Непонятные вспышки, зафиксированные телескопом Хаббл, привели учёных в замешательство

в 16:17, , рубрики: звезды, космонавтика, Научно-популярное, сверхновая, телескоп, хаббл

image
Слева – наблюдение от января, справа – от августа 2014

Накануне своего 25-летнего юбилея наш любимый телескоп имени Хаббла обнаружил в созвездии Эридана два удивительных взрыва звёзд, ни одно из свойств которых не вписывается в общепринятые у астрономов рамки. Взрывы потухли слишком быстро и были слишком тусклыми для сверхновой, но слишком яркими для появления новой звезды. Явление наблюдалось дважды в течение 2014 года, и было представлено научному сообществу 21 апреля этого года.

Вспышки на ночном небе, выглядящие как появление новых ярких звёзд, могут быть вызваны разными явлениями — «новая звезда» или «сверхновая». Первый вариант происходит, когда в системе из двух звёзд белый карлик перетягивает на себя материю звезды-компаньона и в результате взрывается. Гораздо ярче горит сверхновая, кратковременно затмевая при взрыве звезды всю галактику, и затем постепенно потухая в течение нескольких месяцев. Причинами взрыва сверхновых могут быть перезапуск ядерного синтеза внутри потухшей звезды или гравитационный коллапс массивного ядра.

Новое явление, которое обнаружил телескоп, не вписывается ни в одну из этих схем. «Комбинация свойств [вспышки] приводит в замешательство,- говорит Марио Ливио, астрофизик из Института исследований космоса с помощью космического телескопа (Балтимор). – Я размышлял над многими возможностями, но любая из них не совпадает со всеми характеристиками наблюдаемого явления».

Зафиксированные телескопом вспышки света пришли к нам с расстояния в 7.8 миллиардов световых лет. Пока непонятно, было ли это явление, наблюдавшееся в январе и августе, результатом одного и того же инцидента, или же это были два разных случая.

Стивен Родни, астроном из Университета Джонса Хопкинса, не исключает возможности наблюдения т.н. килоновой – явления, происходящего при столкновении двух сверхмассивных объектов, например нейтронных звёзд или чёрных дыр. Однако это явление происходит настолько редко, что наблюдать его дважды за год практически нереально. Родни пояснил, что хотя проведён пока лишь предварительный анализ наблюдений, вполне возможно, что астрофизикам придётся вновь менять свои физические модели.