Евгения Смородникова, The Founder Institute: Во время золотой лихорадки стартапов можно делать стартапы, а можно продавать им «кирки и лопаты»

в 7:26, , рубрики: airbnb, api, DropBox, flurry, github, nginx, YouTube, кейсы, Нам пишут, метки: , , , , , , , ,

Есть такое известное выражение: «Во времена золотой лихорадки можно искать золото, а можно продавать кирки и лопаты» («You can mine for gold or you can sell pickaxes»).

Кирки и лопаты — это, по сути, инструменты для разработчиков, технологии, которые позволяют создавать новые продукты путём сборки из готовых элементов и упаковки, а не путем создания с нуля.

К слову, среди стартапов знаменитого YCombinator самыми известными и дорогостоящими являются классические B2C компании, такие как Dropbox и Airbnb, но самыми финансово успешными, с инвестиционной точки зрения, с хорошими суммами экзитов стали именно инфраструктурные компании — кирки, такие как Heroku.

Точно так же можно сказать, что все мы знаем YouTube, но мало кому известно, что исключительно инфраструктурная компания Akamai, которая помогает видео с YouTube быстро грузиться по всему миру, зарабатывает гораздо больше денег.

Так или иначе, множество интересных стартапов, которые мы рассмотрим сегодня, заработали, создавая продукты, которые являются «кирками для золотой лихорадки».

Если вы собираетесь создать новый продукт, всегда полезно выяснить, из каких готовых систем его можно собрать. Если же вы — команда технарей и размышляете над новым стартапом, подумайте над тем, что это, возможно, отличная ниша, в которой вы сможете лучше всего понимать свою аудиторию (разработчиков) и создать что-то стоящее именно для них.

Рассматривая этот рынок в целом, мы можем поделить его на тех, кто зарабатывает на готовых структурированных данных, и на тех, кто зарабатывает на технологиях, облегчающих разработку.

Сбор, организация и продажа данных

Есть два типа компаний, которые зарабатывают на данных. Те, кто собирают данные, и те, кто даёт инструменты для работы с ними. Отличный список компаний, связанных с открытыми данными, можно найти в этой публикации.

Источники качественных данных:

  1. Karmadata — агрегатор медицинских данных;
  2. Dataweave — агрегатор различных открытых данных;
  3. Datanyze — поставщик данных об использовании разными компаниями различных встраиваемых сервисов. Создан Ильёй Семиным, активно развивается в Штатах;
  4. BuzzSumo — поставщик данных о взлетающих публикациях по различным ключевым словам,
  5. PitchBook — поставщик данных о венчурных компаниях и сделках.

Инструменты для работы с данными:

  1. Gnip — является лидером рынка по доступу к данным из социальных сетей. Множество известных нам компаний, построенных на социальных данных, в частности Klout, построены с использованием Gni;
  2. KimonoLabs — относительно свежий стартап 2014 года, который позволяет разработчикам пользоваться данными любых сайтов для своих приложений, превращая первые в API;
  3. DataSift — инструмент для работы с human-centered данными из различных источников.

Технологии

По аналогии с данными: есть два типа компаний, которые предоставляют стартапам свои разработки. Это, во-первых, платформы, которые облегчают сам процесс разработки, то есть становятся основой; во-вторых, — встраиваемые продукты, которые решают узкие задачи. Практически полный список решений, доступных по API, можно найти на сайте ProgrammableWeb.

Итак, технологии, которые облегчают разработку:

  1. Parse — специализированная платформа для разработки мобильных приложений, которая облегчает девелоперу всё подряд, начиная от push-нотификаций, заканчивая вопросами доступности. Создан русскими, куплен Facebook;
  2. PubHub — платформа для ускорения обмена данными между устройствами;
  3. Predictio — превращает машинное обучение в функцию, доступную по API;
  4. FireBase и Octopod — позволяют создавать одно приложение для нескольких платформ;
  5. Zapier — может интегрировать ваше приложение одновременно с сотнями сервисов;
  6. Cask.co — облегчает разработку Hadoop приложений, предоставляя готовую plug&play платформу.

Продукты, которые предоставляют готовый функционал:

  1. Algolia — скоростной и умный поиск для ваших данных;
  2. VoxImplant или Twilio — голосовые коммуникации, SMS и многое другое;
  3. Intercom.io — качественная поддержка и общение с пользователями через встраиваемый чат;
  4. Stripe — автоматизация платежей и более функциональный Chargify, который автоматизирует не только платежи, но и весь процесс биллинга;
  5. Postmaster — автоматизация доставки и логистики для интернет-магазинов;
  6. Gengo — человеческие переводы через API;
  7. Aviary — функционал редактирования изображений.

В чём плюсы и минусы создания «стартапов для стартапов»?

С одной стороны, вы сталкиваетесь с тем, что огромное количество разработчиков не любят использовать чужой функционал и считают его ненадёжным. И нередко это оправданно, ведь вы тоже будете на стадии стартапа и можете падать, исчезать, у вас закончатся деньги, а клиенты окажутся в незавидной ситуации. К тому же, последним порой не хватает денег.

С другой стороны, ни в одном другом рынке скорость не является таким приоритетным фактором, он же предстаёт в этом случае мотивом использования готовых решений. Между тем риск столкнуться с популярными проблемами стартапов, связанными с непониманием рынка и аудитории, в вашей ситуации невелик.

Тем не менее, инвестиции в рынок, называемый «Developer tools», ежегодно растут почти на 30% во всём мире.

График Founder Institutes

С учётом ситуации, в России, взрастившей немало прекрасных разработчиков, которые знают и понимают индустрию, её проблемы и потребности, «Developer Tools» выглядит как перспективная ниша для любого начинающего предпринимателя с техническим бэкграундом.

Для вдохновения вот короткий список успехов подобных компаний:

  1. Xamarin — раунд на $54 млн;
  2. Parse — куплен за $85 млн;
  3. Crashlytics — куплен за $100 млн;
  4. Flurry — куплен за $200 млн;
  5. GitHub — $100M инвестиций;
  6. Atlassian — $150M выручки в год.

Известные российские истории — JetBrains, Jelastic и Nginx — уже доказали, что это действительно работает. Конечно, в России клиентов для подобных проектов слишком мало, поэтому командам, создающим «стартапы для стартапов», нужно ориентироваться сразу на мировой рынок.

P. S.: Если вы из Санкт-Петербурга и вам интересна эта тема, то в понедельник, 3 августа, можно обсудить нюансы создания таких стартапов с основателем компании Octopod Ильей Курилиным и техническим евангелистом VoxImplant Григорием Петровым на открытом мероприятии Founder Institute.

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js