- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Итак, по следам трех публикаций от 30.09 [1], 03.10 [2] и 04.10 [3] я решил рискнуть и попытаться подвести итог. Конечно, не хватает комментариев от крупных компаний с их частными школами, программами стажировок и прочего, комментариев администрации ВУЗов (хотя часть я попробую осветить) и некоторых других. Из тех, которые я учитывал (самое сложное было просмотреть эту кучу комментариев) — 1 [4], 2 [5], 3 [6], 4 [7]. Поэтому всех авторов призываю прокомментировать, верно ли я передал их позицию: aleshqqa1337 [8], PavelMSTU [9], Axelus [10], MooNDeaR [11], Varim [12], ternaus [13], san-smith [14].
Итак, вначале будет простенькая сравнительная таблица, а затем немного размышлений и предложений что делать.
Спорная позиция | Студенты | Преподаватели | Работодатели |
Система обучения | «Да здесь всё сгнило, систему надо менять!» | «Да здесь всё сгнило, систему надо менять!» | «Да здесь всё сгнило, систему надо менять!» |
Преподаваемые предметы | Абсолютно устаревшие или не необходимые на практике. | Мы даже поменять ничего не можем, потому что это планы МинОбра. | Они там что, штаны просиживают?! |
Компетентность преподавателей | Если попадётся достаточно сильный преподаватель — уже удача, если он ещё и заинтересован в твоём развитии — успех! | Наиболее адекватных преподавателей «просят», специалистов практически нет: осталась либо старая школа, либо идейные + текучка. | Как преподаватель может быть компетентен, если он теоретик?! |
Личностные качества студентов | Ну да, мы не опытные, но мы хотим же учиться и не выживать! Мы можем доказать, что будем полезны, только скажите как и дайте немного времени. |
На всю группу полтора анонимуса, которым интересна учёба. В целом, 5% интересующихся студентов это не так уж и плохо. | Приходят неопытные люди, без знаний и навыков, которые вряд ли вольются в компанию и просят зарплату начальства. |
Система получения практических навыков | Ничему полезному не учат, на работу не берут, совмещать нельзя, опыт получить сложно, времени на остальное (принимая во внимание молодость) не остаётся. | Студенты даже все лабораторные выполнить не могут так, как нужно, что уж тут говорить про что-то более серьёзное?.. С полутора анонимусами ещё можно что-то делать, но времени и мотивации их учить есть далеко не всегда. | Вузы абсолютно забили на практику. |
На этом таблица заканчивается, потому как выделить что-то достаточно общее далее становится сложно (впрочем, если я что-то пропустил — буду рад вашим дополнениям), и начинается обзор ситуации.
Немного о себе. Один из лучших учеников одной из лучших гимназий Екатеринбурга, достаточно посредственный студент МатМеха СПбГУ (2 года), достаточно хороший студент ИТАСУ МИСиС (3 курс). На МатМехе в составе студенческого совета активно работал с учебно-методическим комитетом СПбГУ, в том числе и касательно представления студентами своих пожеланий в образовательном процессе (вплоть до открытия нового направления), кооперации с компаниями в вопросах практики и прочего и иных попыток построить трёхсторонние отношения Обучающие-Обучаемые-Бизнес.
Что делать со всем этим?
Студентам — пинать всех и всё, кого можно, чтобы получить право управлять своим образованием. Искать лекции, курсы, договариваться о практиках и стажировках. И да, свой проект действительно отличная идея, развивающая кучу навыков. Но это всё, конечно, если вы уже наигрались в юности и вам ваше будущее дороже текущего хобби. Как показывает практика, просить можно сколько угодно, если тебе есть, что за это предложить. И это не банальные «умение учиться», «желание работать в команде», но, в первую очередь, интерес к делу.
Преподавателям… У меня в голове только одна идея — вести частное образование по типу клубов для тех, кому это надо. Набирая по полтора анонимуса с потока, читая одно и то же в разных университетах, всё может получиться. Но вообще — спасибо вам. И с праздником.
Компаниям — понять, что не учат больше специалистов. Специалисты не пойдут сами к вам просто так. Их можно попытаться купить, можно воспитать (тоже купить, только в ином формате) и всё. Даже студенты имеют право выбора и при прочих равных карьера официанта их может устроить больше. Поэтому если не хотите быть стильными, модными и молодёжными, подумайте, что ещё может быть привлекательно человеку, чьей рабочей силой вы хотели бы воспользоваться. Один только гибкий график для молодого специалиста это громадный плюс к вакансии.
Молодёжь не необразованная. Она ещё молодёжь и не может справиться с махиной Министерства, чтобы стать специалистом вопреки. А про тех студентов, которые уже не молодёжь — вы и сами всё знаете.
P.S. О своём опыте и итогах расскажу отдельно, в комментариях, если будет желание.
Автор: YgReEk
Источник [15]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/obrazovanie/264999
Ссылки в тексте:
[1] 30.09: https://habrahabr.ru/post/339022/
[2] 03.10 : https://habrahabr.ru/post/339208/
[3] 04.10: https://habrahabr.ru/company/regionsoft/blog/339284/
[4] 1: https://habrahabr.ru/company/regionsoft/blog/339284/#comment_10451164
[5] 2: https://habrahabr.ru/company/regionsoft/blog/339284/#comment_10452578
[6] 3: https://habrahabr.ru/company/regionsoft/blog/339284/#comment_10453570
[7] 4: https://habrahabr.ru/post/339022/#comment_10448020
[8] aleshqqa1337: https://habrahabr.ru/users/aleshqqa1337/
[9] PavelMSTU: https://habrahabr.ru/users/pavelmstu/
[10] Axelus: https://habrahabr.ru/users/axelus/
[11] MooNDeaR: https://habrahabr.ru/users/moondear/
[12] Varim: https://habrahabr.ru/users/varim/
[13] ternaus: https://habrahabr.ru/users/ternaus/
[14] san-smith: https://habrahabr.ru/users/san-smith/
[15] Источник: https://habrahabr.ru/post/339458/
Нажмите здесь для печати.