Хроники кризиса: Клиенты хотят от онлайн-образования скидок и новых тем, но от обучения не отказываются

в 6:10, , рубрики: EasyTen, eduson.tv, LinguaLeo, skyeng, Zillion, Александр Ларьяновский, Дмитрий Грин, Дмитрий Зарюта, Елена Масолова, Ирина Шашкина, кейсы, образование, метки: , , , , , , , , , , ,

До выхода России из кризиса по оптимистичной оценке президента осталось еще полтора года. Roem.ru спросил игроков рынка онлайн-образования — заметили ли они в своем сегменте какие-то изменения? Стали ли пользователи требовать от онлайн-образования новых тем, поменялись ли их предпочтения в контенте, стали ли они больше экономить, выбивать скидки или каким-то другим образом менять поведение при оплате?

Некоторые корпоративные клиенты заморозили свои бюджеты на образование, а b2c-пользователи стали очень чувствительными к ценам, говорят представители компаний. Но в целом спрос не снизился, а Zillion в b2b-сегменте и SkyEng отметили наплыв учеников.

Основатель и гендиректор Eduson.tv Елена Масолова:

Запросы меняются, но не из-за кризиса. Компании хотят больше бизнес-симуляций, имитации рабочего процесса, интерактивности в курсах — все это повышает вовлечение сотрудников и усвоение материала. Поэтому мы уже полгода разрабатываем бизнес-кейсы, где сотрудник «беседует» и собирает информацию, а потом принимает решения, если ошибается, его поправляет персонаж-ментор. Такой игровой процесс воспринимается очень хорошо.

В целом по рынку все нормально, но кое-где бюджеты не столько порезали, сколько заморозили, и ждут третьего или четвертого квартала. Так как Eduson работает в основном с enterprise-сегментом (от 1000 сотрудников), то типичный контракт по-прежнему год и оплата единоразовым платежом. Платить ежемесячно или регулярно подписывать допники — такую лишнюю работу никто не любит в больших компаниях.

Управляющий партнер онлайн-школы SkyEng, Александр Ларьяновский:

На фоне кризиса мы быстро растем и, вероятно, это общий тренд в образовании сейчас. Потому как в кризис люди начинают вкладывать в собственное развитие. Это, во-первых, позволяет человеку быть более конкурентоспособным на рынке труда. И, во-вторых, онлайн-курсы, в том числе языковые стоят дешевле оффлайновых.

За семь последних месяцев у нас случился наплыв учеников: количество обучающихся увеличилось — с 1000 до 1900 человек. А в последний месяц у нас наблюдается резкий скачок — 100 новых учеников в неделю, это много, раньше приходило 50 в среднем.

Основной процент наших учеников сейчас - это «белые воротнички» (53% - от общего числа учеников), проживающие в Москве. Мотив для занятий — карьерный рост либо сохранение действующих позиций. Еще в середине 2014 года 55% наших новых учеников основной целью изучения языка называло желание путешествовать. Рабочий мотив стал превалировать как раз в последние полгода.

Если говорить об оплате, то еще более востребованными у учеников стали занятия в школе с неносителями языка. Произошло это потому, что в декабре, после скачка курса доллара, мы были вынуждены поднять почти в два раза стоимость занятия с носителями. Переживали, что из-за этого произойдет отток студентов, но этого, к счастью, не случилось, кто-то просто стал платить больше, кто-то (и таких большинство) переключился на русскоговорящих преподавателей.

В начале апреля мы на 20% откатили стоимость этих занятий назад и когда курс еще опустится, еще больше понизим. И, конечно, мы видим, что в среднем ученики в последнее время стараются покупать уроки пакетами на 16 занятий и больше, раньше покупали единоразово меньше уроков.

Управляющий директор LinguaLeo в России и ближнем зарубежье, Ирина Шашкина:

Мы видим некоторые изменения интереса пользователей к контенту, но, на наш взгляд, они связаны с деятельностью компании, сезонностью и с долгосрочными трендами в образовании, а не с внешними экономическими факторами. Например, перед Новым годом, одновременно с выходом персональной рекомендательной системы, мы запустили тренажер для закрепления изученной лексики, основанный на алгоритме интервального повторения. Его разработал рекордсменом России по запоминанию Артур Думчев специально для LinguaLeo.

Вследствие обновлений продукта в течение первого квартала 2015 года мы наблюдаем повышенный интерес к упражнениям для пополнения словарного запаса. На это повлиял и продолжающийся рост доли владельцев мобильных устройств: лексические тренировки — один из основных разделов в приложениях LinguaLeo для Android, iOS и Windows Phone.

Изменились показатели продаж курсов. В целом интерес к ним растет. Некоторые пользователи пишут в службу поддержки с просьбами дать скидку на приобретение сразу нескольких программ. Начинающие выбирают курсы с четкими целями: выучить определенное количество слов, фразы для конкретных ситуаций, освоить правила грамматики. За последние 7 месяцев в полтора раза выросли продажи Grammar for beginner, гораздо чаще стали покупать «Словообразование» и «Английский для свободного общения». Заметен сезонный интерес к курсам для туристов. В то же время, общая программа для начинающих и развлекательные курсы широкой тематики продаются хуже.

Если выделить пользователей с продвинутым знанием языка, то ничего не изменилось: их интерес к программам подготовки к тестам и профессиональным курсам остался прежним. Они покупают курсы, связанные с бизнес тематикой, и курсы для путешествий в зависимости от сезона.

Генеральный директор Zillion Дмитрий Грин:

Этот кризис не похож на другие, которые были в нашей стране. Нет дефицита товаров, комментарии от первых лиц — «все в порядке, не нужно переживать».

Для людей, которые просто ходят на работу и не имеют валютной ипотеки или валютных кредитов, мало что изменилось, так как рублевая зарплата осталась на прежнем уровне, а цены в магазинах растут плавно. Как такового шока, на мой взгляд никто не испытал. Но есть общий уровень напряжения, который присутствует у людей повсеместно.

Как это отразилось на рынке онлайн-образования, и конкретно на нас. Мы работаем на 2-х рынках — b2c и b2b, и поведение на них отличается.

В b2c достаточно сильно упал спрос на дорогие продукты стоимостью более 20 тыс рублей, пользователи активно делают запросы на скидки, более детально изучают учебные программы и те выгоды, которые получат после обучения. Очень болезненно реагируют на даже на незначительное увеличения цены услуги.

Зато лучше стала продаваться подписка доступа к библиотеке курсов (когда пользователь получает неограниченный доступ к курсам на срок действия подписки: от месяца до года) Можно четко выделить две категории пользователей. Одни платят помесячно, а другие сразу покупают годовой абонемент (так как по нему получается самая большая скидка).

Если говорить про темы, которые стали больше изучать, то это продажи и все, что связано с современным маркетингом и личной эффективностью. Это то, чем Zillion занимался с самого начала, поэтому мы фиксируем резкий приток клиентов и растущую выручку.

По ощущениям, люди активно обновляют навыки, и осваивают новые инструменты для работы в условиях сокращения персонала в отделах и вообще в компании. Наблюдается тенденция, что заметный процент наших слушателей становятся фрилансерами. Еще один запрос от пользователей — это комбопакеты. Наборы курсов для решения конкретных карьерных задач, или дополнительные опции (доп консультации, дополнительные материалы и скидки на новые покупки).

На b2b рынке мы ощущаем активный рост. Даже решили не публиковать раздел на сайте, о том, что мы этим занимаемся, так как не успеваем отрабатывать запросы от компаний на не дорогое комплексное обучение сотрудников по коммерческим и управленческим специальностям. Так же мы расширяем количество обучающихся в наших текущих enterprise-клиентах. Только с начала этого года с 1750 обучаемых мы увеличили их до 8 500. В планах это 15 000 обучаемых b2b. Это, конечно, образование не для топ-менеджеров, но менеджеров среднего звена и сотрудников отделов, компании активно обучают у нас. Мы отмечаем рост клиентов из регионов. Я связываю это с тем, что в условиях сокрашения бюджетов на обучения, у региональных компаний стало меньше возможностей приглашать тренеров из Москвы, не говоря уже про Евро зону и США.

На мой взгляд, текущий кризис, очень помогает компаниям, которые занимеются онлайн-образованием, так как критерий экономии для b2b-сегмента в сложившейся ситуации выходит на первый план, HR-подразделения охотнее идит на контакт, и воспринимают онлайн-курсы как хорошее решение. Однако я также могу отметить, что во многих компаниях бюджеты на развитие персонала заморожены на неопределенный срок. Zillion заморозил цены на свои услуги до осени.

Основатель EasyTen Дмитрий Зарюта:

У нас мобильное приложение для изучения иностранных слов. Не скажу, что мы почувствовали радикальную разницу в финансовом плане: люди как вкладывались в самообразование, так и продолжают это делать несмотря на кризис. В большей степени нас беспокоит спад продаж топовых смартфонов, что в перспективе приведет к сужению рынка мобильных приложений на территории России.

В плане контента наблюдаем повышение интереса к стандартизированным тестам на знание английского языка, таким как TOEFL, IELTS, GRE и другим, но это может быть связано с сезонностью.

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля