Популяризация 3D-печати по-взрослому… в школах

в 7:35, , рубрики: Без рубрики

Вообще Навигатор кампус занимается заказной разработкой и стартапами в сфере робототехники, электроники, 3D-печати и умных устройств, но иногда мы отвлекаемся.

Договариваемся об открытии новых хакспейсов, делаем селфи с Медведевым и занимаемся школьным образованием. Почему школы? Просто потому что уже через несколько лет нам придется работать с выпускниками этих школ.

Наша цель, которая позволяет точнее направлять развитие технопарка — накопить технические и организационные компетенции, позволяющие реализовать задачи уровня создания собственной космической программы в горизонте 10-15 лет. Возможно бред, но цель красивая и вполне себе четкая. Признаюсь, что не дают покоя успехи Элона Маска, даже возможно что промужеточной целью перед созданием косимческого корабля станет создание электромобиля и развитие солнечной энергетики;)

Популяризация 3D печати по взрослому… в школах

Сейчас, не считая разработок наших резидентов, идет работа над несколькими небольшими проектами (типа открывающихся от телефонного звонка ворот, 3D-печати медицинских лангетов, видеорегистраторов и прочее) и двумя большими проектами: промышленным роботом для сборки домов (типа такого) и устройством для 3D-сканирования, типа Kinect. Не факт что что-то получится, все таки это венчур. Но если кто-то занимается подобными разработками, будем рады пообщаться!

Популяризация 3D печати по взрослому… в школах

Про эти проекты я расскажу в другой раз, а сегодняшний пост посвящен мейкертонам. Это ограниченный конкретным временем и местом марафон по сборке чего-то технически сложного. Семен Тараканов, руководитель и создатель хакспейса Навигатор кампуса, придумал новый формат, и мы теперь его распространяем. Мейкертоны — крутая штука со своей философией, и пусть некоторые скажут, что это не ново, не развивает мозги и убивает в человеке креативность, но это все говорит присущий нам, россиянам, критический инновационный экстремизм;)

Мейкертоны призваны вовлекать в техническое творчество широкие слои населения, пропагандировать философию оч.умелых ручек и доказывать всем, что 3D-принтеры, коптеры, ЧПУ-станки и все такое — это не сложно и доступно каждому, желающему учиться и работать.
Мейкертоны призваны создавать сообщество и знакомить друг с другом людей, интересующихся технологиями.
Мейкертоны популяризируют конкретные open source разработки и вообще всю концепцию open source в электронике и робототехнике, в 3D-печати.
Ну и наконец, мейкертоны позволяют достаточно дешево получить свой 3D-принтер или другое устройство. Вот, например, для сравнения стоимость самых дешевых kit-наборов 69000, а стоимость участия в мейкертоне 50 000. Конечно, можно достать детали самостоятельно. Возможно получится дешевле, но это будет на порядок дольше и трудозатратнее.

Мейкертоны — это не устоявшийся формат, это вызов и эксперимент. Мы сейчас начинаем проводить мейкертоны по 3D-принтерам Ultimaker, по принтерам NOVA нашего резидента компании Ennova, по коптерам (включая двухмесячное обучение пилотированию). Делали бы и больше, но не хватает времени, людей, денег… все как обычно.

Популяризация 3D печати по взрослому… в школах

4 июля — первый всесоюзный российский день мейкертонов по принтерам Ultimaker. Мейкертоны пройдут почти в десяти городах необъятной. Тут можно посмотреть, нашелся ли организатор мейкертона в вашем городе и, если пока не нашелся, стать таким. Можно подписаться на обновления в своем городе о предостящих мейкертонах. Внимаение! Речь идет не только о 3D-принтерах, а вообще о любых мейкертонах.
Сейчас мы вынуждены заказывать детали за месяц до мейкертона, все что есть в наличии расходится (в мае разошлись 110 комплектов), так что если кому-то не хватит деталек 4 июля — придется подождать до августа, мейкертоны будут проводиться ежемесячно. Минимальное количество участников на каждом мейкертоне — 3, максимальное — 10.

А сегодня, 26 мая, начинается серия мейкертонов для школьников Татарстана по заказу правительства Республики. 100 принтеров, 100 школ, 300 учеников, 100 учителей и две недели. Все по взрослому.

Популяризация 3D печати по взрослому… в школах

Сборка школьниками vs поставка готовых принтеров
Участник собирает принтер сам и заодно подробно изучает устройство 3D-принтера. Это абсолютно новый уровень вовлечения в инженерию, конструирование и изобретательство. Совершенно новое качество профессиональной ориентации и усвоения материала.
Школьник не относится к принтеру, как к “черному ящику”. Он хорошо понимает процесс печати.
Собравший принтер не боится вмешиваться в работу принтера и не боится его сломать. Еще бы, он сам его собрал!
Участник начинает верить в свои силы. Простой школьник может все.

В результате вполне может повториться история с компьютерами в начале 2000х, когда ученики отодвигали учителя и просили его не мешать возиться с умными железками, в которых они разбираются лучше взрослых.

Почему open source, а не какой-то известный производитель?
Open source можно дорабатывать самому, улучшать конструкцию и менять детали, не нужно долго ждать гарантийного ремонта — все чертежи доступны и отремонтировать принтер можно даже самостоятельно.
Ultimaker — самая распространенная модель opensource 3D-принтера с самим большим сообществом. Это означает много готовых инструкций и опыта. Это значит, что участник мейкертона будет учиться у огромного открытого мирового сообщества.
Напомню, что Навигатор фонд инвестировал в казанского разработчика 3D-принтеров и было бы логично продвигать их, тем более что принтер у ребят отличный, но долгосрочные цели в данном случае важнее краткосрочных выгод. У NOVA, как и у других российских производителей принтеров, пока нет достаточно большого сообщества пользователей.

Что потом?
Все участники регистрируются в социальной сети для очумелых ручек “Марабака”, будут выкладывать свои результаты (напечатанные модели, сделанные апгрейды принтера), комментировать и даже просто попсово лайкать.
В марабаке будут учебные материалы по всем направлениям, которые нужны для эффективного использования 3D-принтера, чтобы у участников не возникало проблем со станком.
Участники будут получать через соцсеть задания. Например, мы планируем распечатать силами 100 принтеров часть Казанского кремля в стиле Minecraft (внимание, нужны волонтеры-крафтеры, писать Глебу). Каждая команда на своем принтере распечатает и покрасит небольшую часть композиции, а мы потом соберем все части в единой целое.
Через соцсеть участники получат обучающие материалы и смогут консультироваться с инженерами хакспейса Навигатор кампуса по скайпу.

После нескольких тестовых мейкертонов мы поняли, что существующие в интернете инструкции никуда не годятся. Они устаревшие, непонятные. Мы разработали для участников свою версию инструкции по сборке 3D-принтера (выложим после полноценной обкатки). Отдельно сделали методичку для учителей по использованию 3D-печати в учебном процессе, чтобы учителя знали как использовать новые машины (тоже выложим в открытый доступ). Также для школьников силами участников нашего хакспейса мы провели достаточно трудоемкую подготовку деталей, произвели подготовку к крупноблочной сборке. Все, что в Ultimaker скучно собирать, мы собрали заранее, чтобы не грузить школьников рутиной, которая ничего полезного в образовательном плане не дает, а количество ошибок сборки повышает значительно.
Мейкертон заканчивается калибровкой принтера и распечаткой калибровочной модели, что продтвердит качественную сборку каждого принтера. Есть еще соревновательный момент: лучшие и самые быстрые команды получают небольшие призы.

В качестве участников отбирались ученики со всех школ Татарстана (равномерно по всем районам, даже самым отдаленным и сельским), которые формировали команды, рассказывали о себе, о том зачем им принтер и как они собираются его использовать.
Вообще организация мейкертонов оказалась не так проста, как предполагалось в начале. В ходе подготовки мы наступили на все возможные грабли, которые вовремя преодолели и теперь обучаем своих резидентов премудростям поиска поставщиков, организации логистики, сборки, тестирования, упаковки и других процессов. А иногда не обучаем, а просто берем на себя.

По итогам проведенных мейкертонов обязательно расскажем о результатах.

3D-печать в школах возможна? Вполне. Доступная 3D-печать? Доступнее не бывает. Можно ли сделать такое в вашем регионе? Да, мы вполне к этому готовы.

Автор: zvasil

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js