Анонсирована разработка шрифтов STIX версии 2.0.0, направленная на улучшение их текстовой составляющей

в 4:10, , рубрики: Без рубрики

image

Создание так называемых «текстовых» шрифтов является одним из сложнейших, тончайших и благороднейших искусств. Действительно, во всех ситуациях они призваны не только простимулировать чувство уважения к набранному тексту, но и учесть множество мелких и не очень технических и тактических нюансов, связанных с традициями того или иного языка. Кроме этого, в зависимости от конкретной сферы использования задачи перед таким шрифтом ставятся поистине грандиозные: если это вузовский или даже школьный учебник, то – всячески поддерживать в пытливом уме читателя огонёк интереса к науке, не стесняясь овевать его элементами «академического духа», но не подавая признаков сухости и не допуская ни малейшей «эстетической перегрузки»; если документ, имеющий юридическую силу, – чётко выдерживать атмосферу строгости и нейтральности, не допуская жёсткости и колючести; в художественном или публицистическом произведении – способствовать максимально быстрому и скользяще лёгкому чтению с минимальным застреванием взгляда на непривычных деталях шрифтового рисунка; наконец, в научной работе, словаре или энциклопедии – кроме всего прочего, обеспечить авторов всем необходимым набором символов, позаботившись о предупреждении случаев нежелательного сходства (О+0, I+l+1, v+ʋ+ν+υ…). Последняя категория требует гигантских финансовых (так, уже к 2007 году, к стадии беты с довольно ограниченным набором символов, на создание шрифтов STIX было потрачено около миллиона долларов), организационных и человеческих ресурсов, и мегакорпорации типа Microsoft или Google в этом случае вынуждены идти на компромисс с точки зрения проработки рисунков: например, символ единицы в Segoe UI – основном шрифте Microsoft для интерфейсов и веб-документации – представлял собою такой ужас, что к выпуску Windows 8 был изменён.

В советское время решения всех этих проблем возлагались на научно-исследовательские институты, разрабатывавшие отдельные, утверждаемые ГОСТами гарнитуры с непритязательными названиями (Школьная, Обыкновенная новая, Энциклопедическая, Литературная, Журнальная), а в современных реалиях на переднем краю фронта сражаются выдержанные в стиле «Таймс» творения под предводительством «Times New Roman» и STIX (есть, конечно, всевозможные модификации незабвенного кнутовского Computer Modern, но те не имеют никакого отношения к веб-дизайнерам: в прямом начертании они сухи как книжная пыль, а в курсиве – по-старомодному тяжеловесны, и совершенно не подходят для набора хоть чего-то, отличающегося от математических абстракций и квантовомеханических выкладок; что же касается Cambria, то… это отдельный разговор). Но если первый несвободен с лицензионной и зачастую откровенно небрежен с художественной и типографской точек зрения, то второй на данный момент времени олицетворяет главную и единственную надежду тех, кто стремится блюсти эстетическое качество текстов любого уровня сложности, и в особенности – относящихся к точным наукам.

И честно-то говоря, я, с 2007 года с нетерпением следя за развитием проекта, думал, что должны пройти ещё лет пятьдесят, пока STIX, с недавних пор доступный как в веб-, так и в LaTeX-версии, дойдёт до того уровня оснащённости OpenType-фичами, на котором сейчас находится шрифт Times New Roman версии 6.80, но на минувшей неделе внезапно блеснул лучик надежды!

…рады сообщить, что версия 2.0.0 – новое поколение STIX – в настоящее время находится в разработке. В этом релизе внимание будет обращено главным образом на значительную доработку текстовой части шрифта и приведение ее в соответствие с высокими требованиями профессионалов в области научно-технического издательства и учёных…

Ориентировочным сроком названо начало 2015 года, но по предыдущему опыту могу сказать, что буду рад, если реальный продукт выйдет хотя бы к концу 2015.

Вообще, прежде всего, чтобы представлять себе уровень шрифта STIX – рекомендую, помимо википедии, посмотреть на историю его развития и прочесть этот pdf-документ (к сожалению, аж 2007 года давности).

Не повторяя того что там изложено, лишь обращу внимание на «забавный» факт: рождение звезды в далёком 1995 году стало возможным благодаря… ресурсу Elsevier (человеку по имени Arie de Ruiter) – организации, чья деятельность, помнится, в прошлом году упоминалась как минимум в двух статьях на Хабрахабре, но, увы, в несколько негативном аспекте…

Кроме того, именно STIX является главной рабочей лошадкой в проекте MathJax, пришедшего в качестве стандарта на отображение математических формул в браузерах и используемом как в Википедии, так и в Stackexchange. На MathJax вынуждены ссылаться и хроморазработчики, пока не способные внедрить поддержку MathML в своё детище, а в браузере Firefox даже само по себе зарождение нормального рендеринга MathML стало возможным только благодаря STIX.

Итак, вопрос первый: что из себя представляет «текстовая часть» STIX на данный момент? Пока ровно ничего из того, что пригодилось бы для текста на русском языке: кернинговые пары для латиницы, пригодные для использования на размерах от 8 до 12 пунктов (с точки зрения веб-дизайнера это эквивалентно полному отсутствию кернинга) и несколько стандартных лигатур.

Вопрос второй: что такое желаемый (только с точки зрения автора этих строк, разумеется) уровень текстовой части? Для наглядной демонстрации лучше всего, пожалуй, будет привести исходный текст в формате HTML+CSS и картинку того, во что его отрендерит Firefox. Сделаю это в порядке собственных приоритетов: ударения, кернинг, надстрочные и подстрочные индексы, дроби и регистрозависимый режим, причём поскольку Times New Roman лишён трёх последних фич, придётся использовать, допустим, Constantia:

<p><span style="font-family: Times New Roman">СВЁКЛОПОДЪЁ́МНИК УЗНАЮ́Т</span><br><span style="font-family: STIXRegular">СВЁКЛОПОДЪЁ́МНИК УЗНАЮ́Т</span></p>

<p><span style="font-family: Times New Roman; -moz-font-feature-settings: 'kern'">Удивительный = DEVASTATING</span><br><span style="font-family: STIXRegular">Удивительный = DEVASTATING</span></p>

<p style="font-family: Constantia; -moz-font-feature-settings: 'lnum'">Катера ходят от точки <i>A</i>₁ до точки <i>B</i>₂<br>Катера ходят от точки <i>A</i><sub>1</sub> до точки <i>B</i><sub>2</sub><br>и встречаются на пристани с 7⁴⁰ до 17³⁵<br>и встречаются на пристани с 7<sup>40</sup> до 17<sup>35</sup></span></p> 

<p style="font-family: Constantia; -moz-font-feature-settings: 'lnum'"><span style="-moz-font-feature-settings: 'frac'">Бассейны заполнены на 4/5 и 1/8 объема</span><br>Бассейны заполнены на 4/5 и 1/8 объема</p>

<p style="font-family: Constantia; -moz-font-feature-settings: 'lnum'"><span style="-moz-font-feature-settings: 'case'">ЗНАНИЕ – СИЛА! ТАНК Т-</span>34<br>ЗНАНИЕ – СИЛА! ТАНК Т-34</p>

image
Что наблюдаем?

  1. С ударениями всё ясно.Ладно ещё,, если бы этот знак шёл отдельным символом, но, имея нулевую ширину, он совершенно наглым образом залезает на соседа.
  2. Провал после «У» зияет вопиющей брешью, но сравните также сочетания VA, TAT при, повторюсь, формальном присутствии кернинга!
  3. Со всей очевидностью проявляется аксиома: встроенные индексы выглядят гораздо лучше, чем рендеринг user-agent’а (в данном случае – браузера).
  4. Интересно, что существует очень не много шрифтов, где фича frac реализована в полноценном виде: достаточно сказать, что даже в Cambria – шрифте, который, казалось бы, по природе своей не должен без неё обходиться, она существует только формально, урезанно (не буду сейчас углубляться в конкретные подробности)! И тем не менее, я настаиваю: «человеческие» дроби довольно значительно повышают привлекательность текста по сравнению с обычными цифрами, отделёнными друг от друга дробным символом.
  5. Обращаем внимание на положение тире и дефиса.

Не столь актуальны, но, несомненно, важны развитие Open Type MATH Table (тут главным препятствием всё равно будет поддержка браузерами или MathJax’ом) и добавление капители, присутствие которой в Таймсоподобном шрифте вообще является казуистической редкостью.

Именно так я представляю себе приоритеты развития, сознавая, что, конечно, сам по себе данный анонс – не повод прыгать от радости авторам русскоязычных текстов, так как неизвестны детали того, что именно разработчики понимают под «доработкой текстовой части». Мне, например, будет не очень приятно, если они решат продолжить практику кернингования лишь под определенные физические размеры в печати или не добавят поддержку ударений для кириллицы (в том числе для буквы «ё»). И тем не менее, думаю, что профессионалы и энтузиасты уже могут начинать приглядываться и примеряться к STIX, направляя жалобы на замеченные недостатки, например, сюда.

Автор: multiemphatic

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля