Необразованная молодёжь. Вавилонские младенцы

в 7:58, , рубрики: Исследования и прогнозы в IT, образование, Учебный процесс в IT

Приветствую тебя, Хабросообщество! Данная статья — плод размышлений о серии статей «Необразованная молодёжь»: "Необразованная молодёжь", "Необразованная молодёжь. Ответ преподавателя-совместителя" и "Необразованная молодёжь. Ответ бизнеса". Содержание во многом опирается на мой личный опыт. Поэтому может показаться, что я пытаюсь вас в чем-то убедить. Но единственная цель моей статьи — попытка осознать суть действительности, в которой я оказался, поделиться некоторыми соображениями. Возможно, после этой публикации, у меня могут появиться некоторые проблемы. Статья затрагивает не только сферу IT, но и некоторые этические аспекты.

image

О социальном заказе

Система образования по своей сути, в том виде, в котором мы сейчас ее наблюдаем, не претерпела каких-либо тотальных, фундаментальных изменений. Так называемый социальный заказ, который должна выполнять система образования, во многом опирается не на научный подход, а субъективные убеждения. Это приводит к многим противоречиям.

В самом деле, технологический прогресс — это совершенствование инструментов труда. Механизация, автоматизация, интеллектуализация многих технологических процессов значительно снижает потребность в человеческом труде, за исключением исследовательского и творческого. Учитывая это, в каждой сфере деятельности человека можно выделить навыки и умения, которые могут оказаться как актуальными так и нет. Поэтому очевидно, что начало образовательного процесса предполагает развитие не только тех навыков и умений, которые актуальны здесь и сейчас, но и тех, которые окажутся актуальными после образовательного процесса.

Первое и самое явное противоречие — это несоответствие между заказанным и выполненным. Это основная причина всех статей — возмущений, которые появлялись, появляются и будут появляться.

Глубина

Не знаю в какой мере я прав, но я уверен, что истинная причина появления некомпетентных работников, причем не только в IT, кроется гораздо глубже, а именно — в школе. Это очень трудно соотносится с опытом и памятью практически всех взрослых людей по вполне объективным причинам. Во-первых, ВУЗ мы помним гораздо лучше, чем школу. Во-вторых, проблемы необразованности у взрослых людей гораздо острее ощущаются именно в профессиональной деятельности. А отсутствие профессиональных навыков и умений сразу ассоциируется с плохим образованием в тех же ВУЗах.

Здесь мне бы хотелось вам напомнить о замечательном хаброжителе Алексее Мичурине (прошу прощения за персонализацию). Несколько лет назад, именно в его статьях и особенно на личном сайте я нашел довольно много пищи для размышлений, в частности, о работе внутри высшего учебного заведения. Этой информации достаточно, чтобы понять — проблемы молодых студентов возникают еще до поступления в ВУЗ.

Хабрахабр — это IT ресурс. Именно здесь я узнал о Scratch, Python, Arduino, и, именно он побудил меня внедрять их в школе. Возможно, статья о проблемах внедрения этих новшеств была бы ближе к тематике Хабрахабра. Но мне кажется, что это не так.

Проблема даже не в школе. Проблема в том, как мы ее решаем.

Проблема? Или Ситуация?

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Интуитивно или очевидно, так или иначе, многие, кто заинтересован в образовании, понимают, что являются теми самыми утопающими. Если отбросить эмоции, то проблема становится ситуацией, в которой можно принимать как конструктивные, так и деструктивные решения. Нужен конструктив, но сначала попробуем обрисовать ситуацию.

Попробую по пунктам, но если честно, то каждый отдельный пункт заслуживает отдельной статьи.

  • В детских садах и школах практически повсеместно и полностью игнорируется лучший педагогический опыт (Монтесори и др.), а так же исследования в области социологии, психологии, физиологии (например, Данидинское исследование). Формально, их элементы упоминаются в документах, регламентирующих деятельность садов и школ. Но, формально. Убедиться в этом поможет банальное, продолжительное присутствие в тех же садах и школах.
  • Дети далеко не так глупы, как к ним принято относиться. Примером может послужить опыт Якова Абрамсона или вот эта статья. Вообще, примеров в пользу детей гораздо больше, чем контрпримеров. Упоминать об этом будет лишним, но со Scratch дети довольно легко могут осваивать обширный список, казалось бы, сложных (взрослых) понятий, не говоря уже о базовых навыках программирования. Но в школах на уроках преподается в основном та информатика, в целесообразности которой можно легко усомниться, если изучить хотя бы учебники.
  • На уроках Scratch и прочие новшества преподавать очень рискованно, так как есть образовательная программа, невыполнение которой грозит большим штрафом. Преподавание ограничено рамками тем уроков в утвержденной образовательной программе и находчивостью учителя. Так же существует ограничение по времени перед монитором, для детей это не более 25-30 минут в начальной школе и чуть больше в основной и средней. Превышение этого лимита так же может привести к ощутимому штрафу.
  • Преподавание Scratch к тому же довольно сложное занятие, так как отсутствуют учебные и дидактические материалы. Книг и материалов в интернете достаточно, однако, в урочном преподавании они не так полезны, как хотелось бы. К примеру, учитель преподает информатику со 2 по 6 класс, по 34 урока в год в каждом классе, итого 170 уроков. А теперь представьте, что материал уроков должен быть последовательным, учитывать возрастные и даже гендерные особенности. Желательно еще и быть личностно ориентированным. Проведение качественных уроков — крайне непростая задача.
  • Что касается качества уроков, лекций, семинаров, то трудно не согласиться с мнением Валерия Идельевича в его книге «30 000 уроков математики»: «Единственное, от чего зависит качество занятий — это время, потраченное педагогом на подготовку к занятиям». Однако, ситуация такова, что педагогу приходится трудиться в системе, в которой выделить время на подготовку к занятиям очень трудно.
  • Ситуацию, в которой находится педагог, можно назвать крайне несправедливой. К примеру, плохая успеваемость — это вина педагога. Более того, качество образования измеряется в процентном соотношении ударников и отличников, и если оно окажется ниже, чем в муниципальном задании, то в первый раз педагогу грозит штраф от 100 до 1 000 рублей, а если это повторится, то от 10 000 до 30 000 рублей. Это может привести к крайне отрицательным последствиям.
  • Параллельно, ребята тоже находятся в очень несправедливой ситуации, особенно на выпускных экзаменах. Государственная итоговая аттестация имеет очень мало точек соприкосновения с реальной образовательной программой. В этом легко убедиться, если сравнить учебники, допустим, по математике и официальные документы ЕГЭ. При этом от ребят требуется демонстрировать то, что в реальной действительности не требуется.

Это пример списка, который может составить каждый. Причем, хоть это и неприятно, но список нужно сделать более объективным, длинным и доказательным. Такие списки — это способ увидеть и понять те правила игры, которые не оставляют шансов на выигрыш, понять, как эти правила нарушать. Осознать, что игра не является, не может и не будет честной. В этой ситуации, педагогу легко потерять достоинство и погрязнуть в коррупции, бюрократии, карьеризме или, в лучшем случае, найти другую работу. Для того, кто учится — это первый повод сдаться.

Но это ситуация, а не проблема.

Игра — головоломка

Нужна стратегия поведения, и можно дать много полезных советов по этому поводу. Но вот что странно, мы в состоянии контролировать эту игру, можем менять правила, задавать тон.

Единственное, что этому мешает — это наша разобщенность. Причем она поддерживается и поощряется. Например, каждый педагог должен иметь свой сайт и демонстрировать на этом сайте не только свои достижения, но и созданные самостоятельно учебные материалы. Если утрировать, то у 30 000 учителей информатики мы найдем 30 000 различных вариантов одного занятия. 30 000 тысяч человек вынуждены стараться превзойти друг друга и следить, чтобы никто не присвоил себе твой личный труд. Это WEB 2.0 и речь не только об учителях. Сколько блогов, сайтов, платных курсов и бесплатных видео, допустим, о Python? Сколько из них являются исчерпывающими хотя бы на 50%?

Мировоззрение человека, обладающего значительным опытом таково, что он не видит, не замечает, даже не подозревает о проблеме. Для него интернет и есть источник на 100% исчерпывающей информации. Поиск необходимой информации не вызывает никаких трудностей.

Аналогией человека, который освоил, допустим, тот же Python, является человек, который собрал пазл. Для того, кто вынужден учиться сам, задача осложняется тем, что детали пазла разбросаны в радиусе 10 км и, ты не знаешь того, что именно ты не знаешь. Задача педагога — собрать эти детали пазла хотя бы в одной комнате и дать понять, что именно не знает ученик — на что похожа картинка пазла.

Эго и хардкор

Представим, я публикую на Хабрахабре статью о том, что планирую и уже начал создавать для детей очень большой учебник по Scratch — порядка 250 уроков, который можно было бы использовать как в школе, так и вне ее стен. Учебник рассчитан в основном на самостоятельную работу детей, то есть содержит очень много иллюстраций и пояснений. При этом к учебнику планируется создать обширный справочник, опять же рассчитанный на детей, и, вспомогательные материалы для родителей и педагогов.

При этом я поясняю, что собираюсь публиковать материалы в Викиучебнике, передать все права на них общественности и дать каждому возможность улучшать опубликованные материалы.

Вполне прогнозируемо, что в комментариях к статье я найду полезные советы и, возможно, даже соавторов.

Мы усиленно трудимся, но даже несмотря на совместные усилия, работа движется медленно. Понятно, что мы трудимся в свободное от своей основной работы время и многое теряем. Теряем возможность полноценно проводить время с семьей, зарабатывать, отдыхать в конце концов. Рано или поздно, работа над учебником замедляется еще сильнее. При этом из головы не выходит мысль, что если бы мы оставили авторские права за собой и публиковали это на совместном сайте, то могли бы заработать на рекламе. Да по-скотски показывали бы детям рекламу. Рекламировали бы детские завтраки, шоколадные яйца, спиннеры в конце концов. И возможно что-нибудь заработали бы.

В итоге, мы публикуем еще одну статью, в которой говорим, что мы иссякли. Мы многого добились, многое сделали. Конечно же, мы многих искренне поблагодарили бы за вклад, конструктивную критику, замечания и советы. Объявляем, что покидаем проект и предлагаем перехватить эстафету всем желающим.

Это неприятно, быть вынужденным бросить то, на что потрачено столько сил, в чем видишь так много смысла.

Можно было бы попросить материальной помощи у корпораций и компаний, да хоть у кого-нибудь. Но…

Мы хотели помочь педагогам. Помочь сконцентрироваться не над тем, что преподавать, а над тем как преподавать. Возможно, это были бы педагоги из других, только начинающих развиваться или восстанавливаться после войн стран. Дети получили бы хороший самоучитель, который бы учил учиться и работать самостоятельно.

Причем это мог бы быть не только Scratch, но и другие языки программирования, различные разделы математики, алгоритмы, прикладной софт, другие науки. И каждый мог бы эти материалы улучшить, расширить, углубить, адаптировать, перевести на другой язык.

Но...

Нет надежды впереди?

Я уверен — нам всем нужен WEB 3.0. Не только педагогам, а всем нам. Создание качественного, исчерпывающего, всеобъемлющего контента, труд, на порядки сложнее, чем создание площадок, на которых он будет размещен.

У нас уже есть Википедия, Викиучебник, Викиверситет — замечательное место, чтобы создавать лучший образовательный контент. Но как и в любом деле, здесь тоже должны быть лидеры. Лидеры, которые знают, что и как делать, которые могут тянуть и направлять. Естественно их не будет, пока их труд не начнет цениться и оплачиваться.

Образование — очень странное место. Здесь абсолютно неважно кто ты, что ты умеешь или знаешь. Ты можешь уметь ловить зубами пули, или знать, как превращать свинец в золото. Но все это неважно и уйдет вместе с тобой, если ты не можешь этому научить других.

Каждый ребенок, подросток, студент, работник — это одаренный человек. Реализовать эту одаренность мешают какие-то внутренние недостатки или недостатки окружающей действительности. Но все эти недостатки не высечены на камне.

Скорее всего, если мы сами не начнем предпринимать меры, то проблемы начнутся у всех нас, и не только с новыми кадрами, а проблемы вообще, связанные с необразованностью поколений, среди которых нам с вами придется стареть, а нашим детям жить.

Автор: Семён Лукашевский

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля