- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Runa Capital инвестировал $8M в uBank (обновлено) 

Венчурный фонд Runa Capital инвестировал $8 млн в развитие мобильного сервиса моментальных электронных платежей uBank, сообщается в пресс-релизе фонда.

uBank позволяет проводить оплату за различные электронные услуги сервисных компаний (ТВ, интернет, мобильная связь, ЖКХ, любые платежи по реквизитам, оплата билетов и др.), а в будущем планирует заменить собой привычные бумажные деньги. Уже сейчас пользователям доступна возможность перевода денежных средств с одной банковской карты на другую, в сервисе можно просить у друзей деньги в долг, а также переводить им средства в несколько нажатий.

По словам представителя фонда, это самая крупная инвестиция Runa Capital из всех сделанных фондом на данный момент.

У редакции Роем.ру этот объект для инвестиций вызвал множество вопросов:

1. Какой предыдущий опыт позволил Лауре Ашижевой (фаундеру uBank) начать стартап на стыке информационных и банковских технологий? "Глянцевый" стиль фотографии фаундера [1], сопровождавшей релиз, несколько нетипичен для индустрии стартапов. Однако в интернете нашелся сюжет [2] «Первого Канала», в котором Лаура представлена как зам. директора компании-производителя браслетов для лиц, содержащихся под домашним арестом. Кромое того, человек по имени Лаура Ашижева являлся ген.директором нескольких юр. лиц (например, занимающейся оптовой торговлей ООО «САН ХОСЕ НАВИГЕЙШЕН [3]»).

2. Чем uBank объективно лучше для пользователя по сравнению с хорошо известными электронными платежными системами, начиная от Visa и Mastercard и заканчивая онлайн-платформами PayPal, Яндекс.Деньги или liqpay с переводами без бюрократии. Большинство банков в наше время имеет приложения интернет-банка для мобильных платформ.

3. В тяжелой конкурентной ситуации на рынке платежных систем, почему в Runa Capital считают, что платежей за ЖКХ хватит на еще одну компанию? Складывается впечатление, что в России перестроечная мечта владеть ларьком трансформировалась в мечту принимать платежи за ЖКХ. «Почта России», «РИА Новости», все платежные системы, и даже «Сбербанк», купивший для этого Яндекс.Деньги, все хотят принимать платежи за ЖКХ. Вот и в релизе Runa Capital в первых строках написано про «ТВ, интернет, мобильная связь, ЖКХ». Но сбытовые компании на месте не сидят, и, например, жители Москвы и области давно могут платить за электричество банковскими картами без комиссии на сайте «Мосэнергосбыта [4]». Сотовые операторы также принимают карточки. Развиваются интернет-банки, через которые можно заплатить гарантированно безопасно и законно. При этом CFO «Яндекса» на проходившем на этой неделе конфколле с инвесторами сообщил [5], что Яндекс.Деньги работают без прибыли.

4. В пресс-релизе сайт стартапа указана, как ubank.net. При этом ubank.com ведет на «парковочную» страницу. У стартаперов есть правило — не можешь купить .com, придумай другое название. Не будет ли такая путаница с доменами влиять на имидж и продвижение платежного сервиса, на сайт которго многие пользователи с первой попытки зайти не смогут?

5. Почему на сайте ubank.net нет понятной сводной таблицы по тарифам?

6. В релизе сообщается: "Используя опыт нашей команды в создании социальных мобильных приложений". Но на сайте uBank есть вакансии на следующие позиции: «талантливый JAVA-программист», «универсальный iOS-программист», «всезнающий Web-программист», «грамотный аналитик», и «CTO». Зачем компании вторая опытная команда и новый CTO?

7. И, наконец, почему о uBank сплошь [6] негативные [7] отзывы как о работодателе? Упрёки в серых зарплатах, жалобы на не очень стартапную атмосферу.

К сожалению, в Runa Capital не смогли прокомментировать ни один из этих вопросов, чтобы развеять наши сомнения.

Скепсис по отношению самой большой инвестиции «Руны» демонстрируют и другие СМИ и эксперты.

В комментарии для «РИА Новости» [8] аналитик инвестиционной компании «Открытие Капитал» Александр Венгранович полагает, что фонд переплатил за сервис:

Сделку сложно оценить, но если сравнивать эту сделку с недавно проведенной покупкой "Сбербанком" 75% акций компании "Яндекс.Деньги", то можно сказать, что 100% сервиса uBank стоят значительно дешевле той суммы, которую фонд заплатил за миноритарный пакет. Однако, Runa Capital, очевидно, видит большой потенциал в сервисе

«РБК daily» пишет [9]:

Глава венчурного фонда «Лайф.Среда» Владислав Солодкий настроен скептически. Он говорит, что к uBank присматривался, но предпосылок для «взлета» не увидел. По его словам, сервис апеллирует не к эмоциям, как наиболее популярные приложения, а к рациональным мотивам. «В России всего у 6% населения имеются смартфоны и планшеты. В дизайне и функционале этой программы нет дополнительных фишек для «вирусного» распространения», — отмечает г-н Солодкий.

В комментарии газеты «Коммерсантъ» приводятся [10] слова директора по развитию и инновациям группы QIWI Марины Майстренко о том, что «сейчас уже сформирован достаточный пул компаний на рынке России и СНГ, имеющих достаточное количество провайдеров, удобные инструменты пополнения и вывода денежных средств и обладающих большим количеством интерфейсов для разных платформ».

(обновлено в 13:20) После публикации представитель Runa Capital Мария Дрокова ответила на вопросы Roem.ru, приведенные выше:

1) Лаура до создания uBank занималась другими проектами, о которых написано в био, оно во вложении. На Первом канале речь как раз шла об одной из компаний, в которой Лаура занималась разработкой систем слежения, а также браслетов с использованием GPS/ГЛОНАСС. С декабря 2011 по настоящее время является CEO и Founder мобильного платежного сервиса uBank. C 2009 по 2011 год Лаура была CEO мобильной социальной сети uTalk, которая набрала более 20 млн. пользователей менее чем за 2 года после запуска. С 2006 по 2009 Заместитель CEO компании «GSS» разработчика поисковых систем слежения на базе GPS/ГЛОНАСС.

2) Объективно, мы предлагаем пользователям удобное мобильное приложение, которым может пользоваться любой человек, независимо от того в каком банке он имеет счёт. Он может взять деньги с одной карты, оплачивать с неё, может со второй, у многих сейчас как минимум две-три карты разных банков и их количество постоянно растёт! Ситуация такова, что у примерно 80% банков на данный момент нет своего банковского приложения для управления расходами, владельцам карт таких банков мы можем предложить оплачивать привычные услуги из удобного приложения. К тому же uBank единственные, у кого в системе комиссия за ввод денег 0% и оплату сервисных услуг с банковской карты, а в Яндекс.Деньги она существенна и составляет 49 рублей за одно пополнение. Так, при платеже в 500 рублей в ЯД придется отдать 10% от суммы оплаты сервису, а в uBank такая комиссия отсутствует, что позволяет сэкономить на подобных платежах.

3)В России, по данным ЦБ, более 1000 банков, которые осуществляют свою деятельность и предлагают, по сути, похожие услуги. uBank не является конкурентом для банков, а является прекрасным решением для банков, которые еще не позаботились о своих клиентах и не сделали мобильное приложение и удобный онлайн кабинет. uBank поможет им в этом.

4)Компания стремительно развивается, разрабатывает приложения для новых платформ и ряд новых сервисов. Поэтому uBank нанимает новых сотрудников, это абсолютно естественно для быстрорастущего стартапа.

5) Рынок перегрет, конкуренты не спят. Впервые видим, чтобы кто-то ссылался на ресурсы такого характера, согласитесь, что анонимные комментарии на нем сложно назвать источником, заслуживающим доверия.

Cама Лаура Ашижева так комментирует вопрос о предпосылках для выхода на рынок с новым платежным решением:

И до нас на рынке электронных платежей и мобильных переводов существовало достаточно много различных приложений. Однако когда мы пригляделись более внимательно, то оказалось, что по сути такого продукта, который бы совмещал в себе все необходимые для пользователя качества, то есть был функциональным, простым и удобным, и, что самое главное, бесплатным, нет, - подчеркивает она. – В этом направлении мы и решили двигаться, и первые два месяца, которые прошли с момента запуска приложения uBank для Android, показали, что мы выбрали правильный путь. Его мы будем придерживаться и в дальнейшем. Наши основные приоритеты на ближайшее будущее – это активное продвижение в регионах и странах СНГ, увеличение количества сервисов, которые можно оплачивать напрямую с помощью uBank, и расширение списка сервис-провайдеров.

Источник [11]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/news/27971

Ссылки в тексте:

[1] фотографии фаундера: http://roem.ru/upload/storage/2013/02/1567304538512af6496b3f33.59194675.jpeg

[2] сюжет: http://www.1tv.ru/news/world/147331

[3] САН ХОСЕ НАВИГЕЙШЕН: http://querycom.ru/company/0198881

[4] Мосэнергосбыта: http://www.mosenergosbyt.ru/

[5] сообщил: http://seekingalpha.com/article/1203661-yandex-n-v-management-discusses-q4-2012-results-earnings-call-transcript?page=5

[6] сплошь: http://orabote.net/feedback/list/company/32707

[7] негативные: http://www.sql.ru/forum/actualthread.aspx?tid=999952

[8] комментарии для «РИА Новости»: http://ria.ru/economy/20130225/924426215.html

[9] пишет: http://www.rbcdaily.ru/media/562949985871735

[10] приводятся: http://kommersant.ru/doc/2134369?fp=

[11] Источник: http://roem.ru/2013/02/25/ubank64513/