- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Очень многие тестировщики, с которыми я обсуждала вопросы юзабилити, имеют об этом понятии очень смутное представление. Давайте развеем основные мифы про юзабилити и его тестирование:
В восприятии многих тестировщиков есть 2 взаимоисключающих вида тестирования:
Функциональное тестирование при таком делении кажется более важным, а тестирование GUI – дополнительной опцией, простой и не очень важной. И именно её многие называют тестированием юзабилити…
ОК, давайте договоримся: тестирование GUI и тестирование юзабилити – совсем разные вещи. Юзабилити – это свойство продукта удовлетворить потребности пользователя, и графический интерфейс – лишь одна из составляющих юзабилити.
Юзабилити продукта определяется целым комплексом факторов:
А значит, для достижения высокого юзабилити, менять цвет кнопочек недостаточно, и удобство использования включает в себя и функциональную составляющую, и GUI, и справку, и даже поддержку пользователей.
Как бы не так! Именно те, кто считают тестирование юзабилити простым, и проводят его без применения требуемых техник, дискредитируют понятие тестирования юзабилити как такового.
Для полезного и успешного проведения тестирования юзабилити, требуется достаточно большое количество знаний и навыков:
При этом, нельзя просто применить эти знания и сказать: здесь надо поменять вот это, а тут вот то. Любые догадки и пресуппозиции в тестировании юзабилити должны проверяться на пользователях. На настоящих пользователях! И тут мы как раз переходим к следующему мифу:
Представьте, что ваш ребёнок попросил в подарок на день рожденья 5 килограмм конфет, и вы согласились с этим. Но какие конфеты он любит?
У вас есть 2 варианта, как их выбрать:
Конечно, во втором случае есть шанс, что вы угадаете, но он катастрофически маленький!
То же самое в тестировании юзабилити: вы каждый день тестируете продукт, вы разбираетесь значительно лучше в технологиях и программах, у вас значительно выше компьютерная грамотность, чем у среднестатистического пользователя (если вы только не пишете софт для других айтишников). Внимание, вопрос: как вы можете оценить, что удобно бухгалтеру, впервые запустившему вашу программу, если вы не бухгалтер, и запускали её для тестирования примерно 632 тысячи раз?
Хорошо понимая принципы юзабилити, вы можете получить полезную информацию от стороннего пользователя продукта, но сами её сгенерировать – нет!
Допустим, вы лучше узнали кого-то из своих пользователей, и тщательно прорабатываете продукт, чтобы удовлетворять его ожидания. Но в реальной жизни очень редко бывает, что продуктом пользуется только один тип пользователей!
Бухгалтеры бывают опытными и начинающими, графические редакторы используют дети и дизайнеры, антивирусы устанавливают администраторы крупных организаций и домохозяйки. Если вы попробуете удовлетворить взаимоисключающие потребности разных типов пользователей, вы не удовлетворите никого! Именно поэтому, есть MS Paint с простыми фигурками и кистями, и есть Photoshop с безграничным набором возможностей. Корпоративные антивирусы устанавливаются через доменные политики и имеют централизованный сервер управления, а домашние антивирусы имеют одну большую кнопку «защити меня». И, конечно, многие продукты имеют «расширенные настройки» для опытных пользователей, чтобы не пугать новичков.
А вы знаете все свои типы пользователей? Вы предоставляете им разные варианты продукта?
Если продукт заказной, то многие расслабляются: я могу просто спросить клиента, как ему лучше что-то сделать, и так и будет.
Всё бы хорошо, если бы не парочка «но»:
Знакомиться с пользователями, исследовать их сценарии, выяснять и анализировать проблемы – важно! Но профессионалами по проектированию интерфейсов всё-таки должны быть мы с вами, а не пользователи.
Об этом я слышу особенно часто, но… Но как всегда, есть несколько «но»:
Любой современный продукт, добавляя новые фичи, в 99% случаев только повышает юзабилити! Это заметно не сразу, но присмотритесь: всё, что вы разрабатывали прошедшие релизы, можно было сделать и без нововведений. Но без них это было бы сложнее. Например, почтовый клиент научился сортировать письма по папкам в соответствии с правилами – раньше это можно было делать вручную. В банковскую программу добавили новый отчёт – раньше его заполняли в текстовом редакторе. В графическом редакторе новый фильтр – раньше можно было руками провести аналогичную ретушь. Почти всё, что делают ваши продукты, можно делать и без их использования, и вообще без использования ПО. Но с продуктами это становится УДОБНЕЕ, удобство выполнения пользовательских задач и есть главная цель любого продукта!
Юзабилити – активно развивающаяся область в разработке ПО. И только развеяв перечисленные выше (и прочие, их ещё немало!) мифы, непрерывно совершенствуя себя и уделяя удобству использования должное внимание, вы сможете выпускать достойные продукты.
Узнать больше о тестировании юзабилити вы можете по нижеследующим ссылкам:
Автор: NatalyaRukol
Источник [3]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/news/54215
Ссылки в тексте:
[1] Как мыть слона?: http://uibook2.usethics.ru/uibookII.pdf
[2] Числовые методы в тестировании юзабилити: http://software-testing.ru/library/testing/general-testing/1826-2013-07-01-05-21-53
[3] Источник: http://habrahabr.ru/post/211322/
Нажмите здесь для печати.