Как мы теряли и находили машины на 9-этажной парковке

в 7:03, , рубрики: beacon, indoor, IoT, Беспроводные технологии, Блог компании КРОК, навигация, помещения, Сетевые технологии

Как мы теряли и находили машины на 9-этажной парковке - 1

У нас в офисе 9 этажей парковки, каждый этаж 40 на 60 метров. Частая проблема — сотрудники забывают этаж со своей машиной и как зомби ходят с ключами, пытаясь «пикнуть» сигнализацией. Именно там мы решили обкатать indoor-навигацию на базе Bluetooth.

В целом тема горячая. Активный интерес есть у больших магазинов (устройства для тележек в продуктовом с пуш-уведомлениями про акции и интересные товары рядом), стадионов, аэропортов и госкомпаний для разного рода indoor-навигации. Опыт для музеев был, но понадобились дотесты ряда вещей. А ещё решения актуальны для промышленности (мониторинг персонала, груза, транспорта; обеспечение промышленной безопасности и охрана труда).

Про сами датчики уже сотни раз писали. Я хочу рассказать про практику их применения в реальном мире. Например, одним из сюрпризов во время тестов стало то, что они падают на головы людям.

Как мы теряли и находили машины на 9-этажной парковке - 2

Вводная

Изначально хотели решать задачу с помощью видеоаналитики номеров (у нас RFID-пропуск на входе в здание и распознавание номеров перед въездом на территорию), но осенью и весной дороги грязные, поэтому видеоаналитика отпадает. Покрасили двери на разных этажах парковки в разные цвета — не помогло. Стилизовали каждый этаж под свою страну и написали название — не помогло. Итог — комплекты блютус-датчиков. Заодно хотели проверить другие применения навигации внутри помещений.

Задача решается выбором правильных датчиков (правильной технологии и реализации) и написанием правильного приложения. С приложением для навигации по офису идея с машинами довольно простая:

  1. Когда геофенсинг говорит, что сотрудник приближается к офису, приложение на iOS и Android начинает фоновую активность. Также приложение (даже iOS!) «просыпается», если видит маяки с определённым диапазоном идентификаторов.
  2. На выходе с каждого этажа парковки стоят датчики. По блютусу они ловят телефон пользователя и «видят», где он прошёл.
  3. Пока мы считаем, что пользователь идёт вниз по лестнице или едет в лифте, а не ходит по парковке вверх-вниз, то есть запоминаем самый верхний этаж для интерфейса и кладём остальные в историю в лог (тоже доступный, но с большим количеством телодвижений).

Как мы теряли и находили машины на 9-этажной парковке - 3

Это режим «где моя тачка, чувак?». А вот обычный режим навигации по офису (скриншоты из разных версий ПО, которое мы делали во время тестов, SDK Local Geo и Navigine, датчики — Kontakt.io с сертификатом Ростеста):
Как мы теряли и находили машины на 9-этажной парковке - 4

Как мы теряли и находили машины на 9-этажной парковке - 5

Кроме маршрутов и отметок точек «где что», мы быстро дописали интеграцию с другими информационными источниками офиса:
Как мы теряли и находили машины на 9-этажной парковке - 6

Конфигурация

Нужно расставить датчики «ногами» и нанести их на карту в режиме админа:
Как мы теряли и находили машины на 9-этажной парковке - 7

И загнать контент в базу данных. Ещё можно прописать маршруты:
Как мы теряли и находили машины на 9-этажной парковке - 8

И построить ещё много логики. Но это просто разработка, и ничего особо сложного там нет. Главное — удобство расстановки датчиков. К счастью, на некоторых наших моделях, которые применялись для тестов, есть NFC, что очень упрощает жизнь.

Но давайте уже про «железо».

Датчики

У нас были разные решения разных вендоров. Вот эти, пожалуй, самые крутые:
Как мы теряли и находили машины на 9-этажной парковке - 9

Как мы теряли и находили машины на 9-этажной парковке - 10

Внутри:

  • Три батарейки (они служат 3–5 лет — аккумуляторы разряжались бы за то же время, и подходил бы к концу срок их службы). Такие же маяки есть на слаботочке (USB).
  • Плата со всеми нужными штуками и антенной (отправляет фреймы раз в 3 секунды).
  • Красный светодиод (помогает при поиске нужного маяка в ходе отладки и инициализации).
  • Датчик освещённости (очень крутая опция, отключает маяк или переводит его в режим редких проверок в темноте, то есть ночью навигация офиса спит).
  • Защёлка для монтажа, крепится к корпусу сзади щелчком.
  • Влагозащищённый корпус (нырять не может, но ливень выдержит).

Датчику будет довольно плохо при температуре ниже -20 по Цельсию, поэтому на парковке мы их ставили именно около лифтов или на лестничные проёмы, где относительно тепло — рядом радиаторы. Вот пример монтажа:

Как мы теряли и находили машины на 9-этажной парковке - 11

Другие маяки тоже тестировались, но эти — самые впечатляющие. Простые маяки (дешёвые) сюрпризов почти не преподнесли. Почти — это потому что мы их крепили на двусторонний скотч на потолочные плиты, а они падали через месяц-другой. Лучше всего класть их на плиты фальшпотолка.
Вот пример монтажа:

Как мы теряли и находили машины на 9-этажной парковке - 12
Особенность: если маяк приклеивается к потолку, то может упасть на голову пользователя. Хорошо или приклеивать к фальшпотолку изнутри, или вешать на клипсе.

Итог и ещё детали

Приложение всё ещё обкатываем в плане работы с пользователями. Точнее, дописываем фичи: вроде того же меню столовой и расписания собственных мероприятий или офисного бота.

На парковке у нас стоят Beacon Pro — 32 штуки, на втором этаже офиса — просто Beacon — 17 штук.

Надо сказать, что сейчас активно развиваются устройства интернета вещей, в частности, уже сейчас есть лампы с блютус-маяками (интересны торговым центрам) и даже лампы с сервисным блютус-каналом для информирования об оставшемся ресурсе и сбоях. Холодильник, кулер с водой — всё это в 5G-сетях будет маяками. А вот первая ласточка от «Филипс»:

Подводя итоги, делаем вывод, что применение у этой технологии самое разное — от контроля персонала в аэропортах (кто и куда заходит) до особенностей автодилера (кое у кого «Мерседесы» постоянно на территории пропадали). Ещё пример: в США есть большая автобусная парковка типа нашего автопарка, и там водители перед выездом на маршрут ищут свою машину по такому же примерно приложению.

Сами приложения взаимодействуют между собой. Я вот сейчас очень хочу вывести на фитнес-браслет вибрацию на тот случай, если встречаю коллегу в офисе второй раз, чтобы знать, что мы уже здоровались. Шутка, конечно, но в целом в большой компании это может быть проблемой.

Ещё кейсы

В музеях могут использоваться Points of Interest для высвечивания данных по экспонатам:
Как мы теряли и находили машины на 9-этажной парковке - 13

Как мы теряли и находили машины на 9-этажной парковке - 14

В торговых центрах — для поиска магазинов:
Как мы теряли и находили машины на 9-этажной парковке - 15

Ну а в самих магазинах — для поиска товаров и пушей с акциями, если вы идёте мимо нужного товара.

В качестве примеров с рынка: Мосметро отслеживает своих сотрудников (пока в тестовой эксплуатации), многие магазины и торговые центры мира предоставляют сервис навигации своим покупателям (сеть «Хамлейс», ТЦ «РИО», ТРЦ Vegas, решения — тележки SMART, решения — Shimeba для ТЦ в Израиле), работает навигация и во многих аэропортах Европы. Из самого весёлого: год назад финская розничная сеть Kesko оборудовала свои тележки недорогими планшетами с картой магазина и информацией о товарах. Можно набрать название товара — и тележка вас «доведёт» до места. А ещё можно выбрать рецепт — и тележка поможет собрать компоненты. Само решение разработала финская компания Smartcart, а систему навигации предоставила российская Navigine. Подробнее — на сайте РБК.

Напоследок из практики скажу, что маяки надо вешать высоко: у нас по офису бродят инженеры-параноики и иногда снимают «железо» со стен на анализ. А уборщица как-то спросила, не подслушивает ли эта штука теперь её разговоры.

Ссылки:

Автор: IOmehin

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля