Бои за ecommerce: "спекулянты" против "иностранцев" 

в 11:38, , рубрики: Новости

Вслед за российским бенефисом Asos русскоязычные сайты появились этим летом у популярных интернет-магазинов одежды ShopBop (принадлежит Amazon) и StylePit (датская SmartGuy Group), активным маркетингом занимается и российский eBay (хотя проблема доставкой у него пока висит в воздухе).

Все эти компании торгуют с Россией как иностранцы, в России у них может быть партнер или собственное юрлицо, отвечающее за доставку и маркетинг (например, пользовательское соглашение на сайте StylePit.ru заключается между покупателем и "СПСР-Экспресс"). Сам продавец остается за границей (причем для тамошней бухгалтерии сделка выглядит как экспортная и НДС не облагается - часть продавцов закладывает эту разницу в цену для иностранцев, а некоторые - оставляют себе) - поэтому оплата пошлин перекладывается на российского покупателя. В России товары личного пользования из-за рубежа в коридоре до 1000 евро в месяц, как мы помним, пошлинами не облагаются.

С недавних пор из иностранных продавцов, использующих такую схему работы с Россией, пытаются сделать этакий жупел для российской ecommerce-индустрии - и громко призывают с этим покончить. Из-за импортных пошлин и инфраструктурных расходов конечная цена у местных продавцов оказывается значительно выше, чем цена у зарубежных конкурентов, а покупатели выбирают более дешевое - лишая российские компании рабочих мест и будущего.

Проигрывают не только российские ритейлеры, торгующие зарубежными брендами, но и сами бренды: прямые продажи в России обходятся дорого, конечные цены не могут конкурировать с ценами в их собственных - зарубежных - интернет-магазинах. Многие вводят запретительные меры на своем, локальном, уровне: ограничивая обслуживание покупателей из стран "третьего (в плане продаж) мира" в своих доткомовских магазинах. Подстегнув таким образом оффлайн-продажи и наладив товарооборот в России, представительства наконец могут позволить себе открыть интернет-магазины с доставкой "со склада в России" - сегодня в Рунете впервые открылся интернет-магазин Zara испанской Inditex, в сентябре анонсирован интернет-магазин Motivi итальянской Miroglio Group.

Построение инфраструктуры в России дело хлопотное и не очень выгодное из-за разной плотности населения с интересным западным продавцам уровнем доходов. Например, Apple открыла свой онлайн-магазин не в России, а только в Москве и в Санкт-Петербурге, причём в Санкт-Петербурге доставка не осуществляется даже по области.

Гиганты вроде "Озона" могут себе позволить вкладывать миллионы в собственную инфраструктуру полного цикла - свои склады, свои курьеры, своя разработка - но одними продажами ее не окупишь, появляется новый бизнес - аутсорсинг тех же услуг для мелких магазинов. Процесс не быстрый, хотя венчурные деньги в последние пару лет придали ему хорошее ускорение.

Но надо заметить, что регулирование в пользу отечественных магазинов, несмотря на все их недостатки, происходит естественным образом: за счет уже упомянутых выше ограничений у иностранных магазинов, чьи бренды пытаются построить прямые продажи в России; за счет многотонных завалов на складах "Почты России" и разбросанных по снегу новогодних посылок с "Амазона"; за счет всё-таки улучшающегося соотношения цена-качество сервиса в российских магазинах. В качестве альтернативы "Почте России" у иностранных продавцов, конечно, появились "СПСР-Экспресс", Mailbox, Shopfans и так далее - но это если допускать, что возможности таких посредников безграничны, и при дальнейшем росте товарных потоков не начнет расти время доставки из-за рубежа и ее стоимость.

Одним словом, беспошлинная торговля с иностранцами - совсем не главная проблема отечественного интернет-ритейла, хотя вокруг нее в последнее время стоит так много шума. Специфика российского e-commerce - большие расстояния, дорогая инфраструктура и экономическая неоднородность от региона к региону - вряд ли позволят рынку быстро вырасти и развиться с помощью шорткатов, вроде запрета на дешевый шопинг с ТаоБао. "Почта России", как бы ее ни ругали поставщики и получатели, пока единственный сервис, который обслуживает - за государственный счет - нишу "деревенских мажоров", малочисленных онлайн-покупателей из небольших и удаленных населенных пунктов, где коммерческая логистика не дотягивается и/или не окупается.

Сейчас российский ecommerce может выбирать между долгосрочной перспективой построения собственной коммерческой инфраструктуры (наличие которой в будущем превратило бы иностранные магазины из конкурентов в клиентов) или краткосрочной, но упирающейся в потолок "Почты России" и лимита в 1000 евро, моделью посредника-реселлера-мейлфорвардера.

Маша Форманюк

Источник

Поделиться