Туда или обратно

в 7:31, , рубрики: Новости

В книге "Футболономика" (которую, кстати, можно рекомендовать любому предпринимателю) авторы с примерами и аргументами показывают, что успех футбольных команд из разных регионов в первую очередь зависит от того, насколько часто профи имеют возможность обмениваться опытом. Причём не только внутри своей успешной "тусовочки", что нужно на первом этапе развития отрасли, но и с внешними генераторами идей.

Если посмотреть на нашу родную отрасль, то ситуация выглядит так, что в России профессионализм интернетчиков достиг уже достаточно высокого уровня, чтобы сформировавшимся внутренним кремниевым долинкам (Москва, Питер, Ульяновск, Екатеринбург, Владивосток и так далее) становилось немного тесно внутри себя: у всех перечисленных и неперечисленных кластеров есть амбиции по дальнейшему росту, какие-то регионы вовсю пытаются привлекать стартаперов таунхаусами и экопоселениями, при этом вопросы о том, по какому пути пойдёт IT-отрасль в целом продолжают висеть в воздухе. Мы спросили у пятнадцати крутых экспертов их мнения по пяти простым вопросам:

- Чего не хватает в России, в отличие от Запада, для развития стартапов?

- Сервисы в каких направлениях будут востребованы через два года? - Кем больше должен быть стартапер: программистом или маркетологом?

- Где эффективнее сделать стартап - в Москве или в регионе?

- Если б вы вернулись в прошлое на 5 лет, в какой российский проект вы вложились лично?

Спрашивали мы очень разных людей. Естественно, предпринимателей-стартаперов: Глеба Тертычного (Telefacer.com),

Сергея Шалаева (Surfingbird.ru),

Алёну Владимирскую (Pruffi),

МДК,

Илью Дронова (ЖЖ),

Влада Ситникова из Hungry Boys,

Павла Дурова (Vk.com),

Руслана Фазлыева (Ecwid)

Подключили к ним инвесторов Евгения Гордеева и Аркадия Морейниса, а также журналистов и общественных деятелей: Дмитрия Фалалеева (Firrma.ru),

Никиту Лихачёва из TJournal,

Александра Чернявского,

Николая Кононова (в отпуске) и Сергея Плуготаренко (РАЭК).

Восток-Запад

Те опрошенные, которые являются не просто менеджерами, но и совладельцами проектов, в ответе на вопрос о нехватке чего-то в России по сравнению с Западом, упомянули тихим и незлобивым словом безразличие российских сотрудников к тому, каким образом и сколько зарабатывает их компания. В этом практически полностью совпали Влад Ситников и Морейнис. Также многие пожаловались на недосток компетенций у стартаперов и инвесторов.

Глеб Тертычный: всего хватает. Другое дело, что большинство ленится.

В США переезд из Фриско в Нью-Йорк, а оттуда в Вегас, если это нужно для развития проекта - нормальная ситуация.

Кто у нас переехал из Тюмени в Казань, оттуда в Минск, оттуда в Новосибирск, оттуда в Москву и далее везде?

Я знаю таких пару человек, но это именно исключения.

Обычно Москва-Калифорния.. и всё.

Или регионы-Москва.

Короче "дом-работа-любимая пивная". И так годами.

Похоже, что после поиска адекватных кадров, умеющих зарабатывать, у вашего бизнеса могут возникать проблемы другого уровня: Дуров, по понятным причинам, сказал, что необходимы постоянные правила игры, прозрачные суды и гарантии прав собственности. То же самое отметил Николай Кононов и добавил, что неплохо бы ещё иметь "инвесторов уровня Пола Грэма, мощные университеты (?) и научные центры"

На следующем уровне развития бизнеса Руслану Фазлыеву, например, начинает не хватеть ещё и работающей почты. Его предложения относительно законов наиболее радикальны - оптимальным он считает право, базирующееся на британском Common Law, которое гибче реагирует на технологические новшества и ко всему этому нужно ещё добавить уважение к правам и свободам человека, так как "яркие люди предпочитают жить в свободных странах". Плуготаренко отдельно высказался по чрезмерной бюрократии и высоким налогам - слишком уж много бумажек нужно заполнять проектам (тут его поддержал Илья Дронов)

Остальных удивляет отсутствие знаний и компетенций (МДК, Владимирская, Фалалеев...) и невозможность быстро, за 2-4 недели, получить инвестиции в размере до миллиона долларов - так считает Евгений Гордеев, так считаем и мы.

Илья Дронов: Здесь нет инфраструктуры для того, чтобы их запускать. За рубежом далеко не только Интернет-стартапы сейчас активно «выстреливают» – и почти всегда они создаются молодыми ребятами с горящими глазами – пусть и в гаражах, но у этих ребят все доступно: сегодня какие-то нужные детали заказал, завтра их привезут, да и стоят эти детали три копейки, а тестовые наборы и вовсе бесплатны. В России такого нет. В нашей стране не хватает базовых вещей, которыми можно пользоваться - и это применимо не только к Интернету. Да и потом, даже если что-то придумал дельное - этому дай, тому дай, здесь сертификат получи - просто так ничего не запустишь.

И только Сергей Шалаев проявил безоговорный оптимизм: "Не хватает желания осознать, что мы не так у***щны, как все привыкли вокруг говорить. Нужно что бы каждый понимал, что "наши иконы самые красивые"

Что будет?

По востребованности проектов в будущем сформировалось два заметных кластера ответов: это уверенность в нужности собственного проекта респондента и мысли об устранении инфраструктурных недостатков, вроде решения проблемы микроплатежей и доставки в масштабах всей страны.

Те кто постарше, задумываются о медицинских стартапах, которые как повысят эффектиность современных методов лечения, так и помогут продлить жизнь в целом. Почта обещает к 2018-му году доставлять посылки между любыми двумя точками в стране за 10 дней, но работы по продлению жизни пока выглядят более перспективными - ведь когда ты живёшь долго нет разницы, с какой скоростью к тебе идут посылки.

Влад Ситников: Уменьшение размера чипов приведет к тому, что электроника будет везде. Дальше вопрос, как это поможет людям с их ленью. Все, что будет помогать людям лениться - все будет популярно.

Хлеба и зрелищ - все давно уже изобрели. Люди сыты, осталость им дать больше времени на развлечения.

Зрелища понадобится. Как верно говорит Никита Лихачёв - у людей на руках скоро будет куча устойств класса Google Glass, под которые ещё и софт надо будет писать.

Что делать? Кодить или заняться маркетингом?

Все верят в программистов. Все хотят программистов. Прочитав ответы наших звёзд мне захотелось встать и продолжить обучение вечно живому Turbo Pascal 7.0, хотя бы. И хотя большинство склоняется к необходимости быть человеком-оркестром, самые короткие и лаконичные ответы дают Руслан Фазлыев и Павел Дуров -- быть надо HR-ом и программистом, решающим насущную проблему. (соответственно)

Интересно, что практически никто не счёл, что можно отдать на аутсорс маркетинг или программирование. Концепция "делегируй" и "отдавай сторонним исполнителям" явно не пользуется популярностью у современных интернет-проектов - ключевые вещи компании стремятся оставить за собой.

Где делать и во что стоило бы вкладываться?

В вопросе про Москву или неМоскву, как точку создания новых проектов, у наших экспертов полный разнобой. Всё упирается в инфраструктуру территории. Причём параметр досягаемости Москвы всё равно остаётся одним из самых важных - именно там все деньги.

Туда или обратно

Если считать необходимость быстрой личной связи с Москвой аксиомой, то можно забыть про все университетские центры находящиеся за Уралом. Особенно, про Новосибирск, где у редкой интернет-компании сейчас нет офиса. Странно, правда?

В любом случае, возникает слишком много "Если". Кононов, например, считает, что медиа надо стартовать в Москве. Дуров уверяет, что торговлю надо тоже стартовать в Москве. С другой стороны, как показывает опыт, есть и медиа созданные в регионах, и e-commerce проекты с отнюдь не московской пропиской.

Интересно, что ситуацию пятилетней давности с возможностями для инвестиций достаточно критично оценивают Дуров и Морейнис - они бы не захотели вкладываться ни в один проект. Остальные были куда более прагматичны - такое ощущение, что в своих ответах они сверялись с Google Finance или просто отвечали, как Фазлыев и Ситников, что их нынешний проект их устраивае и деньги вложили бы в него же. Особая позиция есть у Евгения Гордеева - помимо быстрого входа и выхода в игры он приглядывался к нишевым магазинам - у них, по его словам, очень высокая маржинальность

По результатам разговоров сложилось достаточно странное ощущение, особенно если вынести за скобки Павла Дурова, вокруг которого весной и летом было слишком много новостей.

С одной стороны, любой бизнес, даже только что созданный, тут же оказывается всем и всюду что-то должен. Какие-то платежи, какую-то отчётность. У нас не очень хорошие и удобные законы, однако когда респондентам предлагют погреть руки на чём-то, во что они верят, они тут же забывают о всём плохом и готовы вкладываться и вкладываться.

Если бы вы вернулись в прошлое на 5 лет, то в какой российский проект вы бы вложились лично?Евгений Гордеев: Я бы быстро вложился и вышел их игр. Это был абсолютный хит, но очень быстро прошел. Из долгосрочных проектов - нишевые электронные магазины - там очень хорошая маржинальность. Рекламные проекты тоже наращивают обороты. Остальное все очень субъективно, и зависит от специализации инвестора.

Юрий Синодов, Фёдор Скуратов

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля