- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Если вы, увидев эту картинку, поняли, что ваша жизнь больше никогда не будет прежней, то вы меня понимаете. Довольно давно, более двух с половиной лет назад, совершенно случайно я увидел эту картинку на просторах интернета (кажется, на ffffound [1]), и у меня в голове щёлкнул тумблер. Необратимый процесс был запущен.
Привычный ход повседневных событий перестал успокаивать своей завершённостью. Всё, что когда-то наполняло смыслом мою жизнь, стало лишь бледным фоном для опухшей мысли, перманентно отнимающей ресурсы моего
Шли годы, я получил таки второй диплом и закончил университет. Суровый матан, геометрия Лобачевского и другие заумные штуки сделали меня менее восприимчивый к подобным изображениям, психика стабилизировалась (надеюсь). Я познакомился с книгами Оливера Сакса, где рассказывались удивительные истории, в том числе и о восприятии и расшифровки
Кроме того, я узнал, что, конечно же, задолго до меня умные люди додумались построить подобные конструкции, с помощью их изучать реакцию
Обнаружились всевозможные сообщества, статьи с математическими выкладками [5], заметки с впечатлениями от использования [6], онлайн-магазины [7], круги по интересам [8] и тусовки разной степени задротства [9], видео [10] без смс и регистрации [11], щебень арматура дёшево москва самовывоз [12]… извините, почувствовал себя труъ-сеошником.
Окончательно магию таинственности и неизвестности бульдозером снесло открытие такого ресурса как тиниай [13] и фича поиска по изображениям на гугл.имейджз [14]. При помощи этих сервисов я разузнал источник того первичного изображения. Как оказалось, задолго до меня тропинку протоптал Анатолий Зенков [15], крутой дизайнер, как можно судить по его каналу вимео. Нашлись видео тестирования [16] и фликр.галерея [17] с процессом создания псевдоскопа.
Казалось бы, на этом можно закончить историю, вселенная преподала мне урок: «Лавры первопроходца заняты, всё уже придумано до тебя, кажущееся тебе великим озарение лишь миг никому не нужного велосипедоизобретения, этот мир суров и бескомпромиссен, и в нём нет места твоим тухлым идеям».
Но почему-то охоты не отбило. Желание не умерло, всё ещё теплилось, хотя и поубавилось. Катализатором во время инкубационного периода стал год, проведенный в местах лишения свободы под названием ВС РФ, где делаешь то, что тебе скажут, из того, что найдёшь сам. Шуруповёрт? Ножовка по металлу? Ха! Приходилось неделю просить офицеров сводить в магазин купить болт за свои деньги; а если необходимы были саморезы, они выкручивались в других местах, с надеждой, что ничего при этом не обрушится. Так что недавнее обретение свободы наверняка способствовало переходу от идеи к действиям.
Другой мотив, запустивший процесс создания — желание избавиться от идеи, чтобы она нашла выход, не преследовала и не душила меня, не брала в плен, как написал [18] об этом Олег Пащенко (иллюстрация ниже его).
Как бы то ни было, у меня обнаружилось свободное время, и я решился построить свой собственный зеркальный псеводскоп.
Началось всё с расчётов на бумажке. Не тензорное исчисление, конечно, но и с тригонометрией пришлось помучиться.
Общий масштаб бедствий можно оценить по фотографии:
После этого утомительного этапа родилось желание автоматизировать просчёт координат зеркал. Во-первых, там довольно много изменяемых входных параметров (угол зеркал, расстояние между глазами, их угол обзора и прочее). Во-вторых, я уже тогда планировал показать своё детище миру и решил облегчить для заинтересовавшихся создание конструкции.
В итоге быстро слепил на флэше (извините) программку [19], в которой каждый может рассчитать все размеры под себя. Вариант настройки, по которой строил я, выставил в программе по умолчанию.
[19]
Думаю, нет необходимости объяснять каждый ползунок. Только упомяну насчет зазоров. Все расчёты велись с учётом «стерильной» конфигурации, т.е. зеркала с нулевой толщиной, всё попадает миллиметр в миллиметр. В жизни всё выходит не так гладко — там зазор, здесь нестыковка, кривизна рук превышает допустимые нормы и т.д. Зеркала же имеют ненулевую толщину, что накладывает погрешность: при падении луча на отражающую поверхность под углом, отличным от прямого, эффективная поверхность зеркала меньше реальной, т.к. с торца зеркала луч не пройдет нормально. На схеме это можно рассмотреть (тут ещё не отображен факт преломления луча света на границе):
Так что сантиметр зазора я оставил. Если кому интересно покопаться, вот исходники [20]. Написано на AS3, но без классов (ещё раз простите) и всей этой ООП-тусовочки, тупой и бесхитростный код.
Ну что же, размеры получены, можно приступать к большой стройке. Напоследок размеры прогоняю через cinema4d, просто для успокоения.
Теперь из бумажно-виртуального мира возвращаемся к миру реальному.
Продумываем физическую реализацию чертежей — материалы, крепления, цвет. После этого совершается набег на магазины — сначала ОБИ, потом ЛеруаМерлен.
Что в итоге гламурного шоппинга (я очень органично шлялся по торговым центрам со стройматериалами, заглядывая в модные магазинчики) имеем:
Второй магазин понравился больше, там выбор вроде побогаче + услуга нарезки зеркал (; в Оби же бесплатно пилят древисину).
После покупки материалов более детально всё просчитал в векторном редакторе, с учетом размеров уголков, толщины фанеры и зеркал, чтобы ничего не перекрывалось. На основе этих данные уточняю координаты.
Начинаем с разлиновки чертежей на верхней и нижней панелях. Тут надо быть точным, особенно это касается соответствия верхней и нижней панели — любое рассогласование приведет к наклону зеркала. Параллельно окрашиваем в чёрный цвет тыльные стороны зеркал.
На основе уточнённых чертежей нарезаем уголки — для соединение зеркал с панелями и панелей друг с другом.
Перед склейкой белые уголки закрашиваю черным маркером. Уголки клеем к зеркалам, к панелям пока не фиксируем.
Затем всё клеим к нижней панели согласно разметке на ней.
Закрашиваем все внутренности чёрным (после полной сборки конструкции лазить с кисточкой/валиком между зеркал будет неудобно). В этот момент я решил отказать от разлиновки верхней панели, уповая на перпендикулярность уголков у зеркала (как оказалось позже, напрасно).
Устанавливаем верхнюю крышку.
Сразу обнаруживается косяк из-за неправильного порядка поклейки уголков (об этом подробней в конце) — верхний уголок не плотно прилегает к каркасу. Придется отковыривать уголок и приклеивать отдельно.
здрасти
Осталось покрасить снаружи. Заклеиваем бумагой полости.
Покрываем чёрной основой.
Потом в два слоя желтую краску. Готово!
Может первый блин и не вышел комом, но и реализация далека от идеала (ошибки и возможные улучшения я опишу ниже).
Что же касается ответа на тот самый вопрос — Какого же оно?
Я процитирую Зенкова:
«Как оказалось, для меня это устройство „не работает“. Из-за плохого зрения у меня было ощущение что я просто смотрю одним глазом. Однако испытав устройство с другими людьми выяснились много интересного. Например что на ближних предметах практически невозможно сфокусироваться. У дальних предметов теряется объем и они становятся плоскими. Плюс ко всему теряется понимание расстояния до объектов, вплоть до того что некоторые отдаленные предметы буквально видны перед ближними. Многие сравнивали эффект с 2D играми, где из-за разницы смещения слоев симулируется глубина сцены, однако отмечали что это похоже на недоработанную игру».
В ходе работы я совершал ошибки, в основном из-за отсутствия терпения и инженерного опыта (*пафосмодон* ну, точнее, опыта реализации своих инженерных наработок, а так модель детектора гамма-излучений на GEANT4 [21] я делал в свое время *пафосмодофф*), а также из-за лени. Уже не хотелось думать, хотелось делать-делать-делать до победного конца, не включая
В общем, оглядываясь назад, что я бы сделал по-другому:
Ну и пара советов:
И напоследок прошу прощения за графоманство, общую атмосферу позерства и изливание ненужных читателю фактов биографии. Еле остановил себя, когда уже хотел познакомить вас со своей семьей.
Автор: kefiijrw
Источник [22]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/news/40703
Ссылки в тексте:
[1] ffffound: http://www.ffffound.com/
[2] мозга: http://www.braintools.ru
[3] инвертоскоп: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BF
[4] стереотруба: http://1941-1945.at.ua/_ph/13/2/543042565.jpg
[5] статьи с математическими выкладками: http://www.make-digital.com/make/vol05/?folio=137#pg139
[6] заметки с впечатлениями от использования: http://fiziks.org.ua/psevdoskop/#more-533
[7] онлайн-магазины: http://www.grand-illusions.com/acatalog/Pseudoscope_Kit.html
[8] круги по интересам: http://x.invertos.com/
[9] тусовки разной степени задротства: http://www.phantascope.co.uk/pages/further_theHypAndPseud.html
[10] видео: http://www.youtube.com/watch?v=_Y9rmizlrg8
[11] без смс и регистрации: http://www.youtube.com/watch?v=IrxVONfSKYk
[12] щебень арматура дёшево москва самовывоз: https://www.google.com/search?q=%D1%86%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82+%D0%B4%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%B2%D0%BE+%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B2%D0%BE%D0%B7&ie=utf-8&oe=utf-8&aq=t&rls=org.mozilla:ru:official&client=firefox-a#bav=on.2,or.r_cp.r_qf.&fp=261a5262ee251bfe&newwindow=1&q=%D1%86%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82+%D0%B4%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%B2%D0%BE+%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0+%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B2%D0%BE%D0%B7
[13] тиниай: http://www.tineye.com/
[14] гугл.имейджз: https://www.google.com/imghp?hl=ru&tab=wi
[15] Анатолий Зенков: http://anatolyzenkov.com/
[16] видео тестирования: http://vimeo.com/14870320
[17] фликр.галерея: http://www.flickr.com/photos/anatoliy_zenkov/sets/72157624705243476/
[18] Image: http://www.flickr.com/photos/anatoliy_zenkov/4953853819/in/set-72157624705243476
[19] программку: http://kefiijrw.com/habr/mirrors.html
[20] вот исходники: http://kefiijrw.com/habr/eyemirror.zip
[21] GEANT4: http://ru.wikipedia.org/wiki/Geant4
[22] Источник: http://habrahabr.ru/post/189750/
Нажмите здесь для печати.