Об особенностях внедрения СПО в малом бизнесе

в 11:58, , рубрики: Без рубрики

Добрый день, уважаемое сообщество!

Существует большое количество малых и «маленьких, но гордых» организаций, которые при всей своей простоте вынуждены пользоваться определенной IT инфраструктурой. Хочу поделиться с вами некоторыми выводами по внедрению в них свободного ПО (СПО) и Линукса, которые я вынес для себя на базе многолетнего положительного опыта в этой области.

image

Слепок типичного заказчика

Обычно существовавшее изначально положение вещей характеризовалось следующим:

1. Организации с количеством компьютеров от 1 до 50 предпочитали использовать проприетарные решения для ОС одной хорошо всем известной заатлантической конторы.
2. Денег на покупку лицензий всегда не было. Предпочитали использовать «пиратчину».

3. Денег на вменяемого администратора всегда не было, и стратегию задавал «уверенный пользователь окон», по совместительству сисадмин / IT-директор, или, как вариант, аутсорсинговая компания с аналогичной направленностью (продать ПО и потом его же настроить).
4. Итоговую стоимость обслуживания никто особо не считал, главное «чтоб работало».
5. Репутационные риски, простой из-за эпидемий/поломок брался в расчет только по факту произошедшего инцидента.
6. Дорогостоящее железо, как правило, не закупалось, также из соображений экономии. Как правило сервер — обычный ПК.

Однако жизнь не стоит на месте и кризис 2008 года, засилие вирусов (для того самого проприетарного ПО), борьба с пиратством, повышение роли информационных систем, а также «чувство патриотизма» заставляет многих «крестьян» делать некоторые умозаключения, а именно:

1. Для организации работы в большинстве организаций требуется работа лишь нескольких типов программ:

  • Браузер
  • Текстовый редактор
  • Электронные таблицы
  • Редактор презентаций
  • Графический редактор
  • Бухгалтерское ПО

И день ото дня все большее количество фирм понимает, что здесь можно обойтись и СПО.
Самый свежий пример — 1С 8.3 и их нативный линукс клиент.
2. Использование СПО спасает от проверок, вирусов и траты лишних денег.
3. С учетом отсутствия первоначальных лицензионных платежей, а также минимальных затрат на защиту и поддержание системы, построенной на СПО, правило «пока работает — не трожь» предпочтительнее, чем правило «без сисадмина ничего не работает».
4. Работа с СПО в долгосрочной перспективе избавляет от необходимости делать свои расходы доходами Microsoft и всяких обслуживающих организаций. Она позволяет вкладывать деньги в собственное развитие, при этом не нарушая закон.

Наблюдения по результатам внедрений

Мы построили множество гетерогенных систем с уклоном в СПО там, где это приемлемо, и я хочу обратить внимание на то, что это совсем несложно. Мало того, те хозяева малого бизнеса, которым был предоставлен выбор из 3 вариантов:

  • купить лицензию
  • пользовать пиратское
  • пользовать СПО

в большинстве случаев выбирают 3 вариант (использование СПО), при одинаковой стоимости самих работ по настройке. И лишь отсутствие навыков работы с СПО, лень, предрассудки и недостаток информации у «доморощенных сисадминов» лишает их этого самого 3 варианта. Да, на сегодня ограничителем использования СПО является среднестатистический «сисадмин», который не умеет настраивать и посему предпочитает не использовать СПО.

Я утверждаю, что на сегодня создание устойчивой и надежной IT-системы, построенной с повсеместным использованием СПО, которое работает практически из коробки, не представляет труда для типичного «доморощенного сисадмина». Множество людей готовы пойти этим путем при наличии конкретной информации о возможных бесплатных альтернативах, инструкциях по их установке, ответственности об использовании нелицензионного ПО и отсутствии материальной заинтересованности при закупке, т.е. сговора с продавцом софта/железа (что в российских реалиях фактор немаловажный).

В большинстве случаев выбор в сторону проприеритарного ПО делается часто либо из-за предрассудков, привитых школьными годами «бесплатного Windows», либо под воздействием продавца «железа», либо рекламы, особенно бесплатными семинарами (с сертификатами, бонусами) проводимыми вендорами с вполне ясной целью склонить выбор в сторону своего продукта.

СПО для использования в корпоративном сегменте

Ниже приведу список того ПО, которое я могу рекомендовать к использованию практически из коробки для построения IT-систем малых организаций тем системным администраторам, которые смотрят в будущее.

Основные цели, которые решает серверная часть IT системы:

  • Обеспечение доступа организации в интернет, с возможностью контроля доступа
    (Zentyal, ClearOS)
  • Обеспечение доступа извне по VPN
    (OpenVPN в составе того же Zentyal, ClearOS)
  • Обеспечение совместной работы с корпоративной почтой
    (Zarafa, Zimbra, Zentyal, ClearOS)
  • Обеспечение работы корпоративного мессенджера
    (OpenFire, eJabberd)
  • Обеспечение хранения данных с правами согласно иерархии отделов
    (Samba версия 3 или 4 в составе ClearOS, Zentyal)
  • Обеспечение работы корпоративной IP телефонии
    (FreePBX)
  • Обеспечение работы корпоративной терминальной среды для бухгалтерии и документооборота
    (Традиционный Windows Server, но с АД в виде Samba 3 или 4)
  • Обеспечение виртуализации всего функционала для упрощения миграции при апгрейдах железа и резервирования
    (XCP, Proxmox, Centos+KVM+libvirt)
  • Обеспечение резервирования всего вышеперечисленного функционала
    (mdadm, lvm)

Как вы видите, большинство серверных сервисов возможно построить на СПО из коробки с помошью GUI/WEB интерфейсов (без трудоемких действий в командной строке) и лишь для Windows-зависимого ПО имеет смысл завести терминальный Windows-сервер, заражение или поломка которого не приведет к полной остановке жизнедеятельности компании. Экономия на лицензиях и повышение безопасности налицо.

Об особенностях внедрения СПО в малом бизнесе

Основные цели, которые решает клиентская часть IT системы:

  • Обеспечение доступа в интернет-браузер c поддержкой flash и java
    (Firefox, Chromuim, Opera, Midori)
  • Обеспечение работы офисного ПО типа doc, xls, ppt, pdf
    (Libreoffice, Openoffice)
  • Обеспечение работы VOIP телефонии
    (linphone, skype)
  • Обеспечение печати и драйверов принтеров
    (cups, hplip)
  • Обеспечения доступа к общим ресурсам
    (Samba,Windows шары, FTP, ssh)
  • Обеспечение доступа к флешкам, дискам и медиаконтенту на них
  • Обеспечение записи CD,DVD дисков с данными
    (Brasero)
  • Обеспечение работы графических редакторов
    (Gimp)
  • Обеспечение работы различных вьюверов фото, плееров аудио и видео
    (vlc, audacios, smplayer, totem, gthumb)
  • Обеспечение доступа к Windows-терминалу по RDP для работы с Windows-зависимым ПО
    (rdesktop, remmina, freerdp)
  • Обеспечение доступа сисадмина к удаленному управлению для помощи пользователю и настройки
    (vino, vnc, webmin)

Таким образом, все задачи клиентской части IT системы малой орагнизации практически полностью решают популярные дистрибутивы Ubuntu, LinuxMint, Fedora, OpenSuse. Практически все перечисленное ПО либо имеется в их составе, либо устанавливается через менеджер пакетов из репозитариев (бесплатно).

image

Субъективно: пока меньше всего движений приходится делать в дистрибутивах LinuxMint с традиционными и привычными DE типа gnome2/mate. Это более привычная среда как для пользователей Windows XP, так и для большинства пользователей Linux.

Буду рад, если опишете свой опыт внедрения СПО и трудности, с которыми встречаетесь на этом тернистом пути. Если эта вам тема интересна, то в следующих постах подробнее раскрою интересующие вас тонкости с конкретными примерами.

Автор: erik-2003

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля