Runa Capital инвестировал $8M в uBank (обновлено) 

в 6:56, , рубрики: Новости

Венчурный фонд Runa Capital инвестировал $8 млн в развитие мобильного сервиса моментальных электронных платежей uBank, сообщается в пресс-релизе фонда.

uBank позволяет проводить оплату за различные электронные услуги сервисных компаний (ТВ, интернет, мобильная связь, ЖКХ, любые платежи по реквизитам, оплата билетов и др.), а в будущем планирует заменить собой привычные бумажные деньги. Уже сейчас пользователям доступна возможность перевода денежных средств с одной банковской карты на другую, в сервисе можно просить у друзей деньги в долг, а также переводить им средства в несколько нажатий.

По словам представителя фонда, это самая крупная инвестиция Runa Capital из всех сделанных фондом на данный момент.

У редакции Роем.ру этот объект для инвестиций вызвал множество вопросов:

1. Какой предыдущий опыт позволил Лауре Ашижевой (фаундеру uBank) начать стартап на стыке информационных и банковских технологий? "Глянцевый" стиль фотографии фаундера, сопровождавшей релиз, несколько нетипичен для индустрии стартапов. Однако в интернете нашелся сюжет «Первого Канала», в котором Лаура представлена как зам. директора компании-производителя браслетов для лиц, содержащихся под домашним арестом. Кромое того, человек по имени Лаура Ашижева являлся ген.директором нескольких юр. лиц (например, занимающейся оптовой торговлей ООО «САН ХОСЕ НАВИГЕЙШЕН»).

2. Чем uBank объективно лучше для пользователя по сравнению с хорошо известными электронными платежными системами, начиная от Visa и Mastercard и заканчивая онлайн-платформами PayPal, Яндекс.Деньги или liqpay с переводами без бюрократии. Большинство банков в наше время имеет приложения интернет-банка для мобильных платформ.

3. В тяжелой конкурентной ситуации на рынке платежных систем, почему в Runa Capital считают, что платежей за ЖКХ хватит на еще одну компанию? Складывается впечатление, что в России перестроечная мечта владеть ларьком трансформировалась в мечту принимать платежи за ЖКХ. «Почта России», «РИА Новости», все платежные системы, и даже «Сбербанк», купивший для этого Яндекс.Деньги, все хотят принимать платежи за ЖКХ. Вот и в релизе Runa Capital в первых строках написано про «ТВ, интернет, мобильная связь, ЖКХ». Но сбытовые компании на месте не сидят, и, например, жители Москвы и области давно могут платить за электричество банковскими картами без комиссии на сайте «Мосэнергосбыта». Сотовые операторы также принимают карточки. Развиваются интернет-банки, через которые можно заплатить гарантированно безопасно и законно. При этом CFO «Яндекса» на проходившем на этой неделе конфколле с инвесторами сообщил, что Яндекс.Деньги работают без прибыли.

4. В пресс-релизе сайт стартапа указана, как ubank.net. При этом ubank.com ведет на «парковочную» страницу. У стартаперов есть правило — не можешь купить .com, придумай другое название. Не будет ли такая путаница с доменами влиять на имидж и продвижение платежного сервиса, на сайт которго многие пользователи с первой попытки зайти не смогут?

5. Почему на сайте ubank.net нет понятной сводной таблицы по тарифам?

6. В релизе сообщается: "Используя опыт нашей команды в создании социальных мобильных приложений". Но на сайте uBank есть вакансии на следующие позиции: «талантливый JAVA-программист», «универсальный iOS-программист», «всезнающий Web-программист», «грамотный аналитик», и «CTO». Зачем компании вторая опытная команда и новый CTO?

7. И, наконец, почему о uBank сплошь негативные отзывы как о работодателе? Упрёки в серых зарплатах, жалобы на не очень стартапную атмосферу.

К сожалению, в Runa Capital не смогли прокомментировать ни один из этих вопросов, чтобы развеять наши сомнения.

Скепсис по отношению самой большой инвестиции «Руны» демонстрируют и другие СМИ и эксперты.

В комментарии для «РИА Новости» аналитик инвестиционной компании «Открытие Капитал» Александр Венгранович полагает, что фонд переплатил за сервис:

Сделку сложно оценить, но если сравнивать эту сделку с недавно проведенной покупкой "Сбербанком" 75% акций компании "Яндекс.Деньги", то можно сказать, что 100% сервиса uBank стоят значительно дешевле той суммы, которую фонд заплатил за миноритарный пакет. Однако, Runa Capital, очевидно, видит большой потенциал в сервисе

«РБК daily» пишет:

Глава венчурного фонда «Лайф.Среда» Владислав Солодкий настроен скептически. Он говорит, что к uBank присматривался, но предпосылок для «взлета» не увидел. По его словам, сервис апеллирует не к эмоциям, как наиболее популярные приложения, а к рациональным мотивам. «В России всего у 6% населения имеются смартфоны и планшеты. В дизайне и функционале этой программы нет дополнительных фишек для «вирусного» распространения», — отмечает г-н Солодкий.

В комментарии газеты «Коммерсантъ» приводятся слова директора по развитию и инновациям группы QIWI Марины Майстренко о том, что «сейчас уже сформирован достаточный пул компаний на рынке России и СНГ, имеющих достаточное количество провайдеров, удобные инструменты пополнения и вывода денежных средств и обладающих большим количеством интерфейсов для разных платформ».

(обновлено в 13:20) После публикации представитель Runa Capital Мария Дрокова ответила на вопросы Roem.ru, приведенные выше:

1) Лаура до создания uBank занималась другими проектами, о которых написано в био, оно во вложении. На Первом канале речь как раз шла об одной из компаний, в которой Лаура занималась разработкой систем слежения, а также браслетов с использованием GPS/ГЛОНАСС. С декабря 2011 по настоящее время является CEO и Founder мобильного платежного сервиса uBank. C 2009 по 2011 год Лаура была CEO мобильной социальной сети uTalk, которая набрала более 20 млн. пользователей менее чем за 2 года после запуска. С 2006 по 2009 Заместитель CEO компании «GSS» разработчика поисковых систем слежения на базе GPS/ГЛОНАСС.

2) Объективно, мы предлагаем пользователям удобное мобильное приложение, которым может пользоваться любой человек, независимо от того в каком банке он имеет счёт. Он может взять деньги с одной карты, оплачивать с неё, может со второй, у многих сейчас как минимум две-три карты разных банков и их количество постоянно растёт! Ситуация такова, что у примерно 80% банков на данный момент нет своего банковского приложения для управления расходами, владельцам карт таких банков мы можем предложить оплачивать привычные услуги из удобного приложения. К тому же uBank единственные, у кого в системе комиссия за ввод денег 0% и оплату сервисных услуг с банковской карты, а в Яндекс.Деньги она существенна и составляет 49 рублей за одно пополнение. Так, при платеже в 500 рублей в ЯД придется отдать 10% от суммы оплаты сервису, а в uBank такая комиссия отсутствует, что позволяет сэкономить на подобных платежах.

3)В России, по данным ЦБ, более 1000 банков, которые осуществляют свою деятельность и предлагают, по сути, похожие услуги. uBank не является конкурентом для банков, а является прекрасным решением для банков, которые еще не позаботились о своих клиентах и не сделали мобильное приложение и удобный онлайн кабинет. uBank поможет им в этом.

4)Компания стремительно развивается, разрабатывает приложения для новых платформ и ряд новых сервисов. Поэтому uBank нанимает новых сотрудников, это абсолютно естественно для быстрорастущего стартапа.

5) Рынок перегрет, конкуренты не спят. Впервые видим, чтобы кто-то ссылался на ресурсы такого характера, согласитесь, что анонимные комментарии на нем сложно назвать источником, заслуживающим доверия.

Cама Лаура Ашижева так комментирует вопрос о предпосылках для выхода на рынок с новым платежным решением:

И до нас на рынке электронных платежей и мобильных переводов существовало достаточно много различных приложений. Однако когда мы пригляделись более внимательно, то оказалось, что по сути такого продукта, который бы совмещал в себе все необходимые для пользователя качества, то есть был функциональным, простым и удобным, и, что самое главное, бесплатным, нет, - подчеркивает она. – В этом направлении мы и решили двигаться, и первые два месяца, которые прошли с момента запуска приложения uBank для Android, показали, что мы выбрали правильный путь. Его мы будем придерживаться и в дальнейшем. Наши основные приоритеты на ближайшее будущее – это активное продвижение в регионах и странах СНГ, увеличение количества сервисов, которые можно оплачивать напрямую с помощью uBank, и расширение списка сервис-провайдеров.

Источник

Поделиться