Определенность с брендингом

в 12:19, , рубрики: Без рубрики

Определенность с брендингомОпределить направление бизнеса – это-то понятно. А дальше что? Что делать дальше? Сразу сесть и писать код? «Это глупо» – сказал я себе. Почему глупо – не сказал. Прежде чем писать код, надо сделать много «умных» и «правильных» вещей. Написать код еще успеем. Став предпринимателем, побори в себе программиста. Думай как бизнесмен, а не как кодер. Бизнес – это тебе хухры мухры. Не думай о технологии, думай о продукте. Главное – это люди, а не технологии. Ну и так далее. Много подумал красивых девизов и афоризмов, которыми мне прожужжали уши в эпоху моей работы по найму. И все эти красивые слова я принимал за свое «понимание бизнеса». Оказалось, применять на практике их не особо-то и получается. И тогда я решил для начала хотя бы назвать свою компанию. Где-то в подсознании с именованием ассоциировался термин «бренд», исследованием которого я и занялся.

Бренд – самое важное

Открыв Википедию и обнаружив, что слово «бренд», оказывается, переводится с английского как «тавро» и возникло от древнескандинавского глагола brandr – «жечь», я так обрадовался непонятно чему, что решил, что именно брендинг я и должен продумать в первую очередь во всех деталях. Найдя статьи и даже книги (кто бы мог подумать – на эту тему даже фолианты на 600 страниц пишут) про брендинг, я узнал, что брендинг – это одна из самых важных деятельностей организации. В деятельность, связанную с брендингом, попали чуть ли не все активности, начиная от маркетинга и пиара, и заканчивая менеджментом продуктов. Причем, оказывается, очень важно сохранять последовательность бренда в течение всей его жизни, иначе ай-яй-яй, пользователи запутаются и грош цена вашему бренду.

На волне своего ослепления я свято поверил в первичность брендинга над всеми остальными деятельностями в бизнесе (включая даже кодинг), и неправильно организованный брендинг счел основной причиной неудачи стартапов, а неудачи стартапов крайне распространены. Это уже потом я вычитал в других статьях и книгах, что также самыми важными активностями в бизнесе являются маркетинг, дизайн, пиар, бизнес процесс и управление рисками, если не считать построение команды, поддержку пользователей и нахождение правильных партнеров. К счастью, я не читал статей по кейтерингу или сварке, иначе к множеству самых важных бизнес-активностей присовокупились бы и они. В итоге, из всей это истории я извлек очень полезный для своего будущего образования вывод:

Утверждение об исключительной важности какой-нибудь деятельности имеет хоть какой-то смысл только в том случае, если исходит не от того, кто зарабатывает ею на жизнь.

Ну или каждый кулик свое болото хвалит, если обратиться к народной мудрости.
Определенность с брендингом

Неопределенность – это норма для предпринимательства

Почти все туториалы по становлению предпринимателем единогласно твердят, что предпринимателю надо свыкнуться с неопределенностью, иначе ему лучше заняться чем-то другим. Вот я и начал свыкаться с неопределенностью, занимаясь неведомо чем, не понимая, как это напрямую отразится на результатах, которые я получу в ближайшее время. Для меня-кодера, имеющего возможность щупать непосредственные результаты своих трудов, такая деятельность была непривычна, но я утешал себя тем, что «зато я предприниматель, а им должно быть непонятно». К счастью, я вовремя прочел Бизнес с нуля Эрика Риса, который вернул мои искривленные мозги обратно в правильное русло.

Определение неопределенности

Неопределенность бывает внешней и внутренней. Внешняя неопределенность – это свойство окружения, в котором ведется деятельность, например, погода, прихоти пользователей, курсы валют и сроки доставки Почты России. Это объективная неопределенность, с которой нельзя ничего поделать, кроме как стараться минимизировать ее влияние на свою деятельность. Внутренняя же неопределенность – это ваше непонимание, зачем и почему вы что-то делаете. Это ваше отношение к своей деятельности, которое зависит от вас и только вас.

Так вот, когда говорят о предпринимательской неопределенности, имеется в виду именно внешняя неопределенность, а не внутренняя. Привыкать к внутренней неопределенности сродни становлению зомбированным сектантом – танцевать голым перед костром, чтобы бог дождя ниспослал конец засухе. Ну конечно же нет! Благодаря Рису я понял, что:

Задача предпринимателя – это бесконечное преобразование внешней неопределенности во внутреннюю определенность.

Определенность с брендингом
Если не знаешь, зачем ты что-то делаешь, не делай этого, а узнай, надо ли это делать, и если надо, то зачем. Все гениальное просто!

Сначала создай, потом брендируй

Получив обратно право верить своему интеллекту и интуиции, я понял, что брендинг мне нафиг не сдался на этой стадии. Даже наоборот – пока вы проводите эксперименты на ранних пользователях, инвестиции (финансовые и временные) в бренд находятся под большим риском, ведь если ваши гипотезы окажутся неверными (что из-за внешней неопределенности более чем вероятно), то ваш бренд создаст у пользователей ощущение очередного унылого продукта. Сначала заручитесь одобрением пользователей, удостоверьтесь, что создали воистину что-то полезное, и только потом уже закрепляйте тавром бренда ваше открытие отныне и навсегда. У неизвестности (бытия неизвестным) есть свои преимущества!

Определенность с брендингом

Как вы судно назовете, так оно и поплывет

Оказалось, на данной стадии мне нужно только имя. Зачем? Да хотя бы для того, чтобы домен зарегистрировать. И чтобы отслеживать эффективность виральности сервиса, представляющую в моем случае один из критериев довольства пользователей. Итак, поняв, зачем мне нужно имя, естественным образом возникли требования, которым оно должно соответствовать. Кстати, критерии, которые я вывел самостоятельно, оказались подозрительно близки к рекомендуемым экспертами.

Уникальность

Для отслеживания распространения имени по интернетам мне понадобится механизм легко найти все ссылки на меня, и неуникальность имени будет мусорить результаты поисковика. Если Google вернет менее 5 тысяч страниц при поиске с таким ключевым словом, то имя можно считать уникальным.

Незанятый домен

Хоть некоторые эксперты и утверждают, что незанятость домена с вашим именем – не проблема, ведь вы спокойно выкупите его, когда ваша компания выстрелит (а если не выстрелит, то вам и домен не нужен), но мне лично комфортнее заходить на родной домен, а не какой-то instagr.am (оригинальный домен Instagram-а, кстати, армянский домен).

Короткость

Короткие имена легче произносятся и запоминаются. Да и звучат лучше. Тем более в большинстве языков (но не в английском!), чем короче слово, тем оно первичнее и важнее – неудивительно, что в большинстве языков самое важное местоимение «я» редко превышает две буквы и один слог.

Однозначное произношение

Если сайт нацелен на одноязычную аудиторию (т.е. почему-то не хочет быть глобальным), то его будут произносить одинаково, но в условиях глобализации имя могут исковеркать, что ухудшает его находимость в поисковиках. Как правильно русифицировать – Микрософт или Майкрософт? А может Мелкомягкие? У меня сайт вообще языковой – когда в перспективе я буду обучать другим языкам, надо учесть разность произношения звуков в разных языках.

Энергичность

Недавно читал книгу о Третьем Рейхе, где было рассуждение, что если бы отец Гитлера не поменял свою фамилию с Шикльгрубер на Гитлер, глядишь, и не было бы нацизма – как-то сложно вводить себя в экзальтацию, крича «Хайль Шикльгрубер!» Вот и я хочу имя, которое можно спокойно использовать как боевой клич. Тут, кстати, косвенно участвует короткость.

Красота

Ну и субъективный фактор – куда ж без него. Имя мне должно нравиться, а у меня к именам особая чуткость.

Ранжирование

Я напридумал несколько имен, которые хоть как-то могли подходить языковому сервису, а выбор сделал уже описанной матрицей решений:

Имя Уникально? Домен Коротко? Однозначно произносимо? Энергично?
Govoriteka Да Свободен Нет Нет, у англичанина сломается язык Нет
Madrelingua Нет, по-итальянски значит «родной язык» .RU свободен Нет Да Нет
Nomix Нет, 1.8M записей из Google Занят Да Да Да
Parlate Нет, по-итальянски значит «говорите» .RU свободен Да Да Да
Parlix Да .RU свободен Да Да Да
WordsLive Нет Свободен Нет Нет, W – неоднозначная буква Нет
Wortgut Нет, по-немецки значит «словарный запас» .RU свободен Да Нет, W – неоднозначная буква Да
Yomix Нет, 43K записей из Google .RU свободен Да Да, хотя Y – немного сомнительна Да

Итак, лучшим из приведенных имен получается Parlix. Имя не только наиболее подходящее требованиям, но наиболее нравящееся мне, потому что многоплановое. Во-первых, глагол parl- в романских языках относится к разговору (парле ву франсе?), в частности, с итальянского «parli» переводится как «говоришь», а x можно одновременно рассматривать как икс из математики, римскую десять (намек на 10 языков, которые я знаю) ну или традиционное использование в смысле eXtended. Ура! Регистрируем домен и бронируем учетные записи в социальных сетях.

Naming-as-a-Service

В интернете с подачи sas4us, консультирующего стартапы на своем сайте getStart, был обнаружен сервис VotImenno по придумыванию имени для компании. Лично мне их подход не понравился, хотя бы потому, что он не способен придумать имя типа Parlix, а только композитные имена типа Proplata24, которые вываливает на вас в огромном количестве, и вы сами должны в них копаться – как бы вся суть придумывания имени в качественном отборе, а не генерации. Так или иначе, описанная мною процедура неплохо автоматизируется, так что при желании можно сделать и стартап по именованию, предварительно предложив клиенту один из 10 шаблонов именования.

Заключение

Единственное, к чему нужно стремиться в работе, будь это свое дело или работа на дядю, это определенность в ответе на вопрос «зачем я это делаю?». Работа, сделанная без ответа на этот вопрос, подвергается риску оказаться бессмысленной. Успешная компания – это та, которая делает только то, что нужно, и тратит основные свои усилия на то, чтобы выяснить, что нужно делать, а что нет. Из всего брендинга мне на данном этапе было нужно только имя, ведь брендинг играет основную роль при массовом привлечении пользователей, что имеет смысл только тогда, когда вы доказали себе на реальных пользователях, что делаете то, что им нравится.

И да, Бизнес с нуля – великая книга. Большое спасибо Эрику Рису!

Определенность с брендингом

Автор: omnisens

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля