- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Александр Амзин, основатель «Мы и Жо» и независимый медиаконсультант, опубликовал в своём Telegram-канале [1] пояснение о ситуации с Яндекс.Новостями и недостатком новостей о прошедших воскресных протестах. По его мнению, люди успешно обманывают алгоритмы компании — и на этой есть не одна причина. «Роем!» публикует текст полностью с разрешения автора.
Уже все написали про Яндекс.Новости. Как человек, одним из первых запостивший картинку без митингов в картине дня, хочу объяснить не только свою позицию, но и что происходит.
Несмотря на то, что я когда-то работал в Яндексе, о его алгоритмах я знаю столько же, сколько и все, так что коллеги, если захотят, меня поправят. В принципе, они уже написали почти то же самое, что хотел я, в блоге, только при этом очень мягко.
Итак, представьте, что перед вами стоит механизм, определяющий цвета. На него падает солнечный луч, и экран светится спокойным беловато-желтым светом. Но вот луч закрыли красным светофильтром. Цвет экрана меняется, хотя солнечный луч не изменился. Просто мы обдурили механизм. И, что грустно, учесть возможность такой махинации и предотвратить ее сложно.
Метафорически — это как раз то, что произошло с Яндекс.Новостями. Их обдурили, но робот не человек, он не обижается.
Похожие новостные поводы Яндекс.Новости склеивает в кластеры очень хорошо (настолько хорошо, что специально разработал алгоритм, сначала убивающий дубли). Однако если по городу идет сколько-то человек, улицы города, число идущих, мелкие детали могут различаться. Соединить не так просто, хотя по смыслу нам понятно — Владивосток, Екатеринбург и Москва в воскресенье были на одной волне.
Вес агентств в Яндекс.Новостях ощутимо рос. Это практически никогда не олигополия, а настоящая монополизация повестки. Если в ТАСС и РИА нет новости о том, что прилетели инопланетяне, они не прилетят. Выборочные задушевные разговоры Роскомнадзора о нераскачивании лодки позволили фактически ставить темы на блок. Мы просто были свидетелями особенно серьезного блока.
Чем меньше участников в агрегации, тем меньшим числом СМИ достаточно управлять для контроля повестки. Вычистили тех, кто не СМИ, вычистили тех, кто не в России (например, Meduza). Результат — стерильная картина дня, десятки процентов которой контролирует государство.
Как многие отмечали, была сконструирована беспрецедентно непротиворечивая картина дня. Не понадобилось даже писать новость «сегодня ничего не произошло».
Робот Яндекса живет в китайской комнате. Он не знает про Путина и Навального. Он просто получает послания через щелочку и выдает иероглифы в соответствии с написанным. Для него масс-медиа состоят из сотен СМИ, пресс-служб и газет. Самые доверенные его источники не рассказывают о волнениях в Москве, а менее доверенные рассказывают нестройно, так что кластеры их рассказов не успевают всплывать на поверхность: сотни других наперебой зовут ворваться в весну и сделать много других бессмысленных вещей. В этой альтернативной вселенной роме России никаких стран не существует. Да что там говорить — даже имя «Навальный» не такое уж известное, проверьте сами. За последние три дня Навальный упоминался в Я.Новостях 4747 раз, а Путин — 5066.
Робот не виноват. Виноваты люди, злоупотребившие его доверием. Думаю, создателям Яндекс.Новостей было трудно представить, что когда-то их детищу будут беспардонно врать в лицо.
Источник [4]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/news/251000
Ссылки в тексте:
[1] Telegram-канале: https://t.me/themedia
[2] Драма: Читатели обвинили Яндекс.Новости в невнимательности к митингам, а «Яндекс» читателей — в невнимательности к новостям (+ объяснение «Яндекса»): https://roem.ru/27-03-2017/246027/yandeks-ne-zametil-protesta/
[3] Почему Навальный обошёл СМИ технически и медийно: https://roem.ru/01-12-2015/214068/navalny-pochemu-rocks/
[4] Источник: https://roem.ru/27-03-2017/246108/amzin-yanews/
Нажмите здесь для печати.