Как правильно чесать панду

в 8:01, , рубрики: Блог компании Яндекс.Деньги, Карьера в IT-индустрии, обучение, развитие персонала, Терминология IT, управление персоналом, Управление сообществом

Как правильно чесать панду - 1

Сначала здесь было разумное и обоснованное введение про HR-процессы в компании и тому подобное. Потом разумное и обоснованное выпилили и решили просто рассказать, как добавляем больше смысла в ежедневную офисную жизнь.

В конце-концов, пуфиками и печеньками уже никого не удивишь, поэтому я расскажу о непубличных образовательных проектах Яндекс.Денег. А также о том, как поделиться с коллегами способами «сдвинуть гору» без общего обязательного собрания и как нанимать людей еще до того, как они сами поняли, что станут крутыми специалистами.

Сделали втихаря, технично и для своих

Все началось с того, что Яндекс.Деньги обросли микросервисами настолько, что когда-то малой команде джавистов понадобилось несколько кабинетов. Все вместе они собирались только по вечерам: для обмена опытом, новостями и болью. Через некоторое время тихие посиделки превратились во внутренние доклады с жаркими дискуссиями и заметной аудиторией.

Но вот проблема, на «большие кулуарные встречи» звали только своих, хотя темы интересны были и коллегам из других подразделений. Например, у команды эксплуатации такой практики не было, а любопытства и собственного опыта хватало. В какой-то момент главные от технарей и от HR пересеклись в одной точке и решили, что пора выходить на новый уровень. Так появились регулярные внутренние Techtalks, которые теперь проходят дважды в месяц.

Если вы думаете, что лучше всего подтянуть квалификацию можно на платном обучении, то у нас для вас новость. В нашей компании есть бюджет на курсы и конференции, но заявок от коллег поступает не так уж и много. Хотя любознательности им не занимать.

Помимо обмена знаниями, Techtalks принесли побочную пользу: видеозаписи встреч пригодились для обучения новичков, а вопросы и ответы — для сглаживания шероховатостей в отношениях между отделами. По крайней мере, после часовой сессии доклада всегда можно публично спросить, почему всё происходит так как происходит. В обычной жизни — без общей встречи в одном помещении — обратная связь от других подразделений приходила бы невыносимо долго.

Сейчас Techtalks помогают прокачать спикеров перед внешними конференциями. Одно дело обкатать доклад в узком кругу с тренером и коллегами, совсем другое — выйти на сцену перед аудиторией из 80 человек.

Департамент эксплуатации… чего?

Вскоре о Techtalks узнали все. Выяснилось, что о своей работе рассказывать коллегам готовы дизайнеры, аналитики, продукт-менеджеры — все, кого только можно представить в IT-компании. При этом их доклады совсем не обязательно подразумевали техническую подоплеку.

Размывать концепцию технических докладов не хотелось, поэтому родился еще один внутренний образовательный проект — НЕсекретные материалы или Y-files. Теперь в лучших традициях Малдера и Скалли можно было рассказывать не только о технологиях, но и о продуктах, профессии или своем подразделении.

Идея была в том, чтобы любой сотрудник (бухгалтер, тестировщик, инженер или секретарь, да кто угодно) мог послушать историю на нормальном человеческом языке, без вкраплений «птичьего». Как говорится, попробуйте объяснить маме, что такое ФЗ-54 и почему он поверг в панику весь рынок, зачем интерфейсу прототип, и почему для его разработки нужно столько людей.

Особенно интересно слушать про создание и развитие продуктов: рассказ начинается чуть ли не со времен «большого взрыва» и охватывает, как идею создания, например, Городских платежей, так и состав команды и тенденции рынка. В случае с платежами был даже небольшой обзор законодательства на эту тему.

Новый формат помог коллегам из разных департаментов осознать важность работы друг друга. Когда все понимают, «почему за появлением одной кнопки стоит долгая работа целой команды», и почему нельзя просто взять и поменять текст, работа становится более осознанной и слаженной.

Раз проект планируется массовым, то и без заветов шоу-бизнеса не обойтись. В каждом проекте Y-files участвует HR-подразделение и наш внутренний тренер. Вместе они решают, как лучше раскрыть тему, предложенную командой, и адаптировать выступление для широких масс.

Как правильно чесать панду - 2

Доклад, открывший коллегам глаза на нашумевший закон, как иллюстрация принципа «просто о сложном».

Содержание доклада одной из продуктовых команд менялось практически на каждой встрече. Но и это пошло на пользу: оказалось, что до подготовки к выступлению не все внутри команды понимали, кто за что отвечает. Но под конец вроде разобрались. Хотя финальный доклад, кажется, все равно отличался от того, что репетировали.

Порой на обсуждение сценария и основных «фишек» выступления уходит не одна встреча — никто не хочет ударить в грязь лицом перед коллегами. Тем более, что смотрят Y-files из всех офисов Яндекс.Денег в Москве, Петербурге и Нижнем Новгороде. Да что там смотрят — иногда из разных городов выступают и сами докладчики.

Как и на Хабре, КДПВ (картинка для привлечения внимания) нужна и на внутренних семинарах. На этом этапе к делу подключаются дизайнеры. Они превращают «детские рисунки» во что-то достойное и красивое.

Как правильно чесать панду - 3

Доклад команды UX-дизайна заставил выйти из темного (в прямом смысле) кабинета многих непубличных коллег. Для них это был непростой, но полезный опыт.

Для каждого доклада мы придумываем тизер, описание и индивидуальный стиль — обычно это что-то по мотивам фильмов и сериалов. В этом же стиле мы готовим презентацию. Для всех докладчиков — выступают обычно несколько человек из команды — заказываем брендированные футболки «Я — спикер Y-Files». Мелочь конечно, но помогает мотивировать спикеров: все любят необычные футболки. Да и на память после выступления что-то останется.

Тестовые прогоны отнимают больше всего времени — на это уходит в среднем 1,5 календарных месяца. Докладчики выступают, тренер и коллеги слушают и дают советы. Из презентации удаляются лишнии детали, а интересные добавляются. Молодые спикеры избавляются от сценической боязни, обнаруживают в себе ораторский кураж и с каждым разом увереннее чувствуют себя перед большой аудиторией.

Однажды на докладе Y-files в питерском офисе отрубился свет. Но проекторы и микрофоны были подключены к аварийной линии, а спикеры уже знали свою речь наизусть. Доклад был успешен и «при свечах».

Хотя, без синдрома студента тоже не обходится — КПД и частота встреч обычно резко возрастают перед дедлайном.

Школьные коды чудесные

Просветительская деятельность внутри компании — дело хорошее, но многое хотелось бы рассказать вовне. У разработчиков, тестировщиков и системных администраторов Яндекс.Денег за плечами не один сложный проект или уникальный в своем роде запуск. Значит есть повод поделиться опытом с внешними IT-специалистами и послушать их истории и советы.

С этой идеи несколько лет назад стартовала подготовка школ разработчиковтестировщиковдизайнеров. Сегодня молодые специалисты получают здесь практические навыки.

Школы решают две основные задачи:

  • дают бесплатные знания тем, кто хочет учиться,

  • готовят внутренних спикеров для внешних докладов и выступлений.

Есть и меркантильные соображения. Любая школа на базе компании отлично закрывает потребности в найме. Если студент сразу учится с учетом местных особенностей, он быстрее интегрируется в рабочие процессы. Его можно избавить от тестовых заданий и многоэтапных собеседований: ученики и так полностью раскрываются, мотивация видна сразу.

Один из учеников так хотел попасть на занятия, что в семь раз превысил норму ответа на тестовое задание по поиску багов — расписался на целых 70 страниц. Вместо скучного изложения проблем он написал настоящую сказку «про Иванушку». Сейчас Ваня работает в Яндекс.Деньгах мобильным тестировщиком.

Организация любой школы — от «мы хотим» до первых студентов — занимает около 3 месяцев. За это время нужно определиться с составом курса и преподавателями, разработать какую-то уникальную особенность школы, которая выделяла бы ее из десятка других. Мы сразу сделали упор на практику, что позволяет и руку набить, и теорию лучше усвоить. Кстати, многие студенты приходят с хорошим багажом знаний, но искренне считают его не стоящим внимания. Таких ребят мы учим объективно себя оценивать.

Из забавного вспоминается Курс ручного тестирования в 2016. Перед первой лекцией школы мы проверили все, что только можно проверить, но власть электрика все равно не оспорить. Из-за перебоев с электричеством презентация транслировалась с проектора в перевернутом виде. Конечно, все починили, но курьез настолько понравился студентам и преподавателям, что перевернутое название стало логотипом школы.

Что отличает «физические» школы от множества онлайн-курсов или вебинаров, так это возможность не ходить кругами вокруг непонятного, а сразу получить помощь или совет наставника. В самостоятельном обучении нет-нет, да произойдет «затык», и неверно понятая концепция через некоторое время приведет совсем в другую сторону или отнимет в разы больше времени. Совет наставника можно получить даже по собственному проекту, после окончания обучения. Для этого студенты приспособили Telegram, группа в котором даже после завершения школы живет своей жизнью.

Как подсказала гипотеза и подтвердил внутренний опрос, не все сотрудники Денег знают о продуктах и компонентах нашего сервиса, появившихся в последние годы. Чтобы заполнить эту брешь, мы запустили развлекательно-образовательные проекты вроде «Фаршмани». Проект во многом напоминал «Что? Где? Когда?», но также включал элементы «Угадай мелодию», «Устами младенца», «Сто к одному». Получился бодрый вечер в узком кругу, с ностальгическим флером.

Инженеры любят решать задачи, а развлекаться любят вообще все, поэтому подобные эксперименты кажутся лучшей альтернативой набившим оскомину «обучающим» внутренним вебинарам и обязательным лекциям для новичков.

Вот, кстати, вопрос: как бы вы отнеслись к предложению пройти «обучающий» квест в первый рабочий день? Нет-нет, речь не про поиски степлера из бухгалтерии — имеется в виду нечто более геймификационное.

Автор: dimskiy

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля