Поиск работы с медведем

в 6:55, , рубрики: Без рубрики

Поиск работы с медведем
Сегодня и завтра мы проводим ярмарку вакансий онлайн, являющую собой пример проекта, пережившего странный запуск, метания в форматах и, наконец, вышедшего на окупаемость и ставшего на ноги. Это отчасти менеджерская, а отчасти техническая небольшая история одного из проектов HeadHunter.

Когда в 2012 году мне сказали, что HeadHunter будет делать онлайновую ярмарку вакансий, я решил, что коллеги очень наивны: тема даже 2 года назад была уже далеко не новая, больших успехов не снискавшая. Когда же увидел интерфейс с 3D-холлами как в низкобюджетных бродилках десятилетней давности, то окончательно утвердился в мысли, что они заигрались.

То была очень странная арендованная арабская платформа, которую мы круглосуточно дотачивали под себя и умопомрачительный домен vjf.rabota.mail.ru. Проект первые разы делали под брендом Работа.Mail.Ru, который одноименная компания отдала нам в управление в 2011 году. Так как основная аудитория этого сайта – «синие воротнички» и младший офисный персонал, то и ярмарку стали затачивать под них.

При большом интересе со стороны клиентов и соискателей, требования платформы к ширине канала отсекли тысячи человек из регионов. Потом было еще 3 ярмарки: одна в ноябре 2012 года (524 вакансии и 6 833 отклика от соискателей) и еще две в 2013. Они делались уже без арабских 3D-технологий, и, с технической точки зрения, прошли успешнее. Но вылезла другая проблема: наши люди (слесари, водители, арматурщики, маляры) не слишком жаждали общаться с рекрутерами даже в чатах, не говоря уже про видео. То есть люди приходили, вакансии смотрели, а нужной активности не проявляли. Естественно, это не нравилось нам, не нравилось и работодателям.

Поразмыслив над самой идеей и оценив интерес клиентов, мы поняли, что начали не так и не с того места.

Шаг первый: новая платформа и объединение с hh.ru

Нельзя было делать проект на кривой платформе, не говоря уж про арабские 3D-технологии. Поэтому ярмарка переехала на простой домен expo.hh.ru и была разработана наязыке Python 2.7 на базе фреймворка Django. Выбор на него пал по нескольким причинам. Во-первых, это замечательные расширения, которые позволяют экономить кучу времени. Конечно, opensource-комьюнити имеет свои недостатки, но в целом, работать с готовыми решениями в нашем случае эффективнее, чем изобретать велосипед самостоятельно. Во-вторых, Django постоянно поддерживается и популярность этой технологии обеспечивает запас надежности. Фреймворк в своих проектах используют множество людей, что дает хорошую обратную связь разработчикам. Из отрицательных моментов стоит отметить не всегда достаточную гибкость: некоторое время уходит на усвоение исходного когда фреймворка для дальнейшей «борьбы» с ним.

Данные хранятся под управлением PostgreSQL и бережно обслуживаются службой эксплуатации. Для кэширования используем Memcached, загруженные файлы отправляются в хранилище через протокол Webdav, рассылки уходят пользователям благодаря стандартному почтовому сервису hh.ru.

На проходящей сегодня ярмарке мы смогли реализовать значительную часть интеграции с сайтом: работодателям не нужно еще раз создавать уже имеющиеся вакансии, а соискателям проходить регистрацию по новой, если они уже есть в базе hh.ru. Соответственно, и резюме можно послать то, которое уже опубликовано.

Тут уже становится понятно, что раз мы перевели ярмарку под бренд hh.ru, то и аудитория у нее теперь меняется.

Шаг второй: новая аудитория

Новая аудитория ярмарки — офисные работники среднего звена. Они уже освоили джоб-сайты и соцсети, поэтому не испытывают дискомфорта от виртуального общения.
Вот статистика с первой ярмарки на новой платформе, прошедшей во второй половине февраля. Тут видно, что с Москвой и Питером все хорошо, а с екатеринбуржцами еще предстоит много работать — их активность пока слишком низкая.

Поиск работы с медведем

С аудиторией не ошиблись, самыми популярными вакансиями стали:
1. менеджер по маркетингу и рекламе;
2. директор магазина;
3. менеджер проектов;
4. бухгалтер;
5. секретарь.

За два дня пришли 58 147 уникальных посетителей, но в целом вопрос трафика остается открытым по сей день. Проект имеет привязку к конкретным датам, поэтому аудиторию приводить нужно не круглый год, а в момент, когда уже есть зарегистрированные работодатели, иначе у человека не будет резона оставлять заявку на участие.

Шаг третий: новые регионы

Первая ярмарка проходила по всей России, но тогда это не сработало, поэтому мы упростили себе задачу, сконцентрировавшись на Москве. В конце 2013 года добавили Питер, а в феврале этого года — Екатеринбург. На этот раз охват расширили еще и на Поволжье — Самару, Нижний Новгород, Казань и Уфу. Во всех регионах будет представлен, например, Билайн. Всего же зарегистрировались 67 компаний. Исходя из актуального прайса легко прикинуть прибыльность.

Ну и главный вопрос

Работодатели говорят: зачем нам второй HeadHunter? А зачем им офлайновые традиционные ярмарки вакансий? Для того чтобы за пару дней разом отсмотреть десятки и сотни кандидатов, мотивированных на новую работу. Отработанное изучение базы — это базовый инструмент, а ярмарка — разовое событие, где можно не только быстрее обычного «закрыть» срочные вакансии, но и пообщаться с людьми в реальном времени, получить от них обратную связь. При этом никому не нужно никуда ехать — профит во время плохой погоды, для больших городов и людей с ограниченными возможностями. Кстати, в первую очередь, компании платят именно за общение с заинтересованной в новой работе аудиторией. Собственно ярмарка и представляет собой специализированную платформу для общения. Да, тут нет магии и rocket-science даже по меркам Рунета, однако проект востребован, сам зарабатывает на свое обслуживание и развитие, не тратя при этом денег hh.ru – уже неплохо.
К слову, в мае уже запланирована ярмарка, заточенная под студентов и выпускников. Еще мы много думали о профильных ярмарках, например, для IT-специалистов. Возможно, реализуем эти планы ближе к осени — нужно оценить, насколько интересные компании и вакансии мы сможем на нее собрать.

Но на этой ярмарке тоже есть несколько вакансий в IT:
— аж 26 от «Сбербанк — Технологии», например: разработчик WebSphere Message Broker (Екатеринбург), ведущий программист (IBM FileNet, Java), директор по архитектуре Oracle Siebel CRM, главный разработчик Java, главный специалист по управлению качеством ИТ и др.

— несколько от Радиотехнического института им. академика А.Л. Минца: инженер программист (в Москве, но обещают регулярные командировки), инженер программист (ПЛИС).

инженер отдела радиоизмерений и контроля качества связи от «Билайна»

— не совсем по it, но прикольная — специалист по типам Boeing

А вообще, и такие хотелось бы на ярмарке видеть :)

P.S. Даже несмотря на то что ярмарку в разных ипостасях мы проводим уже два года, проект до сих пор очень нуждается в идеях по развитию и новым функциям, поэтому будем рады любым предложениям и замечаниям по работе сайта. Заходите, тестируйте и пишите нам.

Автор: djika

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля