О пользе эвтаназии 

в 14:51, , рубрики: Новости

Утром 13-го сентября рунетовские пользователи сайта Friendfeed.com обнаружили, что он не открывается. После того, как сайт пролежал несколько часов, осиротевшие гики начали собираться в группу "Френдфид" в Фейсбуке. В том самом Фейсбуке который в 2009 году сделал Френдфиду acq-hire, то есть, купил проект, чтобы получить в штат его команду. Заплачено было чуть меньше $50 млн, $15 млн наличными, остальное акциями.


Что вообще такое Френдфид? Согласно изначальному замыслу, это агрегатор всей социальной активности. Вы твитите, блогите, амазоните, диггаете, слайдшерите, и так далее, и всё это сливается в одну ленту вашей активности везде. Поддерживалось больше 50 сервисов, от банальных ЖЖ и Пикасы до специфических Baidu Space, Seesmic и Polyvore. Сервис работал и в обратную сторону - можно было писать посты прямо там, они бы отправлялись автоматически в другие, соответственным образом настроенные соцсервисы.

Одним переходом команды в Фейсбук приобретение не ограничилось, в Фейсбуке появились некоторые технические "фишки". Например, возможность постить комментарии по email, обновление комментариев и ленты без перезагрузки страницы. Сейчас сложно представить, что в 2009 году в ФБ не было "лайка". А во Френдфиде он был. Откуда и был унаследован Фейсбуком.

А еще до покупки Френдфида Фейсбук пытался клонировать его главную фичу - подмешивание в посты пользователя его контента из других сервисов. Например, записи, расшаренные в Google Reader, закладки из del.icio.us, песни из Last.fm и так далее. То есть, громко анонсированный на F8 в 2011 году seamless sharing - по сути хорошо забытое старое. Переваренная до эссенции ключевая фича Френдфида, впрыснутая в организм Фейсбука, может сработать гораздо лучше, чем попытка четырехлетней давности оторвать фичу у старого хозяина и пришить новому.

Напомним, frictionless, или seamless sharing - это когда вы читаете статьи в СМИ, слушаете где-то музыку, смотрите фоточки, делаете покупки, whatever, и информация об этом - о вашей активности на связанных с Фейсбуком сервисах - автоматически отправляется в ваш профиль. В первый раз у вас, конечно, спрашивают разрешения - в стиле Фейсбука: чтобы запретить, надо знать, где, и вообще - вовремя об этом вспомнить. Совсем не так, как во Френдфиде, где каждый сервис надо настроить руками, где можно в своё удовольствие манипулировать галочками, регулируя экспорт каждого поста. Об экспорте постов из Фейсбука куда-то вообще не приходится говорить: идеология крупных социальных сетей подразумевает создание "интернета в интернете" и засасывание всего и всех в себя, в идеале - полностью и насовсем.

В сентябре 2012 можно с уверенностью сказать, что frictionless sharing "пошёл", сервисов-партнеров становится всё больше, информация о действиях пользователей уверенным потоком льется в бездонные хранилища долинных дата-маньяков. Френдфид стал окончательно не нужен, отчего и закрылся. Почему бы не оставить его как есть? Потому что конкурент. Нет, серьёзно. Френдфид был местом, где люди могли увидеть, как оно могло бы быть иначе. Могли увидеть, как еще можно делать интеграцию соцсервисов. Могли увидеть интерфейс без рекламы (зато с темами оформления, мимими). Он был вопиющей альтернативой, нанооппозицией, а тирану даже такая оппозиция ни к чему.

Подтверждение этой гипотезы можно увидеть в поведении русскоязычных пользователей Френдфида. Не всех, конечно, а некоего гик-кластера, концентрировавшегося вокруг Кукуца и еще нескольких (извините) олдовых айтишников. Будучи активными пользователями Френдфида, они ценили в нем не ключевую функциональность - сбор разных сервисов в один поток. Они писали туда руками классические посты, иногда даже длинные, в ЖЖ-стиле. Вели длинные дискуссии в комментариях. Имела место субкультура с мемами, маскотами, трикстерами и опиньон-лидерами. Это была действительно "элитарная аудитория", люди, которые знали всякие длинные слова и рассуждали о жизни, вселенной и всём таком.

Если это сообщество и субкультура умрёт вместе с площадкой, это будет очень интересно, но очень грустно. Казалось бы, не площадка красит пользователя, а наоборот. Но в фейсбучной группе осиротевшие пользователи Френдфида активно обсуждают альтернативы - новомодный branch или старый-добрый ЖЖ. Фейсбук же многих напугал рекламой, шумным перенасыщенным интерфейсом и отсутствием привычных функций управления контентом и приватностью. В ФРФ действительно удобно хайдить посты и пользователей, заводить приватные комнаты, делить подписки по потокам. Вопиющая оппозиция проповедуемой Цукербергом "открытости". Хотя, конечно, если задуматься о том, что закрытая комната закрыта внутри сервиса, принадлежащего тому же Фейсбуку...

Обсуждение альтернатив выявило единство пока только в одном: ВКонтакте никто в этом качестве не рассматривает. Там обитают люди с пёсьими головами и женщины с утиными лицами. Кажется, что скорее всего бывшие фрф-пользователи размажутся по другим сервисам, станут частью других сообществ и снова будут писать о жизни и Вселенной.

Всё это наводит на философские размышления о чудовищной силе привычки, нежелании ради общения с любимым кругом волевым решением выбрать один сервис, героически сжать зубы, дождаться появления вышеуказанной привычки... Ведь, казалось бы, важнее всего - не потерять друг друга? Не хочется верить, что интерфейс, сколь угодно хороший, действительно может играть какую бы то ни было роль в отношениях людей друг с другом. Это отвратительно и похоже на предпосылки победы роботов в войне машин с человечеством.

А чем может стать для Фейсбука это нашествие френдфидовцев? В масштабах 900 миллионов, конечно, ничем. Но с точки зрения развития соцсети в Рунете превратить в активных пользователей десяток-другой опиньон лидеров может быть вполне полезным. Первый шок у людей, которые попали из мира скриннеймов и аватарок в пространство настоящих имен и фотографий быстро пройдет, альтернатив, как мы уже говорили, пока не видно...

И всё же, Фейсбук был неправ, не усыпив Френдфид безболезненно заранее, позволив ему умереть своей смертью, мучительной и затянувшейся. Позволив потенциальным евангелистам привыкнуть к продукту без будущего. Может быть, если бы Кукуц обосновался в Фейсбуке в 2009, сейчас бы не было заметно ни ВКонтакте, ни Одноклассников?

Ну и вообще, так было бы гуманнее.

Есть компании, которые любят и умеют закрывать сервисы, например, Google или ВКонтакте. Недрогнувшей рукой, несколько сразу, с анонсом в блоге или троллингом пользователей соответственно.

Есть компании, которые не любят и не умеют. Например, Яндекс, который замёл под плинтус 42.yandex.ru, сервис вопросов и ответов, в игровую механику которого вложил всю душу Дмитрий Acerbial Смирнов. Яндекс, который торжественно и громко закрыл только Рейтинг Постов, создававший медийное влияние, и до сих пор устами Воложа говорит в интервью "мы не занимаемся социальными сетями", поддерживая в то же время "Ярушечку". Или вот - Facebook.

Людмила Кудрявцева

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js