Спасение меломанов из ВК как новый бизнес

в 5:54, , рубрики: Новости

Яндекс.Музыка предложила перенести к себе коллекции с других сайтов. Первым аккордом взят ВКонтакте. Премьерный импортёр музыки предназначен именно для соцсети и появился вслед за нашумевшим  удалением треков со страничек VK.com. С начала атаки правообладателей на ВКонтакте прошло лишь 10 дней. Поэтому определённая сырость, присущая функции импорта, более чем извинительна. Кнопка уже работает, а Яндекс, на волне "чужих" инфоповодов, продвигает собственную альтернативу VK-стримингу. Вовремя.

Технически импортёр очень быстрый. Если воспринимать его как рекламный "баннер" Яндекс.Музыки — с точки зрения бизнеса, никаких замечаний не может быть в принципе. Заинтересовавшийся человек в 2-3 клика переносит коллекцию из ВК в Яндекс за смешные 10 секунд.

Если конверсия случайного посетителя в постоянные слушатели Яндекс.Музыки и невысокая (это еще не факт в преддверии 1 августа, когда террор правообладателей захлестнёт Рунет) — музыкальному сервису всё-равно небезынтересно бесплатное исследование пользовательских подборок. Чем в действительности люди наполняют свои коллекции, когда нет никаких пределов, как у любителей "пиратских" источников? Или нет запрограммированного магазином ассортимента, делённого на толщину кошелька, как у покупателей "белых" треков.

Яндекс пообещал написать "импортёры" и с других, пока неназванных источников. Формально русские собирают музыку даже внутри YouTube или даже при помощи лайков в нескольких соцсетях.

В стране легально работает сервис Deezer и ещё несколько мелких площадок, часто на самой шаткой правовой основе. Многомиллионной аудиторией слушателей они, конечно, похвастаться не могут (что привело к закрытию серии проектов в 2012-м году). Поэтому последующие "импортёры" Яндекса, предназначенные для чего-то вышеперечисленного (кроме ВКонтакте) не имеют безграничного рекламно-исследовательского потенциала. А из-за сфокусированной музыкальности и специфически меломанской аудитории — потребуют повышенного качества работы.

Формально "потребуют". Несмотря на живой интерес к "синхронизаторам", к переносимости коллекций в меломанской среде — проблема прозрачного доступа к собственным трекам из-под произвольного сервиса всё ещё не решена. Одна кнопка и возможность моментально забрать "коллекцию", как у Яндекса-VK, очень органична но, к сожалению, редка. Распостранены решения для энтузиастов, где руками приходится выбирать нужный плейлист с одного сервиса и переносить его на альтернативный. А потом повторять процедуру раз за разом.

При взгляде на главного конкурента Яндекса, американский Google, уместно вспомнить, что в первой половине 2013 года, ещё до обновления музыкальных возможностей Google Music, именно от американской поисковой компании ожидали интеграционного решения. Могущественная корпорация сильно отстала от конкурентов в мультимедийной сфере, поэтому оптимисты предполагали, что продукт Google не будет ещё одним замкнутым на себе плеером с "облачным" бэкграундом хранения и стримингом для воспроизведения -как у всех. А скорее станет единым ключом к самому разному музыкальному содержанию Интернета, как это происходит с веб-страничками, где Google лишь удобная точка входа на все нужные ресурсы одновременно. К разочарованию меломанов, ничего подобного не произошло.

Но в том, что "перекрёстком" возможностей самых разных сервисов рано или поздно станет кто-то с поисковой компетенцией, а не просто музыкальная компания — больших сомнений нет. Например, только поисковик сегодня способен понять, что любой из вариантов написания: Франсуа Шаплен, Франсуа Чаплин, Francois Chaplin, François Chaplin — обозначает одного и того же человека, просто записанного на корочках дисков чуть-чуть по-разному. В свою очередь это понимание необходимо для лёгкой синхронизации коллекций или просто безошибочного к ним доступа (объективности ради — сегодняшняя версия Яндекс.Музыки даёт для запросов "Франсуа Шаплен" и "Франсуа Чаплин" чуть-чуть разное число найденных треков).

Синхронизатор Яндекс-VK именно "текстовый". Из ВКонтакте читаются названия треков, причём сразу во всех написаниях, и к ним подбираются пары внутри базы Яндекса. Бывают ложные срабатывания. Субъективные результаты импорта, судя по отзывам, разнятся. Кто-то получает почти все свои треки. Невезучие — меньше половины.

На больших коллекциях — в любом случае определяются сотни записей. А с ними стартовая площадка внутри Яндекс.Музыки вполне пригодна для немедленного использования. Удобно, что отдельные исходные "альбомы" в терминах VK — становятся "плейлистами" в понимании Яндекс.Музыки. Синхронизация на порядки быстрее классической загрузки настоящих многомегабайтных файлов куда бы то ни было. И на порядки же быстрее ручного составления хоть какой-нибудь подборки "с нуля", поштучно. Для коллекционера был бы интересен список ненайденных треков. Его, к сожалению редких фанатов, Яндекс не выдаёт.

В мировом масштабе отдельные шаги, сопоставимые по изяществу с решением Яндекса, делали лишь несколько сервисов. Так, в уже далёком 2007-ом стрим-сервис MOG позволил пользователям службы Rhapsody обращаться к запасам приобретённым в Rhapsody из MOG-аккаунта. Получивший хорошую прессу проект Tomahawk уже пару лет умеет "прозрачно" смешивать сервисы, но от идеала всё ещё далёк. Хотя бы потому, что упорядочить 50 треков для него просто, а более реальные 4000 — могут синхронизироваться "вечно" - это зависит от мощности компьютера, на котором запущен Tomahawk. Онлайновое, однокликовое решение Яндекс.Музыки не использует ограниченные возможности десктопа и "бытовую" ширину подключения — явный плюс!

Пока прозрачности сервисов друг для друга нет, на "перекрестиях" бывают комичные коллизии. Так буквально вчера внутри рекламных модулей вышеупомянутого Deezer можно было видеть рекламу записей знаменитого ансамбля Eagles. Только для его прослушивания потребовался бы Spotify, а не Deezer аккаунт. И временный переход к услугам конкурента.

Упомянутая пара сервисов похожа: в них по 20-25 млн. треков; стриминг для платных аккаунтов ведётся на 320 Кбит/c; существуют мобильные клиенты; через API у каждого есть экосистема из дополнительных приложений. С точки зрения правообладателя, слушатели обеих служб в равной степени оплатили доступ к контенту. Записи Eagles есть везде. Значит, рекламные расходы на переправку пользователей Deezer внутрь Spotify, в лучшем случае, помогут отправке чека из другого офиса. Но сумма, начисленная правообладателю, на нём не удвоится - ведь два звуковых потока никто одновременно не слушает.

С точки зрения самих сервисов, резон переманивать "чужих" подписчиков есть. А с точки зрения лейблов, намного полезнее потратить рекламные бюджеты на привлечение абсолютно новых клиентов. На любой из сервисов, что платит правообладателю.

При успехе "импортёра" Яндекс.Музыки следующее, о чём могут мечатать держатели прав — это аналогичный импорт, но не с YouTube или с Deezer, а с торрентов - с пары-тройки главных трекеров страны. В этой среде, как и во ВКонтакте, многомиллионная аудитория, огромные запасы контента и мало прибыли.

Существующим слушателям Яндекс.Музыки, вслед за расширением импорта, можно ожидать обогащения другого функционала - в силу того, что логика организации коллекций в источниках различается. Так, для пользователей Deezer независимыми единицами хранения являются: плейлисты, альбомы, избранные треки, артисты и радиостанции. А внутри Яндекс.Музыки для пользователя пока нет возможность как-то пометить "альбом", он всегда конвертируется в "плейлист" (в этом отечественный продукт схож с глобальным Spotify). Логика радиостанций у всех сервисов не пересекается даже при совпадении их имён. Торренты требуют от раздающих куда более высокий, чем 192 Кбит/c, битрейт и часто содержат большие красивые сканы буклетов.

В силу вышеперечисленных отличий, как ни крути — обратившись к внешнему миру при помощи импорта, "белым" сервисам придётся подтянуться до высокого качества и бесконечного ассортимента, стандартного в андеграунде.

Иван Ильин, ivan.illyn@gmail.com

----

От редакции Roem.ru: Присылайте свои статьи, авторские колонки, обзоры и аналитику на info@roem.ru. Авторам качественных текстов — гонорары, слава и полезные знакомства в комментариях.

Источник

Поделиться