- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Дмитрий Степанов: У нас близкие отношения с медийными лидерами 

В конце прошлого года обновленная "Рамблер-Афиша", казалось, вышла из режима "закрытой беты" и презентовала результаты своей работы - в первую очередь, новую главную страницу. Вскоре после рассказа об успехах последовало закрытие целого ряда сервисов [1], оставившее рынок в некотором недоумении и, местами, сожалении. Roem.ru побеседовал с директором по продуктам "Афиши-Рамблера" Дмитрием Степановым, чтобы разобраться в этих противоречивых сигналах. 

- Решение о закрытии-продаже сервисов - это ваше управленческое решение по экономии ресурсов, навязанная сверху политика "Профмедии" по сокращению издержек или что-то ещё? 

Конечно же, наше решение. Мы не делаем то, во что не верим. Плюс, мы бережем наши ресурсы и хотим инвестировать очень сфокусировано.

- В конце года на первой презентации "нового Рамблера" Молибог говорил [2] о приросте пользователей как основной метрике правильного пути развития. Спустя два месяца некоторые из этих сервисов (у которых был прирост заявлен) уже "не вписываются в концепцию развития". У вас всё еще идет этап отбраковки лишнего, или он теперь будет постоянным?

Мы постоянно проверяем на прочность то, что делаем. Мы считаем, что это единственно возможный способ движения вперед. В этих проверках, разумеется, принимают участие не только члены команды, но и акционеры, коллеги по цеху, СМИ. Мы так поступали всегда и хотим сохранить эту способность в будущем. Что касается растущих сервисов - это, видимо, про Карты? Да, тогда казалось, что скромные успехи Карт можно смасштабировать, но в начале года мы еще раз все взвесили и решили, что будет куда разумнее перераспределелить эти ресурсы в пользу Главной.

- А каковы критерии успеха для Главной?

Критерий успеха любых интернет-проектов, если совсем грубо оценивать - это деньги и аудитория (которую в будущем можно монетизировать лучше, чем она монетизируется сейчас). При этом, стабильная и растущая аудитория может случиться только в том случае, если ты какие-то пользовательские проблемы решаешь лучше, чем другие. То есть, мало иметь просто Почту, она должна обладать какими-то уникальными возможностями, релевантными либо для всей аудитории, либо, как минимум, для какой-то ее части.

- И как у Главной с деньгами?

По итогам января мы видим приличный рост. Как он соотносится с ростом рынка не ясно, потому что пока нет цифр по рынку.

- Дима, а как проходит"проверка на прочность"? Сформулируй, пожалуйста, еще раз концепцию, в которую те же Карты не вписались?

Концепция - ровно та, которую мы озвучивали в рамках презентации новой Главной - портал вокруг медиа, вокруг персональной картины дня. Компоненты портала должны либо повышать качество медиа-платформы, либо быть очень и очень частотными (это и есть критерий "портальности"). В качестве примера частотного сервиса могу привести Рамблер-Почту. Исключение - проекты, которые являются интересным бизнесом - например, Рамблер-Касса. Если перечислять списком, приоритетными в этом году являются следующие ресурсы: Главная страница, Новости, Почта и Касса; среди инфраструктурных проектов - Модель пользователя, маркетинг и продвижение.

- То есть, Почта - якорный сервис? Или вы верите в то, что новые пользователи будут приходить на Главную, чтобы удовлетворить свои потребности в информации лучше, чем где-то еще?

Почта - пример частотного сервиса, "сердце нового Рамблера" - персональная картина дня, платформа для медиа.

- А не маловато такая концепция даёт добавочной ценности по сравнению с исходными сервисами, из которых собирается портал? К тому же, идея агрегаторов, наполняемых вручную пользователем или редакцией, кажется устаревшей - по сравнению с умной фильтрацией через социальный граф и прочие автоматические всасыватели-анализаторы интересов, edge rank и т.п.?

Если бы это было так, не было бы такого бума новостных агрегаторов, таких как Flud News, Flipboard, News360, Zite, News.me [3], Prismatic, Wavii (тут нужно отдельно отметить, что наши амбиции выходят далеко за пределы этого понятия). Социальные сети сегодня - это прежде всего место общения (что у друзей? чем они живут? что думают о происходящем?), социальные сети сегодня не решают тех проблем, которые стараемся решить мы - не пропустить важного и лучшего.

- Упомянутые тобой западные аналоги, кажется, делают кассу на микшировании контента из разных платформ (а не только классических медиа) и на адаптации под мобильные устройства. Ничего этого мы не видим на новом Рамблере.

Они все разные, и часть из них занимается только профессионально произведенным контентом. Спрос на такой контент куда выше, чем можно себе представить в процессе чтения Фейсбука. Не могу не сказать, что мы начали строить такую платформу раньше 99% из перечисленных мною сервисов. 

Про сравнение с перечисленными агрегаторами. Мы уже сегодня собираем не только новостной контент. У нас есть мнения и рекомендации: 3 лучших фильма в прокате, 10 лучших новых банковских вкладов, и тому подобное. Авторы - главные русскоязычные эксперты в своих областях. Дальше будет больше. 

Кроме того, мы "видим" близко к 100% дневной аудитории Рунета: с помощью Модели пользователя мы научились неплохо определять пол, возраст, интересы аудитории. Здесь, разумеется, есть бесконечное пространство для улучшени, но уже сейчас виден очень и очень заметный эффект от применения Модели - рост CTR'ов, глубины просмотра, возвращаемости аудитории составляет от 30% до порядка. Наконец, у нас близкие отношения с лидерами российского медийного рынка (например, нам принадлежат Лента и Афиша). Мы понимаем их проблемы и чаяния, у нас есть возможность быстро на них реагировать.

- Как в концепцию развития Рамблера вписывается мобильный интернет?

Мы стараемся держать язык за зубами и не рассказывать о том, над чем сейчас работаем. Тут сделаю исключение из правил и скажу, что до конца первого квартала мы запустим новую мобильную Главную. Новые мобильные Почту и Поиск мы открыли в конце прошлого года. Там, к слову, в связи с этим случился практически двукратный рост.

- Дима, выше ты говоришь о том, что спрос на, назовем это "хорошо упакованный" профессиональный контент, больше, чем можно предположить. Это спрос со стороны пользователей или бизнеса?

Спрос и со стороны массового пользователя, и со стороны бизнеса. Бренды хотят быть в контексте такого контента, продавцы товаров и услуг мечтают об интеграции с ним своих сервисов, Рамблер-Касса тому подтверждение. Я говорю прежде всего о рекламодателях, но, судя по ажиотажу среди поставщиков контента, им предложенная модель тоже очень интересна (с другой стороны было б странно, если было иначе).

- Создается впечатление, что контент, который предлагают Главная ("10 лучших банковских вкладов" и т.д.) - это в основном product placement. Но пользовательская активность не исчерпывается одним лишь потреблением, как бы это ни было привлекательно с коммерческой точки зрения.

Конечно, это не product placement. Это тот контент, который, как считает наша Модель пользователя, будет тебе интересен. Угадать получается не в 100%, но, тут, как и в случае с поиском, над релевантностью можно и нужно работать бесконечно. Контент может быть ориентирован только на пользователя. Всю рекламу мы маркируем соответствующим образом (если только не очевидно, что это реклама). Как бы банально и пафосно это ни звучало в текстовом виде, пользователи ценят заботу и честность, а вранье и попытки им что-то тупо впарить - не ценят совершенно.

- То есть в этот фид может попасть, например, лекция TED? Или публицистика с Medium? Или вопросы-ответы с Quora?

Обещаю, что попадут. Серьезно, мы именно над этим и работаем. Чтобы на Главной в качестве контент-партнеров были лучшие СМИ и ресурсы в разных сферах, тематиках и жанрах. То есть, не только СМИ в классическом их понимании, но и видеоресурсы, лекции, библиотеки, Quora и так далее.

- Музыка? Кино? С правообладателями будете напрямую работать?

Пока планируем работать с таким контентом через партнеров.

- Из "неГлавных" продуктов у вас остались, например, Знакомства - они проходят как частотный сервис или их тоже ждет судьба Авиа/Карт/...

Как частотный. Он еще и прибыльный весьма.

- А что Нихром? И вообще - софт? Ограничитесь контентными мобильными приложениями для потребителей Главной?

Вышел новый руководитель дистрибуции Михаил Кондаков, будем с ним и командой обновлять планы. Нихром приносит нам заметный трафик.

- Поменялась ли структура штата и управления в связи со сменой приоритетов и схемой "Один Главный Продукт" и остальная побочная мелочь?

Да что же это такое! Нет, все остальные - не побочная мелочь. В одну только Почту мы инвестируем в этом году больше, чем в предыдущие несколько лет вместе взятых. Структура управления в объединенной компании менялась весь прошлый год - мы переходили от матричной структуры к продуктовой - небольшие, мобильные, самодостаточные продуктовые команды, объединенные в группы - Рамблер, Афиша, Лента, Канобу.

- Какой сейчас в компании климат, настроение у сотрудников - в связи с таким крутым изменением маршрута, закрытием сервисов, уходом многих заметных персонажей?

Люди, которые занимаются приоритетными проектами, которые являются соавторами нового маршрута, конечно, бодры, веселы и уверены в светлом завтра. Другие, ну чего скрывать, в тревоге о будущем. Мы, разумеется, объясняем, рассказываем, убеждаем - много сил тратим на то, чтобы людям были понятны наши намерения. Сейчас, например, проводим встречи, на которые могут прийти все сотрудники компании - на них рассказываем о том, что в конкретных проектах происходит, какие планы на будущее. Ну и, понятно, что не все верят в то, что мы делаем - поэтому с кем-то и расставаться приходится. К слову, в этих разговорах (с сотрудниками) очень помогают позитивные результаты новой Главной.

- Хантите сейчас активно?

Да: в Рамблере 35 вакансий, в Афише 18, в Канобу 9, в Ленте 5, причем в Рамблере большая часть вакансий в разработке.

- Какую-то дополнительную мотивацию предлагаете?

Главная мотивация - интересные задачи. И она работает. Например, к нам дистрибуцию вышел уже упомянутый выше Миша Кондаков, который последние 2 года руководил департаментом партнерских программ в Wikimart'e.

- Ну и наконец: когда Цыплухин выходит на работу?

Со дня на день. Но не к нам.

Источник [4]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/news/27212

Ссылки в тексте:

[1] закрытие целого ряда сервисов: http://roem.ru/2013/02/01/ramblershutsdown62179/

[2] говорил: http://roem.ru/2012/12/18/molibog58746/

[3] News.me: http://news.me/

[4] Источник: http://roem.ru/2013/02/15/stepanov63710/