Как я один запустил проект про стартапы, и как он развивался на практике

в 8:49, , рубрики: Блог компании «Интернет-издание «ToWave»», контент, Медиа, Новости, обратная связь, переводы, проект, развитие, сообщество, стартап, управление проектами, метки: , , , , , , ,

Как я один запустил проект про стартапы, и как он развивался на практике Пару лет назад был настоящий бум контентных сайтов, где есть что-то интересное по одной конкретной теме. Что-то выросло, что-то нет — например, точно загнулись сотни сайтов для фотографов, очень хорошо подрос Хабр — а я в это время развил и выгодно продал два проекта.

Третий захотелось сделать с учётом полученного опыта — и я снова начал с нуля.

Сегодня я готов рассказать что и как было сделано — и хочу попросить у вас обратной связи по проекту.

Как всё начиналось

Первый проект был про торговлю на бирже: тогда это была очень популярная тема, но, увы, сайт быстро перекосился в тему Форекса. Разбираясь всё глубже и глубже, я понял, что с нашими брокерами это всё напоминает игру с казино. Поэтому нашел компанию в Англии, которую регулировали и аудировали британские надзорные компании, и стал их партнёром в РФ, а через полгода работы продал проект по личным обстоятельствам.

Вторым чисто контентным сайтом был туристический портал, который хорошо и быстро развивался. Здесь я получил отличный опыт работы в команде и набрал людей, с которыми довольно плотно сработался. Сайт развивался почти два года, пока в какой-то момент я не понял, что нельзя вести два проекта одновременно. Чисто психологически сложно видеть, что есть что-то, что не развивается. Тогда я продал его и вложил полученные деньги в новый проект.

Дальше пошло просто. Не секрет, что многие западные тенденции через некоторое время повторяются и у нас. В большинстве случаев то что сейчас в тренде в Америке будет трендом у нас где-то через год-два. Мне было просто интересно, как развиваются проекты, как и что раскручивается на Западе, чтобы понимать, что может быть на рынке. Я решил собрать как можно больше информации от зубров интернет-маркетинга, владельцев выстреливших стартапов и других людей — и запустил сайт, куда можно было всё это складывать. Так появилось интернет-издание ToWave.

Первые шаги

Напомню, год назад каждый кому не лень делал соцсеть со своей особой атмосферой. Повторять такой опыт не хотелось, поэтому концепция была выбрана простая: сделать такой ресурс, который действительно интересно и полезно читать. Отсюда — чёткая линия про проектную работу, акцент на фактах и другие особенности. На старте была команда из предыдущего проекта (сейчас многие люди оттуда работают в ToWave), опыт развития контентных сайтов и некоторое количество личных денег.

Сначала просто захотелось сделать сайт, где бы публиковались переводы статей с западных источников. Я выбрал тех людей, которые пишут практически-полезные вещи и начал рассылать просьбы о переводе статей. То есть я перевожу — и просто прошу разрешения на публикацию такого материала.

Smashingmagazine в лице Виталия Фридмана предложил лицензионное соглашение: его отложили до лучших времен. Mashable, в лице Tamar Weinberg, вообще в категоричной форме отказал. Вообще, вроде предскауземо: нужно было собрать с десяток отказов минимум, чтобы отступиться, поэтому немного погоревав, пошел дальше по списку сайтов.

А дальше пошли согласия. Чертовски приятно получать ответ от авторитетного человека: не шаблон, не отписку, а живой человеческий ответ, который товарищ, про которого ты раньше только читал, написал сам — и вот буквально пару минут назад. Свое согласие дали такие авторы, как Крис Броган, Сет Годин, Брайан Солис и другие. Пришли согласия от Businessinsider, Seomoz, Conversationmarketing, Smallbiztrends, Noupe, Emarketer и кучи других. Каждый раз когда в инбокс падало новое письмо от таких сайтов, я открывал с азартом и страхом: если там будет «нет» — это приговор, крест на переводах массы интересных и полезных вещей. А если согласие — отличный стимул развиваться.

В итоге получилось сотрудничать примерно с 40% авторами и сайтами из первоначального списка. Думаю, если бы к этому моменту у меня уже был бы крупный проект, то процент был бы выше. При этом много хороших ресурсов прислали отказы или запросы на суммы в размере 400-500 долларов за один перевод их материала. Не знаю, кто им платит такие деньги, но, похоже, для многих это норма.

Для переводов отбиралось то, что устареет не очень быстро (за год-два минимум), реально интересные кейсы или же практические советы, которые могут эффективно применяться в наших условиях. Уже через пару дней у нас появились первые переводы, которые я показал своим друзьям в соцсетях — и первые посетители, потому что «сарафанное радио» начало разносить информацию об интересном ресурсе.

Развитие

Люди заходили на сайт, читали статьи и уходили. По идее, с развитием проекта и увеличением количества материлов поток людей бы постоянно увеличивался бы: это доказали такие контент-ориентированные ресурсы как Хабр, Автокадабра, D3 и многие другие. Но нужно было ускоряться — нужен был канал, который бы позволял не просто читать, но и подписываться. На сайте почти «из коробки» был RSS-фид, который стал пользоваться популярностью — и было решено подумать о других вариантах сохранения читателей.

Очевидным выходом казалась почтовая рассылка или с дайджестом за неделю (как делает E-xecutive и другие сайты) или с «золотыми» материалами непосредственно в почту. Уже тогда поток переводов был довольно большой, поэтому во втором варианте читатель бы получал слишком много писем: нужна была бы сегментация базы и другие сложности. В итоге мне показалось, что как таковая почтовая рассылка — это далеко не то, что нужно проекту в XXI веке, когда есть социальные сети.

Мы запустили группу в Фейсбуке и начали активно писать в Твиттере. Эти два канала развиваются уже с мая — и дают достаточно большой трафик в момент выхода новых хороших материалов. Твиттер также очень здорово разносится: многие используют его как закладку на полезную ссылку и заодно показывают линк друзьям. Во Вконтакте долго не хотелось идти — ведь явно не наша аудитория — но где-то месяц назад всё-таки начали работать и там, правда, не очень активно.

Новости и интервью

Очень важным моментом был переход на новости. Поначалу ни я, ни команда этого не хотели — мы даже писали на главной, что не публикуем новости как все. Дело в том, что тогда контентный сайт всегда брал именно новостями и был немыслим без них. В итоге после долгих размышлений решили попробовать — и поняли, что это идёт на пользу проекту. Например, 4 новости примерно равны по охвату аудитории одной серьёзной статье — а по трудоёмкости гораздо меньше. Новости расширяли аудиторию, потому что на них приходили новые люди, часто из поиска. Новости хорошо репостились.

Каждая новость проходила довольно простой путь: кто-то услышал о чём-то интересном или нашел что-то полезное в подписках (а каждый в команде активно развивается и потому подписан на кучу иностранных ресурсов по своей теме) — затем делался фактчекинг и новость шла на публикацию. Когда стали появляться отечественные новости, фактчекинг стал очень важной вещью — было очень легко пропустить слух, утку или просто что-то такое, что журналист написал, не очень разобравшись. Появилась механика, фактически, собственного написания новостей по событию. Через месяц мы уже не ждали чьих-то информационных сообщений, а писали сами.

Началось это, наверное с того, что была нашумевшая новость с банком Тинькова и Одноклассниками, когда коллекторы банка пришли к должнику непосредственно в соцсеть и начали шуметь там. Тогда мы нашли этого человека, взяли интервью в Твиттере, получили комментарии у Тинькова (владельца банка), Анисимова (ответственного за маркетинг банка) — и собрали интересный материал. Схлестнулось две волны: те, кто негодовал по поводу действий коллекторов — и те, кто начал возмущаться, что должник был из МММ. Родился холивар (в ходе него, кстати, моя карма здесь сильно пострадала от обеих сторон). Меня почему-то записали в сторонников должника, хотя я объяснял, что мне не нравится сам метод «выбивания» долгов через соцсети. Исходная новость разлетелась буквально повсюду, а сайт чуть ни лёг от хабраэффекта и ссылок на разных новостных ресурсах. С тех пор мы всегда ищем «вкусные» новости сами.

Сегодня на написание одной новости уходит 30-90 минут от появления фактов. Выглядит это так: например, вчера в Фейсбуке одной моей знакомой проскочило, что проект «Стартап Афиша» поднял инвестиции. Вроде 3 миллиона настоящих зелёных долларов нашего предполагаемого противника. Я сразу списался с Алёной Поповой (руководителем проекта) и выяснил, что да, ее проект получили инвестиции. Затем взял комментарии у Алены и через 40 минут новость уже была на ToWave.

Ещё одиним хорошим форматом оказалось интервью. Сначала отбирали западных специалистов, которым было что сказать, а потом поняли, что вокруг нас, прямо тут, в России и на пространстве СНГ, есть куча людей, у которых много чему можно поучиться. Сейчас тема интервью тоже на потоке. Из особо интересного в IT-тематике было, например, интервью с Evernote.

Параллельно запускали и другие форматы, например, календарь мероприятий. Правда, он ещё не вышел на полную мощность: сейчас 90% событий относится к Москве. Недавно запустили видео: на разных видеохостингах есть порядочное количество интересных видеозаписей от специалистов. Публикуем далеко не все, а лишь те, которые как нам кажется будут точно полезны для посетителей, то есть где полезная информация всё же важнее, чем такой «медленный» в плане потерь времени формат.

Дизайн

Первый вариант дизайна:
Как я один запустил проект про стартапы, и как он развивался на практике

Чуть позже:
Как я один запустил проект про стартапы, и как он развивался на практике

И ещё позже:
Как я один запустил проект про стартапы, и как он развивался на практике

О команде и деньгах

Сначала я отвечал за всю деятельность, а за публикацию контента отвечала девушка Ирина. Потом работы стало больше, и появился ещё человек. Работы снова стало больше — ещё один. Ирина стала редактором, а команда в итоге выросла на сегодня до 8 человек. Из «непрофильных» программист и дизайнер, а остальные работают либо с переводами, либо с новостями-интервью и другим контентом. Проект координирую непосредственно я и Ирина, но даже если мы вдруг отвалимся от команды в поездку, одновременно заболеем или не будем выходить на связь, все будут работать — в этом плане мы довольно автономны. Мы специально подбирали в команду людей, которым будет небезразлична его судьба.

В офисе только два человека, остальные работают удалённо. Очень помогает, что был опыт двух проектов, где всё делалось именно так: это очень и очень удобно. Сильной разницы между часовыми поясами нет, поэтому все онлайн примерно в одном и том же промежутке, что помогает очень быстро решать любые вопросы. Основные каналы общения у нас — это ICQ для срочного, почта для более терпящего и Dropbox для файлов. Никаких специальных систем типа трекеров не развёрнуто.

По оплате — весь проект на мне (сначала я использовал средства от продажи машины, потом добавил ещё деньги, вырученные за туристический портал), и пока никакой прибыли, фактически, не генерирует. Продавать такой проект не хочется: уже были предложения от инвесторов, но от непрофильных. Для меня важно, чтобы ToWave стал действительно большим и отлично работал: «сорвать деньги» можно и на другом. Главное — сейчас всё ещё получается выдержать линию проекта, то, каким он должен быть в наших глазах. Хотя нам есть куда стремиться и у нас много планов.

Технические детали

Первоначально сайт был сделан на вордпрессе. Тогда этот движок мне показался наиболее удачным для небольшой тематической соцсети. Нарисовали дизайн, собрали функционал, но что-то было не так. В итоге через 2 недели перешли на Drupal.

Пейджер сделан по «мотивам» этого топика. Модуль лайков интегрирован с votingapi: позволяет добавить набор виджетов для голосования в социальных сетях. Набор виджетов гибко конфигурируется, изменяется порядок иконок. такое голосование можно включить для любого типа контента.

Самописные модули (все доступны в Github):

  • Point break — рейтинг блогов.
  • Sharemylife — создает набор виджетов для интеграции с соцсетями, лайки со счётчиками. Очень гибкая конфигурация: задается место отображения, вес, возможность вывода вручную в шаблоне, и конечно же порядок виджетов, который сделан с drag-n-drop.
  • Ynews — экспорт материалов в формате RSS в Яндекс.Новости (кстати, очень много дало в плане развития).
  • Character — вывод случайных фраз.
  • Likes — модуль голосования через соцсети.

На всём ToWave ни одного хака модуля, тем более ядра друпала. Всего установлено и работает — итого 56 модулей.

Прошу обратную связь

Проект ToWave.ru родился 25 января 2011 (хотя были и более ранние переводы) и успешно работает уже полтора года. Нам пора двигаться дальше: мы уже трижды переделывали главную страницу, целиком редизайнились и делали много других вещей. Сейчас нам нужно становиться лучше и лучше, чтобы стать первыми в сфере. Уже были консультации с медиаменеджерами и интернет-маркетологами, и каждый рассказывал абсолютно разное. Теперь я прошу вашей помощи: как вам удобно получать информацию о стартапах, управлении проектами и других полезных вещах? Что не хватает на сайте? Что бы вы хотели там видеть? Пожалуйста, расскажите всё что думаете.

Чтобы не приходить к вам с пустыми руками, заглядывайте в наш корпоративный блог на Хабре, там есть конкурс, где самые полезные фич-реквесты меняются на призы (есть 5 планшетов и книги).

Автор: inturist

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля