Изучаем слона (часть 2)

в 8:07, , рубрики: дети, ладья, логические игры, обучение, обучение шахматам, преподавание, ребенок, слон, шахматы

Изучаем слона (часть 2) - 1

Продолжаем изучение шахматных фигур. Следующая фигура — это слон.

Казалось бы, слон фигура которая ходит еще проще чем ладья. Но, тем не менее, при первичном изучении слона с ним связано больше проблем чем с ладьей. Дети легче воспринимают движение по горизонталям и вертикалям, чем по диагоналям. Чтобы научить ребенка ходить слоном – заходите под кат. Вас там ждут диаграммы, некоторые не самые простые (для детей).

Предыдущие части курса Вы можете прочитать здесь:
0. Дюжина советов – как научить ребенка шахматам. И не только
1. Изучаем ладью (Часть 1)

Перед тем как начать изучать слона, стоит рассказать о том, что это такое, дать следующие понятия:
1. Как ходит слон.
2. Какие бывают слоны (чернопольные и белопольные).
3. Названия остающихся в окончаниях слонов (одноцветные и разноцветные).

После того как мы изучили ладью, наши цели немного расширяются. Теперь надо не только научиться ходить слоном, но еще и понять – кто сильнее слон или ладья. Поэтому перед тем как начнем изучать слона попросим ребенка поставить сначала слона, а затем ладью в центр поля и посчитать количество полей на которые эти фигуры могут пойти (у слона 13 полей, у ладьи – 14). Затем ставим слона и ладью в угол – опять считаем количество полей, на которые могут пойти фигуры (слон – 7 полей, ладья – 14). Объясняем ребенку, что сила фигуры определяется тем, на какое количество полей она может пойти.

Нужно донести до ребенка то, что если у фигуры ходов меньше – то она слабее чем та, у которой ходов больше. Данный аспект необходимо проделывать в дальнейшем со всеми фигурами. И тогда будет очень легко объяснить силу фигур и их ценность на основании этой силы.

Понимая причинно-следственную связь между силой слона и ладьи, мы начинаем выстраивать в мозге ребенка понимание того, что все в мире взаимосвязано.

Кроме того, изучая силу фигур, надо доносить до ребенка методы борьбы с каждой конкретной фигурой. Это мы будем постепенно проходить в заданиях.

Те, кто изучал шахматы в детстве по другим методикам, прекрасно знают, как бороться с каждой конкретной фигурой. В спортивной подготовке, например при изучении слоновых окончаний, рассматриваются сильные и слабые стороны слона. Но это все потом. Что мне нравится в методике И.Г. Сухина – то что сила и слабость фигур изучаются как бы промежду прочим, в упражнениях и задачах. При этом ребенок на практике усваивает методы борьбы с фигурами.

Перейдем непосредственно к изучению слона. Типы заданий примерно такие же, но Вы скоро увидите различия по сравнению с ладьей, я на этом остановлюсь. Первые типы упражнений подобны заданиям с ладьей. К тем заданиям которые и так ясно как выполнять – я комментариев давать не буду. Общий комментарий к таким заданиям простой – следите за действиями ребенка, он будет иногда ошибаться по различным причинам. Причины – индивидуальны (опять же – вундеркиндов я не рассматриваю – программа общеобразовательная).

Упражнение №1. «Один в поле воин».

Изучаем слона (часть 2) - 2

Изучаем слона (часть 2) - 3

Упражнение №2. «Кратчайший путь»

Изучаем слона (часть 2) - 4

Изучаем слона (часть 2) - 5

Изучаем слона (часть 2) - 6

В первом задании кратчайший путь — 2 хода, во втором и третьем — 3 хода.

Упражнение №3. «Лабиринт»

Изучаем слона (часть 2) - 7

Изучаем слона (часть 2) - 8

Изучаем слона (часть 2) - 9

К этому упражнению следует сделать небольшую ремарку. Дело в том, что дети в задании №1 проходят обычно его за 9 ходов делая петлю через низ. Оптимальный режим прохода – 7 ходов. Практически все залетают в угол, поэтому я обычно торможу их и говорю что надо пройти за 7 ходов. С остальными заданиями проблем, чаще всего, не возникает.

Упражнение №4. «Перехитри часовых»

Изучаем слона (часть 2) - 10

Изучаем слона (часть 2) - 11

Упражнение №5. «Захват контрольного поля»

Изучаем слона (часть 2) - 12

Изучаем слона (часть 2) - 13

Изучаем слона (часть 2) - 14

Задание №1 выполняется легко.

Задание №2 требует от ребенка понимания того, что иногда надо подождать пока фигура уйдет, т.к. она тоже ходит. Но именно в этом задании надо обратить внимание на то, что слона противника нельзя пускать на длинную диагональ -= он оттуда не прогоняется. И сила слона именно в этом.

В задании №3 все хитрее – его решают гораздо реже, т.к. тут требуется выжидательный ход своим слоном, иначе черный слон берет контрольное поле под защиту и не уходит с него. Для решения необходимо сделать ход назад и только потом устремиться к контрольному полю.

Упражнение №6. «Ограничение подвижности».

Изучаем слона (часть 2) - 15

Изучаем слона (часть 2) - 16

Изучаем слона (часть 2) - 17

Прежде чем давать ребенку решить эти задание – решите их сами, а то можно и проколоться. Опять же — считаем темпы (количество ходов за сколько слон дойдет до цели). А в последнем задании делаем выжидательный ход когда дойдем до конца доски — в угол не лезем, там слон ловится.

Теперь мы подошли к самому интересному в изучении слона. Дело в том, что теперь в задания вводится ладья, которую ребенок изучил раньше. На примере следующих заданий, обучаемому надо понять кто сильнее – ладья или слон. Как ладья может бороться со слоном, и как слон может бороться с ладьей.

Упражнение №7. «Атака неприятельской фигуры».

Изучаем слона (часть 2) - 18

Изучаем слона (часть 2) - 19

Смысл задания очень простой – надо только напасть на черную фигуру первым ходом. Причем – всеми возможными способами. Ребенок должен сам определить что слон нападает только одним способом на ладью, а ладья – практически всегда двумя. Дети стараются убить фигуру, но цель задания другая — именно напасть. И это надо до ребенка донести и объяснить.

Замечание №1. Вы можете составить задание, где слон нападает двумя способами на ладью, но в реальности это скорее исключение чем правило, т.к. слон слабее. И цель этих заданий донести до ребенка что слон слабее. Ребенок должен сделать именно этот вывод и закрепить его.

Упражнение №8. «Двойной удар».

Изучаем слона (часть 2) - 20

Изучаем слона (часть 2) - 21

В этом задании, ребенок должен напасть на две черные фигуры одновременно первым ходом. Собственно и ладья и слон это могут сделать – в этом они похожи. И, опять же, бить черные фигуры не надо.

Упражнение №9. «Взятие».

Изучаем слона (часть 2) - 22

Изучаем слона (часть 2) - 23

Изучаем слона (часть 2) - 24

В этом задании все понятно – надо побить незащищенную фигуру. Интересно то, что не всегда дети видят какая фигура без защиты. Кроме того, защита может проходить и через белую фигуру. Трудности у детей иногда возникают, но не настолько часто. Хотя контроль необходим, внимательно смотрите какую фигуру дети будут бить.

Ребенок должен понять — защитить фигуру можно «через голову соперника», т.е. и нападая и защищая свою фигуру одновременно. Конечно, дети еще долго подобные защиты не видят и не умеют применять, но на этом стоит сделать упор — чтобы они знали о таком способе. В дальнейшем, в заданиях, такие способы защиты будут применяться.

Упражнение №10. «Защита»

Изучаем слона (часть 2) - 25

Надо сделать такой ход, чтобы черным было невыгодно брать белую фигуру. Т.к. стоимость фигур еще не проходится, то проигрывает тот кто потерял все фигуры. И про этот момент необходимо напомнить ребенку перед выполнением задания.

Упражнение №11. «Выиграй фигуру»

Изучаем слона (часть 2) - 26

Надо сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных, вторым ходом забрать одну из черных фигур. Не забудьте напомнить что черные фигуры в этом задании ходят.

Упражнение №12. «Перехитри часовых». Снова возвращаемся к часовым, но теперь в часовых будут еще и ладьи.

Изучаем слона (часть 2) - 27

Изучаем слона (часть 2) - 28

Изучаем слона (часть 2) - 29

На этом упражнении я остановлюсь более подробно.

Задание №1. Здесь трудностей обычно не возникает, хотя дети так и норовят прыгнуть в начале на поле f3.

Задание №2. Это задание обычно нравится девочкам. Дело в том, что если нарисовать траекторию как идет слон – получается сердечко. Девочки – в восторге.

Задание №3. Самое мозговыносительное задание. В нем дети себя должны поломать для того чтобы его решить. Редко кто из детей может решить его сразу, и обычно это дети старше 8-ми лет. Все кто младше застревают на простом фокусе – слон должен на втором ходе отойти назад, вернуться чуть-чуть чтобы потом дойти до цели. Я подозреваю, что ход назад по диагонали, у детей связан с отходом назад вообще, они воспринимают новую траекторию как обратную — а на самом деле это ведь не так.

Постарайтесь не вмешиваться в решение этой задачи, только если ребенок совсем уж начнет психовать. И еще момент – дело в том что данная задача решается обычном перебором. С каждого поля у слона обычно два хода – один назад, второй вперед. Есть еще вариант в тупик – но они сразу бракуются. Но именно на этом задании дети сидят минут по 20 бывает. А то и больше. Хотя после того как они его решают – у них наступает бешеная радость в том что они его решили.

Это задание на самом деле достаточно сложное почему-то для начинающих детей. Так что — отнеситесь с полной серьезностью.

Упражнение №13. «Сними часовых».

Изучаем слона (часть 2) - 30

Изучаем слона (часть 2) - 31

Изучаем слона (часть 2) - 32

Это новый вид заданий. Дело в том, что в самой ладье, мы не могли побить часовых – как только нападали на ладью – она нас тут же убивала. Теперь фигуры разные, и мы это можем сделать. Смысл заданий – надо побить черные фигуры. Черные фигуры не ходят, но стреляют как снайперы (см. задание «Перехитри часовых»).

В этом задании ребенок уже начинает сравнивать фигуры ладью и слона. У него в голове наступает разграничение вида ходов и самих фигур. Но с их силой еще не все так ясно.

Упражнение №14. «Захват контрольного поля». Теперь уже с разными фигурами.

Изучаем слона (часть 2) - 33

Изучаем слона (часть 2) - 34

Изучаем слона (часть 2) - 35

Здесь детей уже ожидают некоторые сложности. Дело в том, что в этих заданиях надо не только захватывать контрольное поле, но и вынуждать соперника ходить туда куда надо Вам. А для этого необходимо нападать на само поле-цель. Рассмотрим подробнее.

Задание №1. Тут все достаточно просто. Для того чтобы попасть на контрольное поле, нам надо на него напасть, но так, чтобы ладья его не защитила. Сделать это можно на поле c6. Хотя дети пытаются ходить на поле c2 иногда, но в этом случае ладья сразу же защищает ходом на a8, и согнать ее с вертикали слон не сможет.

Задание №2. Здесь уже ладья вынуждает ходить слона на поле a7 нападая на контрольное поле с поля b2. Дело в том что слон может защитить поле b8 пойдя либо на a7 либо на h2. Так вот, диагональ h2-b8 длинная, и согнать оттуда слона у ладьи не полчится. Поэтому сначала b2, затем слон ходит на a7, мы делаем выжидательных ход по вертикали на любое поле (но только не под бой) – слон уходит и мы захватываем поле b8.

Задание №3. Похоже на второе. Надо определить длинную диагональ – это диагональ a3-f8. И не пускать туда слона вынуждая ходить его на поле c1. Затем слона надо согнать с диагонали a3-c1 и захватить контрольное поле. Т.е. последовательность ходов ладьей – d3 – b3 – a3.

Упражнение №15. «Ограничение подвижности».

Изучаем слона (часть 2) - 36

Изучаем слона (часть 2) - 37

Изучаем слона (часть 2) - 38

Задание №1 достаточно простое. Слон ловится сразу же.

Задание №2 – уже есть некоторые сложности. Как и в упражнении №12 нельзя пускать слона на длинную диагональ. Т.е. решение простое – c1 – c7

Задание №3. Тут следует остановиться на том, что нам надо побить все фигуры противника. При этом мы выиграем если у нас останется хоть что-то. Т.е. надо заблокировать черную ладью слоном. Верное решение – пойти слоном на поле g1.

Упражнение №16. «Игра на уничтожение».

Изучаем слона (часть 2) - 39
Изучаем слона (часть 2) - 40
Изучаем слона (часть 2) - 41
Изучаем слона (часть 2) - 42

В этих заданиях приходит окончательное понимание как и когда можно бороться со слоном, либо ладьей. Я приведу некоторые задачи из курса И.Г. Сухина.

Задание №1 решается достаточно просто – в один ход. Слон убивается вторым ходом.

Задание №2 решается в два хода – слон убивается третьим ходом.

Задание №3. Если тут слон выберется на черную диагональ из трех клеток – то ладья его уже не поймает. Поэтому главная задача не дать ему туда выбраться. Решение простое – вправо на 2 клетки, затем влево на одну. И третьим ходом слон бьется.

Задание №4. Решение простое до жути, но дети его обычно найти не могут. Тут весь фокус в том, что нельзя пускать слона на длинную диагональ. Там 4 клетки, ладья слона на 3х то клетках ловит тяжело, а на 4х она его поймать не сможет никогда. Поэтому вся задача это сопротивление попаданию слона на большую диагональ. Дети обычно сидят над этой задачей минут по 15-20. А потом я им подсказываю.
Оптимальная подсказка — сказать что слон на диагонали сильнее и поймать там его нельзя. И попросить ребенка каждым ходом начать блокировать выход слона на диагональ. Уже на втором ходе у ребенка наступает изумление, а на 4м (когда он слона бъет) — радость. Вообще за этими процессами интересно наблюдать и именно на это задаче — все стадии налицо — трудность, удивление, изумление, радость.

Ну вот, теперь мы закончили проходить слона. Казалось бы – легкая фигура, но не такая простая. После прохождения этих заданий ребенок должен знать, как ходит слон, понимать в чем его сила. И как слон может сопротивляться ладье. А так же, он должен понимать, что ладья сильнее слона и почему. Кроме того, иметь слона вместо ладье — еще не значит проиграть. Играя в шахматы, Вы наверняка с этим не раз сталкивались. Для успешной игры в голове не должно быть никаких ограничений и недооценок слона. Слон — это тоже фигура, да — не самая сильная, но фигура. И ей можно сопротивляться. Но это надо уметь делать. Сила слона — в диагоналях. Заняв длинную диагональ слон по ней и начинает работать, там он силен. Справиться со слоном на длинной диагонали ладья не может. Именно это знание, кроме того как ходит слон, ребенок и должен уяснить в итоге.

Напишу вдогонку еще раз – ребенок все должен делать сам. Задача общеобразовательных шахмат – привить интерес к предмету. Детям интересно решать головоломки, особенно когда они знают что те им по зубам. Радости при решении вышеприведенных заданий очень много, особенно если задачки сложные на первый взгляд. Я специально даю задачи простые и немного посложнее и поинтереснее, Вам будет, чем голову поломать вместе с сыном или дочерью. Да-да, девочкам нравится решать такие задачки. Если это не из под палки.

В общем удачи. А я пойду готовить следующие части изучения шахматных правил. После слона у нас ферзь. Ну и задачки посложнее естественно.

Для недавно подключившихся к курсе, напоминаю что все задания в данной статье приведены по учебнику «Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. — Обнинск: Духовное возрождение, 2017».

И еще, в прошлой статье я не выразил благодарность авторам программы Кветка — выражаю сейчас. Все диаграммы набранные для статей сделаны в этой программе. Удобство для меня лично — неоспоримое. Я просто перерисовал набор фигур и заменил пешки шашками, а короля — крестиком. В итоге времени на разработку диаграмм уходит минимальное количество.

Автор: Андрей Кручинин

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js