По следам highloadcup: php vs node.js vs go, swoole vs workerman, splfixedarray vs array и многое другое

в 21:26, , рубрики: highloadcup, node.js, php, shared memory, splfixedarray, swoole, swoole_table, workerman, высокая производительность, Спортивное программирование

Рассказ о том как я участвовал в highloadcup (чемпионат для backend-разработчиков) от Mail.Ru. Написал на php сервер обслуживающий 10000 RPS, но я всё равно не получил победную футболку.

По следам highloadcup: php vs node.js vs go, swoole vs workerman, splfixedarray vs array и многое другое - 1

Вступление

Итак начнём с футболки. Своё решение нужно было написать до первого сентября, а я дописал только шестого.
Первого сентября были подведены итоги, места распределены, всем кто уложился в тысячу секунд пообещали футболки. После этого организаторы позволили ещё неделю улучшать свои решения, но уже без призов. Этим временем я и воспользовался, чтобы переписать своё решение (на самом деле мне не хватило всего пару вечеров). Собственно футболка мне не положена, а жаль :(

Во время своей предыдущей статьи я сравнивал библиотеки на php для создания вебсокет-сервера тогда мне порекомендовали библиотеку swoole — она написана на C++ и устанавливается из pecl. К слову сказать, все эти библиотеки могут использоваться не только для создания вебсокет сервера, но подходят и просто для http-сервера. Этим я и решил воспользоваться.

Я взял библиотеку swoole, создал базу данных sqlite в памяти и сразу поднялся в первую двадцатку с результатом 159 секунд, потом меня сместили, я добавил кеш и уменьшил время до 79 секунд, попал назад в двадцатку, меня сместили, переписал с sqlite на swoole_table и уменьшил время до 47 секунд. Конечно до первых мест мне было далеко, но мне удалось обойти в таблице моих нескольких знакомых с решением на Go.
Так выглядит старая рейтинговая таблица сейчас:
По следам highloadcup: php vs node.js vs go, swoole vs workerman, splfixedarray vs array и многое другое - 2

Немного похвалы для Mail.Ru и можно идти дальше.
Благодаря этому замечательному чемпионату я более близко познакомился с библиотеками swoole, workerman, научился лучше оптимизировать php под высокие нагрузки, научился использовать yandex tank и многое другое. Продолжайте устраивать такие чемпионаты, соревновательность подстёгивает к изучению новой информации и прокачке навыков.

php vs node.js vs go

Для начала я взял swool, потому что он написан C++ и однозначно должен работать быстрее workerman, который написан на php.
Я написал hello world код:

$server = new SwooleHttpServer('0.0.0.0', 1080);
$server->set(['worker_num' => 1,]);
$server->on('Request', function($req, $res) {$res->end('hello world');});
$server->start();

Запустил линуксовую консольную утилиту Apache Benchmark, которая делает 10к запросов в 10 потоков:

ab -c 10 -n 10000 http://127.0.0.1:1080/

и получил время ответа 0.17 ms

После этого написал пример на workerman:

require_once DIR . '/vendor/autoload.php';
use WorkermanWorker;
$http_worker = new Worker("http://0.0.0.0:1080");
$http_worker->count = 1;
$http_worker->onMessage = function($conn, $data) {$conn->send("hello world");};
Worker::runAll();

и получил 0.43 ms, т.е. результат в 3 раза хуже.
Но я не сдавался, установил библиотеку event:

pecl install event

добавил в код:

Worker::$eventLoopClass = 'WorkermanEventsEv';

Итоговый код

require_once DIR . '/vendor/autoload.php';
use WorkermanWorker;
Worker::$eventLoopClass = 'WorkermanEventsEv';
$http_worker = new Worker("http://0.0.0.0:1080");
$http_worker->count = 1;
$http_worker->onMessage = function($conn, $data) {$conn->send("hello world");};
Worker::runAll();

Измерения показали 0.11 ms, т.е. workerman написанный на php и использующий libevent стал работать быстрее чем swoole написанный на C++. Я с помощью гуглтранслейта прочитал тонны документации на китайском. Но ничего не нашёл. К слову сказать обе библиотеки написаны китайцами и комментарии на китайском в коде библиотек для них — …

нормальная практика

swoole:

По следам highloadcup: php vs node.js vs go, swoole vs workerman, splfixedarray vs array и многое другое - 3

workerman:

По следам highloadcup: php vs node.js vs go, swoole vs workerman, splfixedarray vs array и многое другое - 4

первая версия моей библиотеки для вебсокетов:

По следам highloadcup: php vs node.js vs go, swoole vs workerman, splfixedarray vs array и многое другое - 5

Теперь я понимаю, что чувствовали китайцы, когда читали мой код.

Я завёл тикет на гитхабе swoole с вопросом как такое может происходить.
Там мне порекомендовали использовать:

$serv = new SwooleHttpServer('0.0.0.0', 1080, SWOOLE_BASE);

вместо:

$serv = new SwooleHttpServer('0.0.0.0', 1080);

Итоговый код

$serv = new SwooleHttpServer('0.0.0.0', 1080, SWOOLE_BASE);
$serv->set(['worker_num' => 1,]);
$serv->on('Request', function($req, $res) {$res->end('hello world');});
$serv->start();

Я воспользовался их советом и получил 0.10 ms, т.е. чуть-чуть быстрее чем swoole.

На этот момент у меня уже было готовое приложение на php, которое я уже не знал как оптимизировать, оно отвечало за 0.12 ms и решил переписать приложение на что-нибудь другое.
Попробовал node.js:

const http = require('http');
const server = http.createServer(function(req, res) {
    res.writeHead(200);
    res.end('hello world');
});
server.listen(1080);

получил 0.15 ms, т.е. на 0.03 ms меньше чем моё готовое приложение на php

Взял fasthttp на go и получил 0.08 ms:

hello world на fasthttp

package main

import (
	"flag"
	"fmt"
	"log"

	"github.com/valyala/fasthttp"
)

var (
	addr     = flag.String("addr", ":1080", "TCP address to listen to")
	compress = flag.Bool("compress", false, "Whether to enable transparent response compression")
)

func main() {
	flag.Parse()

	h := requestHandler
	if *compress {
		h = fasthttp.CompressHandler(h)
	}

	if err := fasthttp.ListenAndServe(*addr, h); err != nil {
		log.Fatalf("Error in ListenAndServe: %s", err)
	}
}

func requestHandler(ctx *fasthttp.RequestCtx) {
	fmt.Fprintf(ctx, "Hello, world!")
}

Итоговая таблица:
По следам highloadcup: php vs node.js vs go, swoole vs workerman, splfixedarray vs array и многое другое - 6

splfixedarray vs array

За неделю до окончания конкурса условия немного усложнили:

  • объём данных увеличили в 10 раз
  • количество запросов в секунду увеличили в 10 раз

Структура данных, которые нужно хранить — это 3 таблицы: users (1kk), locations (1kk) и visits (11kk).

описание полей

User (Профиль):
id — уникальный внешний идентификатор пользователя. Устанавливается тестирующей системой и используется для проверки ответов сервера. 32-разрядное целое беззнаковое число.
email — адрес электронной почты пользователя. Тип — unicode-строка длиной до 100 символов. Уникальное поле.
first_name и last_name — имя и фамилия соответственно. Тип — unicode-строки длиной до 50 символов.
gender — unicode-строка m означает мужской пол, а f — женский.
birth_date — дата рождения, записанная как число секунд от начала UNIX-эпохи по UTC (другими словами — это timestamp).

Location (Достопримечательность):
id — уникальный внешний id достопримечательности. Устанавливается тестирующей системой. 32-разрядное целое беззнаковоее число.
place — описание достопримечательности. Текстовое поле неограниченной длины.
country — название страны расположения. unicode-строка длиной до 50 символов.
city — название города расположения. unicode-строка длиной до 50 символов.
distance — расстояние от города по прямой в километрах. 32-разрядное целое беззнаковое число.

Visit (Посещение):
id — уникальный внешний id посещения. 32-разрядное целое беззнакое число.
location — id достопримечательности. 32-разрядное целое беззнаковое число.
user — id путешественника. 32-разрядное целое беззнаковое число.
visited_at — дата посещения, timestamp.
mark — оценка посещения от 0 до 5 включительно. Целое число.

Моё решение перестало укладываться в выделенные для него 4Гб. Пришлось искать варианты.
Для начала мне нужно было залить в память из json-файлов 11 миллионов записей.

Попробовал swoole_table, замерил потребление памяти — 2200 Мб

код загрузки данных

$visits = new swoole_table(11000000);
$visits->column('id', swoole_table::TYPE_INT);
$visits->column('user', swoole_table::TYPE_INT);
$visits->column('location', swoole_table::TYPE_INT);
$visits->column('mark', swoole_table::TYPE_INT);
$visits->column('visited_at', swoole_table::TYPE_INT);
$visits->create();

$i = 1;
while ($visitsData = @file_get_contents("data/visits_$i.json")) {
    $visitsData = json_decode($visitsData, true);
    foreach ($visitsData['visits'] as $k => $row) {
        $visits->set($row['id'], $row);
    }
    $i++;
}
unset($visitsData);

gc_collect_cycles();

echo 'memory: ' . intval(memory_get_usage() / 1000000) . "n";

Попробовал ассоциативный массив, потребление памяти сильно больше — 6057 Мб

код загрузки данных

$visits = [];

$i = 1;
while ($visitsData = @file_get_contents("data/visits_$i.json")) {
    $visitsData = json_decode($visitsData, true);
    foreach ($visitsData['visits'] as $k => $row) {
        $visits[$row['id']] = $row;
    }
    $i++;echo "$in";
}
unset($visitsData);

gc_collect_cycles();

echo 'memory: ' . intval(memory_get_usage() / 1000000) . "n";

Попробовал SplFixedArray, потребление памяти немого меньше, чем у обычного массива — 5696 Мб

код загрузки данных

$visits = new SplFixedArray(11000000);

$i = 1;
while ($visitsData = @file_get_contents("data/visits_$i.json")) {
    $visitsData = json_decode($visitsData, true);
    foreach ($visitsData['visits'] as $k => $row) {
        $visits[$row['id']] = $row;
    }
    $i++;echo "$in";
}
unset($visitsData);

gc_collect_cycles();

echo 'memory: ' . intval(memory_get_usage() / 1000000) . "n";

Решил отдельные свойства визита сохранять в отельные массивы, потому что текстовые ключи могут занимать в памяти много места, т.е. изменил такой код:

$visits[1] = ['user' => 153, 'location' => 17, 'mark' => 5, 'visited_at' => 1503695452];

на такой:

$visits_user[1] = 153; 
$visits_location[1] = 17; 
$visits_mark[1] = 5; 
$visits_visited_at[1] => 1503695452;

потребление памяти при разбивке трёхмерного массива на двумерные составило — 2147 Мб, т.е. в 3 раза меньше. Т.о. имена ключей в трёхмерном массиве съедали 2/3 от всей занимаемой им памяти.

код загрузки данных

$user = $location = $mark = $visited_at = [];

$i = 1;
while ($visitsData = @file_get_contents("data/visits_$i.json")) {
    $visitsData = json_decode($visitsData, true);
    foreach ($visitsData['visits'] as $k => $row) {
        $user[$row['id']] = $row['user'];
        $location[$row['id']] = $row['location'];
        $mark[$row['id']] = $row['mark'];
        $visited_at[$row['id']] = $row['visited_at'];
    }
    $i++;echo "$in";
}
unset($visitsData);

gc_collect_cycles();

echo 'memory: ' . intval(memory_get_usage() / 1000000) . "n";

Решил использовать разбиение трёхмерного массива совместно с SplFixedArray и потребление памяти упало ещё в 3 раза составив 704 МБ

код загрузки данных

$user = new SplFixedArray(11000000);
$location = new SplFixedArray(11000000);
$mark = new SplFixedArray(11000000);
$visited_at = new SplFixedArray(11000000);

$user_visits = [];
$location_visits = [];

$i = 1;
while ($visitsData = @file_get_contents("data/visits_$i.json")) {
    $visitsData = json_decode($visitsData, true);
    foreach ($visitsData['visits'] as $k => $row) {
        $user[$row['id']] = $row['user'];
        $location[$row['id']] = $row['location'];
        $mark[$row['id']] = $row['mark'];
        $visited_at[$row['id']] = $row['visited_at'];

        if (isset($user_visits[$row['user']])) {
            $user_visits[$row['user']][] = $row['id'];
        } else {
            $user_visits[$row['user']] = [$row['id']];
        }

        if (isset($location_visits[$row['location']])) {
            $location_visits[$row['location']][] = $row['id'];
        } else {
            $location_visits[$row['location']] = [$row['id']];
        }
    }
    $i++;echo "$in";
}
unset($visitsData);

gc_collect_cycles();

echo 'memory: ' . intval(memory_get_usage() / 1000000) . "n";

Ради интереса попробовал тоже самое на node.js и получил 780 Мб

код загрузки данных

const fs = require('fs');

global.visits = []; global.users_visits = []; global.locations_visits = [];

let i = 1; let visitsData;

while (fs.existsSync(`data/visits_${i}.json`) && (visitsData = JSON.parse(fs.readFileSync(`data/visits_${i}.json`, 'utf8')))) {
    for (y = 0; y < visitsData.visits.length; y++) {
        //visits[visitsData.visits[y]['id']] = visitsData.visits[y];
        visits[visitsData.visits[y]['id']] = {
            user:visitsData.visits[y].user,
            location:visitsData.visits[y].location,
            mark:visitsData.visits[y].mark,
            visited_at:visitsData.visits[y].visited_at,
            //id:visitsData.visits[y].id,
        };
    }
    i++;
}

global.gc();

console.log("memory usage: " + parseInt(process.memoryUsage().heapTotal/1000000));

Итоговая таблица:
По следам highloadcup: php vs node.js vs go, swoole vs workerman, splfixedarray vs array и многое другое - 7

Если интересно, то могу добавить сравнение apc_cache и redis, а также попробовать вместо трёхмерного массива использовать двухмерный массив с объектами.

Послесловие

После всех оптимизаций общее время составило 557 секунд, что в 4 раза медленнее, чем первое место.
Ещё раз спасибо организаторам, которые не спали по ночам, перезагружали зависшие контейнеры, фиксили баги, допиливали сайт, отвечали в телеграмме на вопросы.

Другая моя сегодняшняя статья на хабре: бесплатный сервер в облаке

Автор: morozovsk

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля