Консьюмеризация энтерпрайза 

в 19:32, , рубрики: Новости

Автор: Михаил Токовинин (совладелец QSOFT,

руководитель проекта amoCRM)

Пока внимание прогрессивной общественности направлено на компании вроде Apple, Google и Facebook, пока за досужим разговором кроме политики обсуждают чудеса инноваций, смартфоны и смены парадигм, почти никто не замечает удивительные процессы, происходящие в сегменте так называемого Корпоративного (Enterprise) софта.

Компании IBM, Oracle, SAP, и еще много других, широкой публике не так известны, как их младшие интернет-братья, но это не мешает им быть настоящей основой огромной мировой IT-индустрии. Впрочем, этим компаниям и не надо быть на слуху у обывателя, потому что они работают с корпоративными заказчиком, где без них не обходится ни один заметный проект. Даже если посмотреть на российский рынок, основные деньги здесь зарабатываются именно в корпоративном сегменте, а точнее – в его верхней Enterprise части (нефтегаз, металлургия, финансы, телеком и т.д.)

Основа индустрии, о которой речь, отличается от привычной обывателю розницы, как tiffany от модной бижутерии. Тут царят традиции, рекомендации и большие цифры.

Рынки потребительского софта или электроники – это рынки очень жесткой конкуренции, где вчерашний лидер может за пару лет уступить место новой, еще вчера неизвестной компании-выскочке. Кто бы мог подумать всего 5 лет назад, что Apple и Samsung станут успешнее Nokia, что Google займет лидирующие позиции на рынке операционных систем, а социальные сети будут провоцировать революции в в арабских странах? В потребительском сегменте, как в теории идеального рынка, успех компании определяют качество продукта, его удачное позиционирование и соответствие ожиданиям пользователя.

Другое дело - рынок Enterprise софта. Здесь все спокойнее: проекты могут длится годами, решения о покупке принимаются тяжело, долго и со стратегическим прицелом. Здесь свои представления о качестве. Вендоры конкурируют каналами продаж (сетью партнеров, внедренцев), продают напрямую топ-менеджерам, а заказчики рассуждают о рисках и росте капитализации бизнеса после внедрения того или иного решения. Здесь почти никто не думает о конечном потребителе, которому придется пользоваться тем, что выберет руководство. Решение о покупке софта зачастую принимают люди, которые потом даже не притронутся к продукту. «Ну и что, что неудобно? Зато у нас вертикально интегрированное решение!»

Как следствие, Enterprise рынок сильно инертен, консервативен и совсем не user-friendly. Встречаются примеры, когда продукт может оставаться на рынке без существенных изменений по 10 и более лет. И если ваша компания проиграла битву за потребительский сегмент, вы всегда можете превратиться в IBM и еще долго и успешно обслуживать корпоративных заказчиков (достаточно вспомнить компанию Microsoft, которая не смотря на поражение в потребительском сегменте, даже усиливает свои позиции среди копоративных заказчиков).

И вот наступил 2013 год.

Как я сказал в самом начале, почти никто не замечает удивительных процессов, которые происходят прямо здесь и сейчас и могут полностью изменить сложившийся уклад на IT-рынке объемом в сотни миллиардов долларов. «Почти никто», потому что про этот процесс все-таки говорят и он даже успел получить название – консюмеризация (consumerization). Что же произошло?

А произошло то, что следует из названия тренда – рынок Enterprise софта начал поворачиваться к конечному пользователю лицом. И есть несколько факторов, которые меняют сложившийся порядок вещей.

Устройства и мобильность. Ключевое условие обозначенных преобразований - это, конечно, устройства. Теперь сотрудник приходит в офис со своим собственным компьютером в кармане и уже не так привязан к корпоративному desktop’у на своем столе. Более того, задумываясь о выполнении той или иной задачи, сотрудник волен выбирать, какое устройство использовать. Фактически, корпоративный софт на десктопе начинает конкурировать с софтом на смартфоне. Откуда отправить email – из корпоративного outlook или со своего телефона? Где вести календарь и отмечать встречи? Нетрудно догадаться, что сотрудник выберет решение из того мира, где конкуренция заставляет производителя задумываться об удобстве и комфорте пользователя. Более того, сами топ-менеджеры, не скованные должностными инструкциями, все чаще выбирают iPad, как основное устройство для работы.

Новые решения. Удивительно наблюдать, как вокруг нас появляются все более и более эффективные средства для решения повседневных задач:

  • социальные сети, чтобы общаться и обсуждать что-то,
  • Википедия, как способ управлять знаниями,
  • облака, в качестве хранилища данных,
  • фолксономия в роли классификаторов,
  • поиск, вместо каталогов,
  • онлайн-карты, вместо сухих списков адресов.

Еще в 2006 году стало понятно, что основной источник идей для решения корпоративных задач лежит в потребительском сегменте, и надо только переносить успешный пользовательский опыт из «большого», «розничного» интернета внутрь компании. У этого подхода даже появилось название - Enterprise 2.0 (от расхожего Web 2.0).

SaaS (Software-as-a-Service). С развитием каналов связи, браузеров и серверных технологий стало очевидно, что так называемые «толстые клиенты», когда программа требует установки на компьютер пользователя, не конкурентоспособны, и весь корпоративный софт плавно перешел на веб-технологии. Ну а коль скоро оно работает на веб-технологиях, то почему бы ему не работать прямо из веба? Почему бы не делегировать поставщику все хлопоты с поддержкой инфраструктуры, оплачивая софт по модели подписки? Собственно, именно так зарождалась идея Софта-как-сервиса (SaaS). Однако, по мере становления рынка, все чаще в качестве ключевого преимущества SaaS стали приводить не аутсорсинг инфраструктуры, а отсутствие необходимости привлекать IT-специалиста. Оказалось, что пользователи больше всего ценят именно возможность начать работать самостоятельно. Как грибы после дождя, стали появляться многочисленные решения, где для начала работы достаточно лишь зарегистрироваться – так, как это происходит в gmail.

Кому-то может показаться, что 3 этих фактора не могут существенно повлиять на рынок Enterprise софта, однако, они меняют логику принятия решения о покупке IT-инструментов. Это свершившийся факт: у пользователя появился выбор.

Если раньше единственной возможностью для сотрудника, при возникновении потребности в IT-решении, было инициировать проект внутри компании, привлечь IT-шников, добиться покупки необходимого софта, а на выходе получить что-то милое IT-шнику, но не удобное пользователю, то теперь можно пойти по альтернативному пути. Можно использовать не рабочий desktop, а смартфон или планшет, договориться с коллегами по отделу, взять сервис из интернета и автоматизировать свою задачу самостоятельно. Да, скорее всего, пользователь не получит комплексного решения, интегрированного во все системы компании, но найденный сервис будет легким и удобным. Вряд ли рабочей группе нужна интеграция с внутренними системами компании. Чаще нужна интеграция с «внешними» интернет-сервисами (с теми же социальными сетями), с которыми софт из интернета работает лучше.

Не во всех отраслях, не для всех задач, но традиционный корпоративный софт все чаще встречается с принципиально новым противником. Его не внедряет знакомый интегратор, а «противник» легок, быстр, удобен, он пришел из мира, где царит конкуренция и где принято любить пользователя. И этот пользователь может сделать выбор и покупку самостоятельно.

Консьюмеризация не просто меняет набор софта или его внешний вид, она меняет сложившийся уклад рынка, разрушает привычные каналы дистрибуции.

На рынке Enterprise-софта появляется новый класс покупателя – конечный пользователь или малая рабочая группа. Не важно, какого размера компания, это может быть отдел в крупнейшей компании или маленькое агентство. Это 10 – 15 человек, которые договорились использовать для хранения данных Google.Spreadsheets, вести лог проекта в закрытой группе на Facebook, обмениваться файлами в Dropbox, управлять задачами в Evernote или Basecamp, хранить базу контактов в нашей amoCRM. Их не пугает необходимость использовать 2 или 3 решения, тем более, что эти выбранные решения могут быть интегрированны друг с другом. Эти покупатели не знают, что так называемая “лоскутная автоматизация” - это "плохо" (как думают айтишники), они делают свой выбор без оглядки на привычные шаблоны и стандарты.

Ошибочно полагать, что легкие SaaS решения - удел малого бизнеса, которому надо сэкономить на софте, и поэтому он предпочтет что-то простенькое и в аренду. С развитием нового класса софта, с ростом консьмеризации, подобные продукты будут все чаще конкурировать с большими корпоративными решениями за внимание конечного пользователя, в том числе в крупных компаниях.

Безусловно, этот процесс уже встречает противодействие со стороны руководства или IT-специалистов корпораций, но разве получится сдержать использование Skype’а между сотрудниками? А нужно? Если решение повышает эффективность, если оно не требует затрат на внедрение и внедряется снизу вверх, может быть руководству стоит просто оплатить небольшой счет за дополнительное пространство Dropbox, а не противодействовать такому подходу?

Сегодня основным контраргументом является опасение за безопасность данных. Еще вчера это опасение можно было принимать всерьез, но с тех пор, как крупнейшие производители софта для потребителя взяли курс на облака и хранят пользовательские данные не на локальном хранилище, все изменилось. Если пользователь доверяет облачному серверу свой личный фотоархив, то почему он не может доверить облаку корпоративный файл?

Консьюмеризация – это не только процесс изменения рынка софта. Это, прежде всего, процесс изменения покупателя корпоративного софта и его модели принятия решения о покупке. Это смена сложившейся парадигмы принятия решений. И, если я не ошибаюсь, то не мы, не руководители, будем решать - покупать этот софт или нет. Боюсь, что о внедрении того или иного продукта мы будем узнавать в числе последних (сразу после бухгалтера, который уже оплатил счет).

Это лишь вопрос времени.

Источник

Поделиться