Взлеты и падения Windows Phone: взгляд изнутри

в 10:24, , рубрики: Без рубрики

Взлеты и падения Windows Phone: взгляд изнутри

Я начал разрабатывать мобильные приложения для Windows Phone еще до официального выхода этой платформы, и сейчас могу без лукавства сказать, что это удобная современная система, которая технически не уступает, а иногда и превышает возможности других мобильных операционных систем. Я являюсь Microsoft Windows Phone Most Valuable Professional, моя компания специализируется на разработке Windows Phone и Windows 8 приложений, а аудитория уже созданных нами приложений исчисляется миллионами. Microsoft и Nokia проделали огромную работу, чтобы Windows Phone стал популярным в мире. Где-то это удалось, где-то не очень. В некоторых странах доля Windows Phone превышает 10%, где-то установилась на уровне 0.8%. Я считал и считаю, что Microsoft сделала и делает очень много для популяризации своей платформы, но некоторые пробелы в подходе и маркетинге все же есть. Вот об этом и поговорим.

Copy, paste

Те, кто знаком с различными аспектами работы с Windows Phone, согласятся, что общий концепт был скопирован (позаимствован) у Apple. В этом нет ничего плохого, тем более, что на момент проектирования и разработки Windows Phone именно Apple была компанией-лидером в мобильном мире. Естественно, Microsoft что-то изменила, что-то добавила, что-то упростила, но, в целом, все было скопировано у Apple (но справедливости ради нужно добавить, что именно Microsoft задала моду на плоский дизайн). Microsoft скопировала даже то, за что сильно ругали Apple – в первую очередь, за закрытость, а также отсутствие возможности настраивать аппарат под себя.

Начальная версия Windows Phone имела множество «детcких проблем», которые со временем пофиксили, но всё же. Потом пользователи столкнулись с более серьезной проблемой: фоновые приложения работали из вон рук плохо (символично, что больше всего пострадал от этого приобретенный Microsoft мессенджер Skype). До сих пор сторонние приложения, требующие работы в фоновом режиме, не могут похвастаться 100% стабильностью работы. Апдейты, которые выпускала компания Microsoft, были, во многом, чисто косметические, их обновление растягивалось на месяцы, а невозможность обновиться с 7.5 на 8.0 многими пользователями было воспринято слишком близко к сердцу.

Вывод, который можно сделать здесь: копировать можно, но для успеха копия должна быть, как минимум, не хуже оригинала.

Косьюмер или корпоративный клиент?

Ни для кого не является секретом, что основные продукты Microsoft предназначены для корпоративного сектора. Первые версии Windows Phone нельзя было использовать в корпоративном секторе, но Microsoft упорно пыталась доказать своим клиентам, что отсутствие VPN – это не проблема. Корпоративщики так не думали, поэтому получился некий когнитивный диссонанс в продвижении и позиционировании. Осознав свою ошибку, Microsoft очень быстро начала проводить про-консьюмерскую рекламную кампанию, объяснять преимущества и отличительные особенности своей операционной системы, упор на фото, видео и мультимедия возможности платформы и можно сказать, что это сработало – продажи пошли.

Но, как мне кажется, Microsoft сама до конца не поверила, что создала реально хороший массовый продукт, который можно продавать миллионами. Microsoft продолжала распыляться и заигрывать в корпоративным сектором. Результат – пользователи не поверили, что Microsoft превратилась в настоящую консьюмерскую компанию, а корпоративный сектор всё еще не спешил менять свои айфоны на обещания Microsoft.

На сегодняшний момент Microsoft добавила практически все необходимые для корпоративного сегмента возможности, поэтому предсказываю новый виток противостояния консьюмер vs. корпоративный сектор. Как бы то ни было, это противостояние очень плохо сказывается на обычных разработчиках.

Разработчики

Развитие Windows Phone происходило на фоне резкого отказа Microsoft от технологии Silverlight и перехода на HTML5. Посыл к разработчикам был такой: если вы знаете Silverlight, то без проблем сможете писать приложения для Windows Phone. Компания не учла одного: Silverlight – это веб, а Windows Phone – это мобайл. Разработчики поняли этот посыл так: надо переходить в мобайл. Но так получилось, что переход Silverlight (web) -> Silverlight (mobile) проиграл по перспективности переходам Silverlight -> iOS или Silverlight -> Android. Естественно, на фоне недовольства этих самых разработчиков политикой Microsoft. Кстати, по той же причине многие ушли с .NET/Silverlight в HTML5/JavaScript/Node.js и т.д.

Но даже это могло не очень сильно ударить по позициям Microsoft, если бы не еще одно «гениальное» решение: вместо того, чтобы сделать упор на инди разработчиков, для которых Windows Phone – первая и единственная платформа, Microsoft начала «задабривать» iOS/Android/facebook/vk разработчиков, чтобы они портироваи свои приложения на Windows Phone. Последние делали это неохотно и то под давлением щедрых бонусов. В итоге официальные приложения популярных сервисов получались ужасными, выходили с множеством багов, а спустя какое-то время разработчики популярных сервисов и приложений для iOS/Android стали, по сути, шантажировать Microsoft, не выпуская клиенты для Windows Phone без щедрых «чаевых».

Чтобы понять масштаб трагедии, нужно посмотреть презентации Apple и Microsoft. Apple со своей сцены показывает разработки инди разработчиков (помните приложение – баян?), а Microsoft – хвастается тем, что на Windows Phone вышли Facebook, Twitteнr и Яндекс.Карты. Все презентации Microsoft, связанные с демонстрацией приложений, это приложения партнеров и известных брендов (часто клиенты к популярным онлайн сервисам, для которых приложение для Windows Phone — еще один способ освоить маркетинговые бюджеты Microsoft).

Таким образом, Microsoft дала всем понять, что главной ценностью для нее являются её партнеры, а не инди разработчики. В отличии от Apple, которая устраивает геноцид в AppStore всем подряд, не смотря на «звездность» и известность издателя.

Вторая проблема в позиционировании — тезис «на Windows Phone портировано 90% всех популярных приложений iOS/Android». Это, естественно, не плохо, но если же спросить, какие уникальные приложения доступны именно на Windows Phone, но не доступные на iOS/Android, ответы будут не очень убедительными. Побочный эффект этого можно наблюдать в магазине приложений. Если открыть топ платных или бесплатных приложений, то на первых десяти позициях мы увидим приложения от Microsoft, Nokia, мировых и локальных брендов (Facebook, Вконтакте, Яндекс) и лишь потом – приложения от инди разработчиков. С учетом того, что у вендоров есть отдельная категория (например, Nokia Collection), то наличие в топ десять в категории «фотографии» восьми приложений от Nokia выглядит издевательством над разработчиками.

То же самое творится в категории «игры». В топ 30 есть только 1-2 приложения без статуса Xbox Live. Этот статус могут получить только известные издатели (Chillingo, Game Insight), а доступ инди разработчикам, можно сказать, в 99.99% случаев закрыт. И даже наличие популярных игр не дает право получить заветный статус, а значит, помощи в маркетинге и продвижении от Microsoft и больших сумм на счету.

Ну и одна маленькая деталь, но которая очень сильно «злит» Microsoft сообщества — некоторые приложения Microsoft выходят сначала на iOS/Android, и лишь потом — на Windows Phone. Это вызывает непонимание со стороны Windows Phone сообщества и дает (справедливый) повод для насмешек со стороны хейтеров Microsoft.

Nokia

Наличие одного партнера отпугнуло других вендоров – на сегодняшний момент доля смартфонов от Nokia – около 85%. Несмотря на стратегическое партнерство до покупки Nokia это были две компании, а значит процессы принятия решений были медленными и не всегда своевременными. Сейчас, после покупки Nokia, есть надежда, что все изменится с лучшую сторону.

Вторая проблема, связанная с Nokia, заключается в низкой её популярности в США, Японии, Китае – традиционно платежеспособных рынках. Упор на бюджетные телефоны и авторитет Nokia в Латинской Америке и Европе дали свой результат, но теперь этот козырь уже сыгран и надо придумать как зайти на новые рынки.

Шеф, все пропало!

Так могут говорить только откровенные хейтеры Microsoft и люди, которые никогда не руководили компаниями, тем более, большими.

О Microsoft нужно знать несколько важных вещей:

  • корпоративное мышление трудно перебороть за пару лет, тем более, такому «монстру» как Microsoft;
  • Microsoft хорошо себя чувствует на существующих рынках (вспомним хотя бы Xbox);
  • ситуация в целом у Microsoft очень и очень неплохая;
  • рано или поздно многие пользователи и компании начнут переход на Windows 8 или Windows vNext (хотят они этого или нет), а объединение Windows Phone и Windows 8 еще сыграет в перспективе свою (позитивную) роль;
  • пользователи Android и iOS рано или поздно захотят попробовать что-то новое и этим чем-то может стать Windows Phone.

И что дальше?

Посмотрев вчерашнюю презентацию Apple, где были анонсированы Health Center, Family Share и т.д. (кстати, эта статья писалась еще до анонса Apple и не имеет с ней никакой связи), понимаешь, что Apple хорошо чувствует тренды (и задает их).

Проблемой Windows Phone является отсутствие какой-то «фишки», привязанной к некой области – например, iTunes U для студентов или медицина, где iPad стал, по сути, стандартом де-факто. Такой фишкой для Microsoft является Office, но, опять таки, большинству консьюмеров офис на телефоне не нужен. Вторая ставка — хорошая камера, в принципе, является хорошей и удачной попыткой, но с другой стороны все недостатки фото, сделанных на iPhone/Android аппаратах легко компенсируются фильтрами Instagram, а профессиональные фотографы всё равно не выбросят свои зеркалки.

Вообще, Microsoft нужно было начать с разработок типовых решений для различных типов бизнеса — например, разработать хороший контрол для отображения книг и HTML данных, предоставить удобный механизм продажи электронных журналов/книг (хотябы пойти по принципу того же «Киоска»), чтобы разработчики придумывали новые сервисы вокруг этого, а не игрались с реализацией очередного epub ридера и не плодили ужасные однотипные новостные приложения, сделанных на базе обычного веб-браузера. Или пойти по пути покупки профильных стартапов, а также интеграции популярных сервисов (правильность этого подхода иллюстрирует Bing, на базе которого рабоают эппловские Siri и Spotlight и который умеет все то же, что и Shazam). Вместо этого Microsoft делает App Studio, чтобы заполнить стор приложениями низкого качества.

Как бы там ни было, Windows Phone 8.1 (и объединение с Windows 8) — это огромный шаг вперед, количество Windows 8 устройств увеличивается огромными темпами, после окончания периода поддержки Windows XP доля Windows 8 растет и уже сейчас достигает внушительных размеров, стретегическое движение радует (интеграция с облачными сервисами, партнерство с Xamarin, развитие корпоративных фишек, партнерства с большим количеством вендоров и провайдеров услуг).

В целом, методом проб и ошибок Microsoft получила новый опыт, первую сотню миллионов пользователей и хороший задел на будущее. Увидим, как корпорация использует этот потенциал.

Спасибо за внимание!

Автор: sashaeve

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля