Почему в России много идей, но мало стартапов

в 13:40, , рубрики: Блог компании Innopolis University, Идеи для стартапов, Исследования и прогнозы в IT, образование, предпринимательство, стартап школа, стартапы; финансирование; инвесторы, Учебный процесс в IT, Читальный зал

image

Недостаток знаний, денег, утечка мозгов и ограничения со стороны законодательства: эксперты из ИТ-парка Казани, ФРИИ и Университета Иннополис — о причинах низкой предпринимательской активности российских айтишников.

Вузы не учат создавать из идеи бизнес

Директор ИТ-парка Антон Грачев: «Надо понимать, как правильно упаковывать проект, откуда брать деньги, принцип построения бизнеса, доходы и расходы. У российских молодых ИТ-предпринимателей нет четкой картины, как все происходит, так как никто их этому не обучает. В вузах нужны курсы технологического предпринимательства».

Руководитель отдела по работе с партнёрами Университета Иннополис Максим Гашков: «Создать проект и монетизировать его — две разные компетенции. Овладеть ими обеими можно, если прививать в вузах студентам понимание, как идея должна перерастать в бизнес.

Учебный план должен предполагать не просто курсы по предпринимательству, а давать студентам возможность создавать продукт, протестировать его на хакатоне на реальных клиентах, и чтобы результаты учитывались на зачётах и экзаменах. Так приобретаются знания, нарабатывается портфолио и создаётся задел для собственного бизнеса».

ИТ-предпринимателям удобнее строить бизнес за границей

Директор ФРИИ по правовым вопросам Искендер Нурбеков: «В России специфическое отношение к предпринимательству среди научного сообщества — ученые не хотят быть бизнесменами. В Америке наоборот подчёркивается роль профессора в развитии бизнеса. Университет берет на себя потоковое патентование изобретений, сделанных в его стенах, но при этом продление патентов осуществляется только при наличии лицензии, выданной на этот патент. Либо продление патента происходит, если профессор создает стартап и заявляет о том, что он этот патент хочет забрать для создания бизнеса.

Заказчики и учёные говорят на разных языках и не понимают, как могут сотрудничать. Существуют отдельные профессионалы внутри университета, которые взаимодействуют с профессионалами в корпорациях. У последних есть KPI на то, чтобы эти инновации находить и внедрять. За рубежом есть Association of university technology managers — ассоциация менеджеров по трансферу технологий, где целая когорта специалистов, которые разговаривают и на языке ученых, и на языке бизнеса».

Антон Грачев: «Нам нужны конкурентоспособные условия, чтобы специалисты не уезжали за границу. В ИТ-бизнесе нет удерживающих факторов, нет логистики и производства, поэтому айтишники могут легко уехать в Сингапур, Латинскую Америку или Ирландию, где эта сфера развита намного лучше.

ИТ-компания появляется тогда, когда в ней есть как минимум разработчик. Каждый человек в такой компании — станок, сырьё и основной инструмент производства. Удержать кадры поможет государственная подпитка заказами, что сократит расходы на иностранных специалистов, даст работу программистам и разовьет отечественную ИТ-сферу».

Авторам проектов не хватает позитивных примеров

Максим Гашков: «У многих авторов проектов нет стремления развивать бизнес и зарабатывать на нём деньги. Они живут на грантах и переходят в другой проект, когда в этом заканчивается финансирование. Важно прокачивать навык быстрого запуска и тестирования продукта, зримость результата будет стимулировать студентов работать по-настоящему».

Искендер Нурбеков: «Необходимо создавать эффективные центры трансфера технологий, которые помогут ученым транслировать их технические решения в изобретения, а потом — в бизнес. Нужно наполнить существующие центры инноваций и предпринимательства реальным содержанием. Сейчас их оценка строится на количестве патентов, которые зарегистрированы, а не на количестве денег, которое заработал ученый и университет. И нужно популяризировать позитивные примеры. Когда исследователи увидят, что их коллеги стали успешными предпринимателями, зарабатывая на изобретениях, им захочется коммерциализировать свои идеи».

Разработчикам тяжело получить прибыль за свой проект

Антон Грачев: «В рамках российского законодательства инвесторы не защищены. Из-за чего им не во всех случаях удается вернуть деньги, поэтому инвесторы не всегда готовы вкладываться. И стартапам недостает финансирования даже при получении грантов — их можно использовать только на закупку оборудования. Основная статья расходов при запуске стартапа — это маркетинг, недвижимость и зарплаты, но на это грантовые выплаты выделять нельзя».

Искендер Нурбеков: «Большинство российских вузов государственные и в них не выстроена система распределения вознаграждения. Если профессор продаст лицензию на свою новую методику, то в государственном вузе все деньги с этой сделки попадут на счета федерального казначейства. С этих счетов сложно выделить деньги из общего финансового потока в вузе — отделить их от денег за платное образование, государственных субсидий, аренды вузовских помещений сторонними организациями. Деньги растворяются в общем бюджете и до конкретной лаборатории и сотрудников практически ничего не доходит.

За рубежом в соглашениях о межвузовской кооперации и в правилах инновационной деятельности внутри вуза четко сказано, какой процент уходит в администрацию университета, какой — в лабораторию, а какой — сотруднику, если он забрал права у университета».

Требования законодательства отнимают много времени у предпринимателей

Искендер Нурбеков: «ИТ-стартапы сталкиваются с вопросами о персональных данных. Требования госкорпораций по безопасности и сохранности больших данных, которым должны соответствовать проекты, разумны и оправданы. Но стартапы не готовы и не могут уделить столько времени и внимания охране персональных данных. Для них это потеря времени, которое они бы тратили на развитие продукта и на развитие продаж. Но мы не можем это исправить и создать специальный режим для стартапов.

Рекомендую ориентироваться на типовые бесплатные документы, которых много в интернете. Можно смотреть те документы, которые опубликованы на сайте ФРИИ специально для таких молодых стартапов, которые позволяют снять риски по персональным данным, по доменному имени, по авторским правам».

Автор: Innopolis University

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля