- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Типизация в обучении: как ускорить процесс обучения в разы?

Как повысить эффективность образования в 3-4 раза? Ведь сейчас человек 10-17 (!) лет своей жизни тратит на обучение себя общественно-ценным знания, навыкам.
О многих преподавателях говорят, что они, являясь талантливыми исследователями, не могут передать свои знания ученикам. Но это не вина ни таких преподавателей, ни их учеников (хотя вовлечённость в процесс обучения является очень важным фактором, но об этом – позже :)

Действительно, очень существенная доля информации при обучении теряется на передаче от учителя и приёме учеником. Когда эта мысль пришла в голову, в 1993 году, это представлялось как рассогласование передатчика и приёмника (спасибо курсу теории передачи информации О.Я. Строева [1]).
Передача информации при обучении
То есть, учитель, передавая знания ученику, сначала, неосознанно, пропускает информацию через свои личные семантические фильтры, а ученик, принимая информацию — еще раз «фильтрует» её через свои. Семантическим фильтр, в первую очередь — это лексикон, словарный запас, но, также неплохо отсекает информацию и набор убеждений, личное отношение людей друг к другу.
Собственно, поиск путей согласования канала передачи информации при обучении и привёл меня к соционике [2] А. Аугустинавичюте. Тогда еще не были развиты понятия типов информационного метаболизма, но главное было сказано – лучший учитель для любого человека тот, чей психотип совпадает (тождественен) с психотипом ученика – т.н. «тождик» на сленге социоников.
Тип информационного метаболизма — определение из теории информационного метаболизма А. Кемпинского [3], подразумевает, что каждый человек обрабатывает информацию тем способом, который ему наиболее привычен, структура психики конкретного человека задает своеобразный вид “системы фильтров” для обработки информации. Это юнговские функции [4] (логика, этика, интуиция, сенсорика). Вообще, по этой теме социониками написано многабукав много различных материалов, нам же важен практический аспект.
Тогда методика обучения из этого следует простая: учебные группы нужно подбирать по типу информационного метаболизма, так чтобы они совпадали для учителя и учеников.  Это легко сформулировать, но сложно сделать – массовая система образования не сможет дать столько ресурсов, так подбирают себе учеников даосы и профессоры, академики – технология явно штучная.
А сейчас до половины учеников в любой аудитории просто НЕ ПОНИМАЮТ преподавателя – по типу информационного метаболизма!  Правда, если предположить равномерное распределение всех психотипов, то преподавателя будут понимать типы: «тождественные [5]», «родственные [6]», «активирующие [7]», «зеркальные [8]» ну и «деловые [9]», — всего 5/16 – 31% аудитории! Из любви к преподавателю что-то выучат и поймут «дуалы [10]» и «полудуалы [11]» (ещё 12,5%), но остальные 56% — вообще пропустят информацию мимо ушей!
Но уже в 90х годах прошлого столетия выход представлялся в виде создания по каждой дисциплине серии из 16 видеокурсов (на видеокассетах, конечно :), где каждый курс читают 16 лекторов,  с  соответствующими психотипами.  При начале обучения ученик проходит тест на определение психотипа и получает комплект учебных материалов «под себя».
Бурное развитие цифровых технологий и Интернета создало новые пути решения этой задачи. Действительно, почему бы не сделать интернет-ресурс, где ученики будут проходить тестирование, собираться в группы, а обучение будут вести преподаватели с их «тождественным» психотипом. Готовый венчурный проект получается...

Автор: stt

Источник [12]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/obuchenie/18894

Ссылки в тексте:

[1] теории передачи информации О.Я. Строева: http://www.dvgups.ru/ktk/teachers

[2] соционике: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0

[3] теории информационного метаболизма А. Кемпинского: http://www.socionics.ru/shp_4/shp4.htm

[4] юнговские функции: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%AE%D0%BD%D0%B3%D0%B0

[5] тождественные: http://www.socionika.info/tip/tozhd.html

[6] родственные: http://www.socionika.info/tip/rods.html

[7] активирующие: http://www.socionika.info/tip/activ.html

[8] зеркальные: http://www.socionika.info/tip/mirr.html

[9] деловые: http://www.socionika.info/tip/busi.html

[10] дуалы: http://www.socionika.info/tip/dual.html

[11] полудуалы: http://www.socionika.info/tip/pdual.html

[12] Источник: http://habrahabr.ru/post/157355/