часть звездного неба. Один фотон здесь, другой там, часто не фиксируя ничего кроме темноты по несколько минут подряд. Спустя 10 дней все сделанных Хабблом кадры были совмещены и мы получили следующую картину:

Камера, которая изменила Вселенную - 5

Вы знаете, что тут изображено? Каждая светящаяся точка на этом изображении не принадлежит свету ранее известных нам 5ти звезд в этой области. Каждая из них — это отдельная галактика! Мы не имели представления о том, как глубока, огромна и полна вещей наша Вселенная, пока не получили это изображение. У вас есть мысли, как много галактик изображено на этой картинке? Единственное, что стоит понимать — это всего 0.002 часть небесного свода. А сколько галактик во всей Вселенной?

Возьмем 8% этого изображения, конечно, увеличенного, чтобы вы могли его рассмотреть:

Камера, которая изменила Вселенную - 6

И запомните, каждый одинокий блик, огонек или далекая светящаяся точка — это галактика! На этой картинке их около 350 штук. Обратившись к математике и экстраполируя результат по всей площади ночного неба мы получим примерное число в 10^11 галактик по всей вселенной, вдумайтесь 100,000,000,000 галактик!

Впервые мы получили подтверждение того, что в нашей вселенной по крайней мере сто миллиардов галактик.

Камера, которая изменила Вселенную - 7

Юпитер — самая большая планета солнечной системы. Конечно, это прекрасное зрелище и Хаббл может показать нам удивительные виды его полюсов и даже извержения на ближайшем спутнике Юпитера — Ио.

Камера, которая изменила Вселенную - 8
Извержение на Ио.

Но на сегодняшний день самое крутое, что мы видели, было определено случаем. В 1994 году в Юпитер попала комета!

Камера, которая изменила Вселенную - 9

На кадрах выше наблюдается фрагментация кометы, а после мы зафиксировали несколько точек столкновения с самим Юпитером (фото ниже), которые образовали несколько «отверстий» с завихрениями облачности.

Камера, которая изменила Вселенную - 10

И все же, существуют еще более удивительные вещи, которые сделал Хаббл.

Камера, которая изменила Вселенную - 11

Хаббл может делать снимки не только спиральных и элиптических, но и ультра-редких кольцевых, или кольцеобразных галактик. Есть две теории, согласно которым галактика становится кольцевой и обе они кажутся разумными.

Первая гипотеза образования колец — аккреция вещества карликовых галактик-спутников.

Наиболее вероятным же механизмом рождения кольцеобразных галактик является столкновение гигантской и карликовой галактик. Когда карликовая галактика проходит через центр гигантской, от места столкновения галактик начинает распространяться волна звездообразования, что, со временем, приводит к появлению яркого кольца.

И Хаббл сфотографировал этот процесс.

Камера, которая изменила Вселенную - 12

А теперь поприветствуем Arp 147, единственную известную пару гравитационно взаимодействующих галактик имеющих кольца! Основываясь на знании их движения мы можем сказать, что галактики отдаляются друг от друга и находятся на равном расстоянии.

Это означает, что они «только что» столкнулись и т.к. обе имеют кольца, процесс звездообразования происходит в каждой из них. Это единственный раз, когда мы наблюдали подобное одновременно для двух галактик и мы обязаны этим знанием Хабблу.

Камера, которая изменила Вселенную - 13

Иногда мы получаем от Вселенной подарки. Вместо того чтобы искать отдельные галактики или их скопления, мы получаем изображения двух галактик, находящихся на одной прямой. Когда это происходит, галактика или скопление в середине действует как линза, которая может как увеличивать, так и искажать изображение всего, что находится за ней.

Благодаря WFPC2 мы смогли обнаружить большое количество гравитационных линз и получить огромное количество снимков:

Камера, которая изменила Вселенную - 14

Но это еще не все. Когда вы наблюдаете галактики или кластеры, вам может повезти и за ними будут находится еще галактики/кластеры. Эти фоновые объекты могут выступать в роли линзы. Видите эти синие дуги, которые выглядят как часть круга? Это одни и те же галактики, сфотографированные несколько раз. Из-за высокого разрешения камеры Хаббла WFPC2 мы смогли получить изображения данной галактики и реконструировать его.

Камера, которая изменила Вселенную - 15

В ближайшее время мы сможем использовать данный метод для того, чтобы определять в какой момент времени произошли те или иные события, т.к. мы можем получить 4 различных по времени снимка одной и той же галактики.

И наконец, как же рождаются и умирают звезды? Пожалуй, ни один из имеющихся у нас инструментов не смог дать нам так много информации о том, как рождаются и умирают звезды, как камера WFPC2 телескопа Хаббл. Многие звезды в конце своей жизни превращаются в светящуюся планетарную туманность, которая «живет» до десяти тысяч лет.

Телескоп Хаббл обнаружил планетарную туманность «кошачий глаз» более 15ти лет назад и сделал снимок при помощи своей камеры WFPC2. Что из этого получилось?

Камера, которая изменила Вселенную - 16

Серьезно, вы можете сказать что-нибудь кроме «Господи Иисусе»? То что вы видите — «строительный мусор» Млечного Пути.
В нашей галактике около 400 миллиардов звезд. Каждая живет примерно 10 миллиардов лет, что означает, что в среднем за год «погибает» примерно 40 из них. Т.е. в любой момент времени в нашей галактике существует примерно 400000 планетарных туманностей. Есть несколько весьма впечатляющих, которые попали под взор камеры WFPC2, например, туманность «Песочные Часы»:

Камера, которая изменила Вселенную - 17

Туманность №5:

Камера, которая изменила Вселенную - 18

Туманность Mz3, названная «муравей»:

Камера, которая изменила Вселенную - 19

И так, Хаббл смог рассказать нам многое, о том как умирают звезды, но он же и рассказал нам о том, как они рождаются! Как вы видите, эти туманности не только рассеиваются за несколько тысяч лет, но и «выплевывают» огромное количество газа из которого образуются новые звезды. Одну из самых зрелищных фотографий этого процесса мы получили из туманности Орла:

Камера, которая изменила Вселенную - 20

Итак, благодаря всем описанным выше способам Хаббл смог изменить наше представление о Вселенной. НО это не конец, как вы могли подумать. В 2009 году была проведена еще одна миссия по обслуживанию Хаббла и сейчас, во всех отношениях, мы имеем еще больше возможностей чем раньше. Последние снимки глубокого космоса показали нам, что теперь мы можем заглянуть почти в два раза дальше, чем раньше:

Камера, которая изменила Вселенную - 21

И получать как никогда ранее детализированные снимки галактик:

Камера, которая изменила Вселенную - 22

Туманности погибших звезд:

Камера, которая изменила Вселенную - 23

Снимок гравитационной линзы, который раньше мы не имели:

Камера, которая изменила Вселенную - 24

И наконец, снимок «Столпа созидания» лучший, чем мы могли даже мечтать:

Камера, которая изменила Вселенную - 25

Вселенная вокруг нас. Все что нам нужно — это смотреть.

Автор: ragequit