- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Что будет стоять за моим дипломом инженера-программиста

Доброго времени суток всем жителям Хабрахабра. Хотелось бы рассказать о том, почему меня не стоит брать на работу сразу же после окончания университета. Будет много текста и без картинок, так что наберитесь терпения.

История, значит такая. Я студент второго курса ИТ-факультета одного большого университета Украины. И меня все больше беспокоит то что в университете я теряю годы жизни, от которых нет никакой пользы, когда мог бы уже работать на крупную фирму и получать неплохую зарплату вместо 90$ стипендии в месяц. Я видел много споров не эту тему, но все они носили общий характер. Я же хочу описать основную часть учебного плана в деталях (хотя это будет похоже на исторический обзор ИТ-индустрии). В данной статье будет идти речь только о сугубо профильных дисциплинах и лишь только о тех, устаревание учебного материала которых делает знания неликвидными (за исключением одного случая). Отдельно стоит описать софт с которым нас заставляют работать без права выбора. В статье я постараюсь не говорить о некомпетентности преподавательского состава (коей, кстати, тоже хватает), только техническая часть. И так, начнем!

Парк машин

В первую очередь стоит поговорить о том на каком железе происходит учебный процесс. Компов много (всегда более одного на одного студента, когда те приходят делать лабораторные работы). Были куплены они в разные года, потому есть и компьютеры с 256 Мб памяти, есть и с 1 Гб памяти, больше чем с 1 гб машин нету. На всех без исключения стоит Windows XP SP3, который ставиться с какого-то звереподобного дистрибутива с предустановленным альтернативными браузерами (Opera, Firefox, Chrome etc.) и базовым набором софта для ИТ-образования. Лично я не имею ничего против XP — эта великолепная ОС хорошо работает. Но то что на половине компов стоит Firefox 3.6 и Opera 9 и Chrome аналогичной древности меня дико бесит. Особенно что после переустановки Windows все так и остается. И изменить ситуацию из под student'a возможности нет. А это уже значит, что работать с последними достижениями вэба невозможно (Я даже на DropBox зайти не могу). Но это только пол беды, хуже другое — то, что преподаватели и начальство факультета поголовно верят в вечность XP, которая, как мы знаем, продлиться лишь до 8 апреля 2014 года.

Учебные дисциплины

Основы программирования

Тут все как в старые добрые годы — TP 7.0. Это идеальный вариант для обучения программированию. И проблема даже не в нем. И даже не в блок-схемах из-за которых можно сойти сума (не знаю как для вас, но мне псевдокод больше по душе). Проблема в студентах, а точнее в их новых и не очень новых проапгрейденых компьютерах с Windows 7 x64 на которых борландовский музейный экспонат просто не стартует. Все проблемы решаются почти безболезненным переходом на Free Pascal или Delphi. Это были только цветочки, разогрев. Потом учили C++ — там проблемы были в параллельных групп с другим преподавателем, который очень мало смыслил в STL.

Введение в специальность

Приведу лишь одну цитату из лекции (которую еще и декан читал): «Максимальное количество памяти, которое доступно в новых компьютерах составляет 4 гигабайта». Он еще посчитал нас немного ненормальными, когда мы ему сказали, что бывает больше. Еще заставил выучить IEEE 754 [1] с неправильными названиями типов. (Только потом я узнал, что это было)

Технология создания программного обеспечения

С лекциями все тип-топ. Тут тебе и поколения яп и подзабытый Waterfall и много других плюшек. А вот с лабораторками тихий ужас. Вся проблема в том, что пишем их мы на почти никому не известном языке по имени Clarion в среде Clarion 6.3. Якобы это преподносится как инструмент будущего. Для тех, кто не в курсе проведу небольшой обзор. Данная экзотическая среда избавляет вас надобности писать код. И делает это не так как, скажем, Delphi. Она позволит написать полностью завершенный комплекс программ для предприятия малого и среднего бизнеса за несколько часов! И вы даже не увидите и не напишите ни одной строки кода. Круто звучит, не так ли? Но на обратной стороне медали находится невероятное количество сложнейших интерфейсов настройки логики программы и куча кривых скриптов авто генерации приложений. Я мог бы еще очень много писать о своей «любви» к этой среде, но лучше этого не делать. С чисто практической точки зрения — Clarion 6.3 вышел в 2006 году, ориентирован на работу в современных ОС семейства Windows и должен работать на 5+. Но при попытке запустить даное чудо на Win7 открылся чудесный баг этой системы — она использует функции DOS. Для себя как выход использовал VirtualBox с установленным WinXP. Кто-то использовал XP Mode. Я только не понимаю, зачем так жизнь студентам усложнять.

ООП

О проблеме обучения ООП в 2013 году через Delphi 7 можно целый доклад написать. Можно сказать, что лучше юзать что-то типа C# или Java, но старая добрая Delphi тоже неплохо подходит для изучения именно принципов ООП плюс студентам проще сразу начать писать код так как уже знакомый язык Паскаль. Но почти весь лекционный материал просто нереально устарел (и не только библиотека и некоторые средства языка но даже базовая теория). Например, на лекции нам сказали, что в Delphi нет абстрактных классов. Они есть и даже не в последней версии. То же с интерфейсами и дженериками. А присутствие этих средств в любом ООП яп — это уже другой стиль программирования, другие принципы. Отдельные слова тепла очень хочу высказать преподавателю, который даже не знает почему в учебном процессе не используется Delphi новее седьмой версии.

Язык Ассемблера

Тут все просто — используем мертвый Turbo Assembler и DOS функции. Понятное дело, что все это не запускается на большинстве домашних компьютеров у студентов. Лечится тем же VirtualBox или DosBox. Здесь особо радуют цифры отставания от индустрии: мы учим 16-битный ассемблер, первый широко распространенный 32-битный процессор — легендарный 386-й был выпущен 1985 года, сейчас 2013 т.е. наша учебная программа отстала от индустрии на каких-то 28 лет. Я то понимаю, что мы учим по большей мере теорию, но Ты возьми и попробуй студенту-программисту объяснить какой толк изучать яп, среда которого и программы написанные на нем не запустится в современных ОС. Это очень демотивирует.

И это только то с чем мне пришлось поработать за менее чем два года учебы. Единственная полностью нормально поданная профильная дисциплина — «Алгоритмы и структуры данных». Все вышеописаное могло натолкнуть вас на мысль, которую я зараз и раскрою, как финал этой истории: учитесь сами, Вы ни кому не нужны. Если были бы нужны, то хоть методички появились бы про то как эти софтверные музейные экспонаты на наших компах запускать. Большинство универов, которым нет разницы, что о них говорят просто занимаются добычей денег с помощью студентов на гос. местах. А сами гос. заказы получают через связи. Я не говорю что все очень плохо, позитив есть, но его мало. Если хотите иметь престижную работу — идите на сайты трудоустройств, анализируйте рынок труда, выбирайте технологии по душе и будете в шоколаде.

Для тех, кто использует XP и считает, что много «теплых» слов о совместимости здесь зря написано

Кто любит XP пускай им и пользуется, а я как программист очень хочу зарабатывать на хлеб с маслом, т.е. продавать продукты своей деятельности. Если я буду выпускать свои продукты под устаревшие платформы (Будь то XP, HTML4 или Symbian) я не то что не уверен в будущем, я в сегодняшнем дне не уверен. Я должен работать на тех же платформах, которые будут позволять мне заработать на жизнь.

Автор: sukhovy

Источник [2]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/obrazovanie/32416

Ссылки в тексте:

[1] IEEE 754: http://ru.wikipedia.org/wiki/IEEE_754-2008

[2] Источник: http://habrahabr.ru/post/177077/