Изучаем коня (часть 4)

в 11:58, , рубрики: дети, конь, ладья, логические игры, обучение, обучение шахматам, преподавание, ребенок, слон, ферзь, шахматы
Изучаем коня (часть 4) - 1

Продолжаем изучать шахматные фигуры вместе с ребенком. Теперь наступает очередь коня.

В силу окончания учебного года, произошла некоторая задержка и разрыв между ферзем и конем. С учетом того, что конь – самая сложная фигура в шахматах для изучения, материал готовился несколько дольше, чем обычно. Но вот он и вышел. Все диаграммы с разъяснениями под катом – милости прошу.

Последняя статья про ферзя получилась не самая удачная, поэтому потребовалось некоторое переосмысление и работа над ошибками. В этом материале структура подачи материала будет несколько другой. Материал разбит на несколько тематических частей, после заданий под спойлерами, будут даваться решения. Ниже спойлера будут комментарии к заданиям.

Напомню, данный цикл статей пишется по курсу И.Г. Сухина. Все представленные ниже положения на диаграммах разработаны И.Г. Сухиным и приведены им в учебнике: Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. — Обнинск: Духовное возрождение, 2017. А я излагаю своё видение, как их можно использовать на занятиях, какие типичные трудности могут возникнуть у детей, и как их можно преодолевать. В статье приводится лишь часть положений из указанного учебника — в учебнике их гораздо больше. К учебнику разработано и методическое пособие: Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. — Обнинск: Духовное возрождение, 2015. В нём детально прописано, как следует проводить каждый шахматный урок курса. Также в учебно-методический комплект курса входят программы 3-4 лет обучения, рабочие тетради, тетради для проверочных работ и задачники.

Предыдущие статьи цикла:

Дюжина советов – как научить ребенка шахматам. И не только (вступление).
Изучаем ладью (часть 1).
Изучаем слона (часть 2).
Изучаем ферзя (часть 3).

История

В древних шахматах эта фигура изображала собою «кавалерию» — всадника на коне. В процессе перевода наименований фигур всадник с коня пропал! Но не везде – во многих европейских странах коня продолжают называть наездником. Во Франции шахматный конь — это сavalier (кавалер), в Англии — knight (рыцарь). Отчасти это связано с тем, что в этих странах, в Средние Века, были рыцари, а уж как они любили играть в шахматы… Куда ж тут без рыцаря на доске?
А вот в других языках «человеческая составляющая» из этой фигуры пропала. У нас она называется просто «конь». А например, в Германии (springer), Польше (skoczek), Хорватии (skakač) название его переводится как «прыгун», «скакун».

А еще, в древние времена, были такие кони которые летали! Их называли «Пегасами». Наш конь дальний потомок Пегаса, он тоже умеет летать, но недалеко…

Ход конем

Ход конем в шахматах является одним из самых сложных для изучения. При этом, практически все дети знают что он ходит «буквой Г». Уж как я люблю с ними спорить и говорить что он ходит буквой Л… Ой, не так – «буквой L». Первый взрыв мозга происходит на этом этапе.

Для чего я это делаю – когда дети ассоциируют ход конем с простой для себя буквой, они так же пытаются сказать себе, что это простая фигура. Как бы не так! Если проходить коня с таким подходом – то Вы его не укротите. Скольких ребят (и не только ребят – а и в полнее зрелых мужей за доской) я видел которые коня не чувствуют и не понимают. Да – они знаю ход, которым конь ходит, но одного этого мало.

С изучения хода коня начинается первый урок по коню. Но сначала я привлекаю внимание детей и стараюсь чтобы они в начале урока не были уставшими. Если ребенок не поймет как ходит конь, то ему будет сложно им играть, и против коня бороться.

Изучаем коня (часть 4) - 2

Особый акцент делается на том, что конь единственная фигура которая перепрыгивает через другие фигуры – будь то своя или фигура противника.

Собственно этих объяснений для начала попыток достаточно. Далее начинаются задания, и вот там то у детей возникают сложности. Поэтому первый урок по коню – один из самых сложных в курсе изучения фигур.

Я лично ход конем объясняю детям так – «конь ходит на две клетки прямо, а потом делает соскок на одну клетку в сторону». Вот так (наша буковка Г):

Изучаем коня (часть 4) - 3

Но, как оказалось со временем, некоторым детям удобнее делать ход конем по другому! Вы сами удивитесь (кстати, не самый плохой вариант). «Конь ходит по диагонали на одну клетку, а потом делает по прямой соскок на одну клетку». Вот так:

Изучаем коня (часть 4) - 4

Не нужно детей ломать под Ваше восприятие. Если ему так удобнее – то пусть так запоминает. Те, кто пойдет дальше в шахматах, так или иначе потом будут просто видеть, куда ходит конь.

Перед тем, как Вы начнете с ребенком выполнять задание напомню — все задания ребенок должен самостоятельно расставить на шахматной доске, а затем решить. Решение задания на экране компьютера — является контрпродуктивным для развития мозга ребенка. Учтите это когда даете своему чаду решать задачки. А теперь собственно к ним самым — к задачам.

Приручение коня (этап 1)

Один в поле воин

Те, кто читал предыдущие статьи, знает этот тип заданий. Наша цель – побить все шашки противника, уничтожая каждым ходом одну шашку. В итоге правильным решением, является решение с количеством ходов равным количеству шашек. Ход – шашка.

Напоминаю, что шашки это не шахматная фигура, и они у нас не ходят и не бьют.

Задание 1

Изучаем коня (часть 4) - 5

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 6

Казалось бы – что тут сложного. Прыг да скок… Ан нет! Некоторые дети прям в ступор встают и не могут понять, как им прыгать конем. И вот тут то на помощь приходит паучек!

Изучаем коня (часть 4) - 7

Изучаем коня (часть 4) - 8

Если кто его не узнал – это обычный держатель для планшета. В нем ровно 8 лапок – по количеству ходов коня. Для доски 35 сантиметров (это маленькая доска) – подходит для 7-ми дюймового планшета, для 43 сантиметровой доски – 10-ти дюймовый паучек. Купить его можно в любом компьютерном магазине (ну или на худой конец – я покупаю в Ашане).

Поверьте – дети в восторге от него, но ….! Я обычно его отнимаю, как только вижу что ребенок понял как ходит конь. Из личного опыта, могу сказать, большая часть детей могут обойтись и без него, но (не забываем) – наша цель научить ВСЕХ детей играть в шахматы. И чем легче им будут даваться некоторые задания – тем больший шанс что ребенок полюбит шахматы. Мы не чемпионов растим – а детей развиваем.

Длительность помощи паучком – по пониманию ребенком хода конем. Некоторым надо одно задание, некоторым – все 3. Это индивидуально. Но самое главное – не упустить момент, когда ребенок начал видеть коня. Пусть ему еще сложно, но паука надо забирать. Честно – больше 3х заданий с пауком у меня бывало редко, чаще 2х заданий хватает.

Вернемся к нашему заданию – чаще всего дети, при его решении, уже к середине понимают как надо дальше двигаться конем. Они даже коня могут не просчитывать, а сразу ставят фигуру на поле куда она пойдет. И пусть! Их задача привыкнуть к коню. Даже если ни ход еще не выучили. Любой норовистый скакун должен сначала слиться с хозяином. А это задание, в этом плане, подходит идеально. Если Вы заметите – в нем нет перескоков через фигуры! Наша цель – показать траекторию движения конем.

Задание 2

Изучаем коня (часть 4) - 9

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 10

Это задание немного сложнее предыдущего. Потому что тут конь начинает перепрыгивать через шашки. Дело в том, что многие дети при изучении предыдущих фигур двигают фигуру по доске. Хотя я изначально выставляю требование, чтобы фигура поднималась НАД доской. Но увы – они этого не делают. Но тут вступает в действие конь, и… А тут коня надо поднимать, двигать по доске его не получится – фигуры попадают.

Самое сложное – раскрутиться на первой площадке. Помогать приходится часто. Далее ребенок начинает видеть ходы конем сам.

Задание 3

Изучаем коня (часть 4) - 11

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 12

После предыдущего задания – это задание для отдыха. Никаких перескоков через шашки тут нет, линейный (практически) ход. После двух предыдущих заданий – это служит закреплением пройденного материала.

На самом деле, Вы можете придумать и свои задания для коня, главное чтобы решение было единственно-верным. И второго решения чтобы не было. Для тех, кто далек от педагогики – объясню. Весь курс изучения любого нового материала, строится на задачах «закрытого» типа. Это задачи, у которых есть единственно-верное решение. Это принцип педагогики. Ребенок должен получить знания и умения решать задачи. Да – в жизни таких задач не бывает, но мы к жизни готовимся. А потом эти знания применяем. А в жизни, мы решаем задачи «открытого» типа – у них есть множество верных решений.

Кратчайший путь

Данные задания призваны научить ребенка находить наиболее быстрый способ добраться фигурой «из пункта А в пункт Б». В заданиях этого типа целью является научиться пользоваться особенностями той фигуры, которую мы изучаем. В заданиях этого типа нужно заранее озвучить количество ходов, за которое будет достигнуто поле назначения (оно отмечено крестиком).

Задание 1

Изучаем коня (часть 4) - 13

Пройти до поля помеченного крестиком за 2 хода.

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 14

Самое простое задание. Главное в этом задании – проследить чтобы ребенок правильно нашел решение. Сложного тут нет ничего, чисто задача на затравку и интерес.

Задание 2

Изучаем коня (часть 4) - 15

Пройти до поля помеченного крестиком за 2 хода.

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 16

Это задание кажется легким только на первый взгляд. Очень много детей на нем спотыкаются. Трудность в том, что надо отпрыгнуть конем от цели, а затем вернуться назад. Но решение этой задачи дает понимание что конь не так прост как кажется. Но поверьте мне – это только начало… Дальше будет еще сложнее (для детей естественно).

Задание 3

Изучаем коня (часть 4) - 17

Пройти до поля помеченного крестиком за 3 хода.

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 18

Редко кто из детей 6-8 лет решает ее сразу. Обычно на ней сидят минут 5, иногда 10, иногда 30… Сложность в том, что надо отпрыгнуть вообще в другую сторону от цели. А потом вернуться. Когда дети решают эту задачу – надо очень внимательно следить чтобы ребенок не ушел от решения и старался найти решение. Иногда надо ребенка подталкивать к правильному варианту, иногда подсказывать, иногда делать первый ход. Напомню еще раз – нам надо чтобы у ребенка не исчезло желание заниматься шахматами. Нерешенные задачи отбивают тягу к шахматам, поэтому надо помогать, но в меру. Ребенок должен понимать что задачи не так просты как кажется, но они вполне ему по зубам.

Ну вот, я эти два типа заданий выделил отдельно, после их прохождения – ребенок должен уметь ходить конем. Этот этап – приручение. А теперь дрессировка коня.

Дрессировка коня (этап 2)

Лабиринт

Эти задания – самые-самые сложные из всего курса первоначальной подготовки. Бывают случаи – когда я их даю детям, которые уже умеют играть, и им тоже их сложно решить. А новичкам, которые только-только изучают шахматы – это самые сложные задания.

Напомню, лабиринт выстроенный на шахматной доске из белых шашек надо пройти до конца – до поля с крестиком. На поле помеченное крестиком я обычно ставлю черную шашку (ведь мы играем белыми, а черные наши враги). Бить белые шашки нельзя (это стенки лабиринта). Естественно при решении заданий конем – перепрыгивать стены можно.

У всех заданий, которые я дам ниже, будут свои названия. Я их придумал по ходу обучения, когда задавал детям. Им нравится – мне тоже.

И еще один совет – не пытайтесь решать задания за ребенка. Он догадается сам – поверьте мне. Но иногда надо подсказывать – без этого никуда. Иногда помогать намеками. Но, ни в коем случае не бросайте ребенка один на один с лабиринтом – он должен чувствовать поддержку, даже когда гуляет по такому опасному лабиринту.

Задание 1. Задача на упертость

Изучаем коня (часть 4) - 19

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 20

В решении, само решение, я показал красным. А черным показан путь, которым обычно идут дети. ВСЕ дети идут этим путем. За все время, что я преподаю шахматы, им не пошли единицы (2-3 человека). Чаще всего им везло – они делали первый ход правильно и потом сразу решали задачу. Если первый ход сделан неправильно – то прямая дорога в тупик.

Теперь почему я задачу называю «Задача на упертость». Именно из-за этого черного пути. Не знаю, что смущает детей, но когда они оказываются рядом с вожделенной целью (красным крестиком) то они радуются, но когда начинают ходить дальше – встают в ступор. Начинают откатывать ходы назад, смотреть другие варианты… Но на моей памяти поменять первый ход догадалось 2 или 3 ребенка. Все остальные продолжали упираться и упираться в неправильном решении.

Чаще всего, я им помогаю, чтобы они не застряли окончательно. Но стараюсь сделать это не раньше чем через 10-15 минут после начала решения задания.

Задание 2. Конь умеет танцевать

Изучаем коня (часть 4) - 21

Смешно? А тем не менее. Смотрите.

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 22

В этой задаче ложный (тупиковый) путь – не такой длинный. Дети быстро его отметают. Но их ждет другая неприятность – надо уметь танцевать конем. Достаточно часто они бросают гарцевание конем на пятачке, либо путаясь в полях, либо просто решив, что правильного пути там нет.

Вам следует внимательно следить за ребенком, чтобы он не сильно забросил своего коня, и подсказывать ему – что неплохо продолжить искать ходы дальше.

Задание 3. Ипподром
Изучаем коня (часть 4) - 23

Где как не на ипподроме выкатывать коня? Здесь он катается кругами вокруг доски.

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 24

После решенных предыдущих задач – эта решается легче. Основная проблема в том – что когда мы подходим вплотную к полю с крестиком – нам надо продолжать двигаться дальше. И сделать почти два полных круга.

А в остальном этот лабиринт – не самый сложный по сравнению с предыдущими.

Перехитри часовых.

Дальнейшее развитие лабиринта – перехитри часовых. В данном виде заданий нам необходимо добраться до поля помеченного крестиком, но так, чтобы по пути к нему не попасть под удар фигур противника. Так как этап у нас для начинающих – то это только кони. И да – черные фигуры не ходят – только наш конь.

Еще хочу заметить одну особенность данного вида заданий. Дело в том, что в этих задачах все составлено специально так, чтобы кроме правильного хода конем, других ходов не было! Т.е. с каждого поля конь может сделать только два хода – на то поле откуда он пришел, и на то поле, которое стоит следующим в траектории движения. Т.е. задача для ребенка на самом деле в том, чтобы он видел одно единственное верное поле для хода (и помнил откуда он только что пришел). Все остальные поля либо под ударами черных коней, либо там стоят белые шашки (препятствия).

Задание 1

Изучаем коня (часть 4) - 25

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 26

Главная трудность в решении этой задачи – не бояться черного коня на соседней клетке. Это самое сложное, что приходится преодолевать детям. Ну и еще – научиться видеть те поля, куда бьют неприятельские кони.

Задача 2

Изучаем коня (часть 4) - 27

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 28

Опять же – учимся искать единственный верный ход, и перебарываем боязнь черного коня на соседней клетке.

Задание 3

Изучаем коня (часть 4) - 29

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 30

Ристалище (этап 3)

Я назвал этот этап именно так – потому что тут у нас начинаются схватки с коням противника. И в результате его прохождения, ребенок должен выработать четкое понимание слабых сторон коня.

Захват контрольного поля

В этих заданиях нам тоже необходимо попасть на поле помеченное крестиком. Но главная трудность в том, что черный конь начинает ходить. И в то же время, это плюс в нашу сторону. Основная цель заданий – донести до ребенка то, что надо думать не только о своих фигурах, надо просчитывать ходы противника. Те, кто проходил прошлые задания – знают это. Напомню – перед тем как сделать свой ход надо подумать – а куда пойдет фигура противника?

Задание 1

Изучаем коня (часть 4) - 31

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 32

В этой задаче все очень просто – сейчас черный конь защищает помеченную клетку, но следующим ходом он ее перестанет защищать. Нам достаточно только напасть на нее, а черный конь уйдет сам.

Задание 2

Изучаем коня (часть 4) - 33

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 34

Задача аналогичная первой. Без комментариев.

Задача 3

Изучаем коня (часть 4) - 35

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 36

Эта задача интересна тем, что решение как попасть на помеченное поле искалось в задании №3 «Кратчайший путь». И тем не менее дети этого не помнят. Тут все посложнее чем в предыдущих двух заданиях – надо посчитать каким ходом черный конь будет защищать поле – правильный отчет – каждым нечетным. Т.е. нам надо напасть на поле h1 четным ходом, чтобы черный конь в свою очередь ушел и перестал его защищать.

На самом деле, эта задача не так проста для детей, как Вам может показаться. Объяснения ребенку – мало помогут. Просто сделайте так, чтобы ребенок двигал фигуры. И белые и черные. Как уже писалось в более ранних статьях – чем больше двигаются фигуры по доске – тем быстрее они начинают двигаться в голове. Без этого никуда. А просто объяснениями – дети не поймут что Вы от них хотите.

Ограничение подвижности

В этом задании, Ваша цель – ограничить фигуру противника, так, чтобы потом Вы смогли ее убить. При этом, черный конь ходит. Основной смысл этих заданий, в том, что ребенок должен научиться (пусть и не сразу) передвигать фигуры противника. И пытаться прогнозировать его ходы.

Попутно надо объяснять – конь фигура хоть и прыгучая, но очень малоподвижная. При некотором желании поймать коня – не такая сложная задача.

Задание 1

Изучаем коня (часть 4) - 37

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 38

Конь в углу доски – наверное самая слабая фигура в шахматах. И поймать легко, и бояться его там совершенно незачем. Но для детей попытка поймать коня в углу – достаточно сложная задача сначала. В решении я специально показал ход, куда может пойти черный конь, и это надо показать ребенку тоже.

Вообще — конь в углу слаб (всего 2 хода), конь на краю доски – слаб (не 2, но всего 3-4 хода). Сила коня в середине доски, но ни в коем случае не на краю.

Задание 2

Изучаем коня (часть 4) - 39

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 40

Конь на краю доски. Как уже писалось выше, он и тут слаб. Легко ловится. Черными линиями показаны возможные ходы черного коня, и эти два поля надо перекрыть.

Эту задачу дети решают обычно самостоятельно, но она посложнее чем первая. И поэтому, у них уходит чуть больше времени на нее.

Задача 3. Охота на мустанга

Изучаем коня (часть 4) - 41

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 42

В этой задаче, на первый взгляд, решения нет… Так думают все дети. Но черный конь – ловится! Для этого надо стараться загнать коня на край доски, и не выпускать его оттуда.

Главный метод решения в том, что надо видеть куда пойдет черный конь. И стараться его вернуть назад. Ни в коем случае не выпускать коня в центр. Как только он выскочит на простор – Вы его уже не поймаете.

Задача из всех предложенных – достаточно сложная. Собственно, я обычно практикую опускание детей на землю после эйфории о легкости задач после предыдущих именно на ней. О снова о пользе ходов фигур на доске… Ребенок эту задачу в уме не решит. Взрослому то – и то сложно, а что говорить о детях?

Ну вот – слабые стороны коня мы изучили. Это ограниченность на краю доски, малоподвижность. Чем яснее дети поймут эти особенности коня – тем легче им будет им играть в дальнейшем. Причем осмысленно.

Учимся нападать (этап 4)

Слабые стороны коня мы выяснили. А теперь надо научиться им нападать, и понять его сильные стороны. Начнем.

Напади на фигуру

В этих заданиях решения очень и очень простые. Необходимо просто напасть на черную фигуру, так, чтобы Вас эта фигура не убила. Но в случае с конем, это задание упрощается тем, что конь ходит так, как ни ходит ни одна фигура. А значит, тот на кого мы нападем – на Вас напасть не сможет. Помните – задание сделать один ход и только напасть. Не надо бить фигуру.

Изучаем коня (часть 4) - 43

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 44

Изучаем коня (часть 4) - 45

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 46

Напади на две фигуры

Это задание – банальная вилка конем. Но чтобы ее применять – надо ей научиться. Вот и учим детей вилке – напасть на две фигуры. Опять же – надо только напасть, но не бить фигуру. Дети часто хотят побить черную фигуру, но их надо останавливать. Ведь черные потом сделают свой ход.

Задание 1.

Изучаем коня (часть 4) - 47

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 48

Задание 2.

Изучаем коня (часть 4) - 49

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 50

Задание 3.

Изучаем коня (часть 4) - 51

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 52

Побей незащищенную фигуру

В этом задании на необходимо уже убить ту фигуру которая без защиты. Тут отрабатываем два навыка – способность видеть на кого нападает наш конь, и кого защищают черные фигуры.

Изучаем коня (часть 4) - 53

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 54

Изучаем коня (часть 4) - 55

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 56

В бой! (этап 5)

Ну вот, мы готовы пойти в бой с фигурами противника. Теперь все начинается по серьезному.

Перехитри часовых

Смысл заданий в том же – надо добраться до поля помеченного крестиком. По пути не становиться на поля с белыми шашками, и не попадать под удар черных фигур. Черные фигуры не ходят.
Кажется легко? Ну попробуйте.

Задание 1

Изучаем коня (часть 4) - 57

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 58

Про нюанс решения подобных задач писалось выше – у коня обычно один ход для движения вперед. Эта задача небольшое исключение – есть тупиковые развития. Например g3-e2-тупик. Дети при решении могут наталкиваться на эти варианты и должны их отсекать и идти дальше. А так – задача не самая сложная.

Задание 2

Изучаем коня (часть 4) - 59

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 60

Почему то эту задача дети редко решают сразу. Тут тупиковое решение так и тянет детей к себе – f2-g4-h6-тупик. От этого решения дети не любят отказываться, и раз за разом продолжают его долбить. Хотя надо всего лишь сделать другой второй ход.

Задание 3

Изучаем коня (часть 4) - 61

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 62

Когда эту задачу расставляют на доске – от обилия фигур у детей разбегаются глаза. Но решение очень простое – у коня в каждый момент времени есть всего лишь один ход. И его надо сделать. Все остальные ходы – заблокированы черными фигурами. Но задачка решается сложно и долго.

Сними часовых

Задачи подобные предыдущим, но тут нет контрольного поля, зато есть фигуры противника. Их то и надо побить. На белые шашки становиться нельзя, черные фигуры не ходят.

Задача 1

Изучаем коня (часть 4) - 63

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 64

Опять же – из каждого положения коня есть только один ход. Остальные перекрыты (либо тупик на поле d1). Сами проверьте. А вот дети чаще всего не видят этого единственного хода…

Задание 2

Изучаем коня (часть 4) - 65

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 66

Более интересная задача. Дело в том, что на первый взгляд у коня множество ходов, но все они на проверку оказываются тупиковыми. А правильный путь под спойлером.

Задача 3

Изучаем коня (часть 4) - 67

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 68

И здесь все аналогично. Ну за исключением того, что фигур много. Но ход – везде единственный.

Захват контрольного поля

И снова захват контрольного поля. Только теперь с другими фигурами, а не только с конями.

Задание 1

Изучаем коня (часть 4) - 69

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 70

Задание 2

Изучаем коня (часть 4) - 71

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 72

Задание 3

Изучаем коня (часть 4) - 73

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 74

Во всех заданиях надо использовать малоподвижность коня. Эта его особенность проходилась ранее, поэтому тут мы это знание закрепляем лишний раз.

Ограничение подвижности

И снова ограничение подвижности, но уже на всех ранее пройденных фигурах. Как говориться – без комментариев.

Задача 1

Изучаем коня (часть 4) - 75

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 76

Задача 2

Изучаем коня (часть 4) - 77

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 78

Задача 3

Изучаем коня (часть 4) - 79

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 80

Выпускной экзамен (этап 6)

Игра на уничтожение

Смысл заданий простой – необходимо определить кто победит: белые или черные. Первый ход белых. Фигуры ходят по очереди. Единственная загвоздка – размер доски. Это 3х3, 4х4, 2х3 и так далее. И если Вам кажется что эти задания все простые – послушайтесь меня. Когда я на коне даю эти задачи в классе раздается вой (Уууууу, опять….). Хотя при прохождении этих задач на ладье они им радуются. В начале.

Задание 1

Изучаем коня (часть 4) - 81

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 82

Задание 2

Изучаем коня (часть 4) - 83

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 84
Порядок ходов помечен цифрами.

Задание 3

Изучаем коня (часть 4) - 85

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 86
Порядок ходов помечен цифрами.

Задание 4

Изучаем коня (часть 4) - 87

Решение

Изучаем коня (часть 4) - 88

Заключение

Вот и все. Коня прошли. Не самые легкие задачи, особенно лабиринты. Но как показывает мой опыт – практически у всех детей, которые проходят эти задания, конь не вызывает в дальнейшем никаких сложностей. Я сравниваю по другим детям, которые занимаются сопоставимое время. Мы пересекаемся на турнирах и я бывает с чужими детьми поигрываю и смотрю что у них и как.

Естественно, если ребенок занимается на результат, спору нет. Он конем будет шпарить как истинный шахматист. Но повторюсь, опять, наша задача развить детей. Кто хочет – пусть потом идет в шахматы, кто не хочет – пусть занимается другими делами. Танцами, например. У меня много девочек, и цели сделать из них шахматисток не стоит. Задача школы и дополнительного образования – всестороннее развитие ребенка. И шахматы тут выступают серьезным подспорьем.

Сделаю еще одно отступление – те дети, которые не проходили предыдущие фигуры – очень плохо потом справляются с конем. Ладья, слон, ферзь – они служат как бы подготовкой к сложному коню. Когда ребенок выходит на коня он не должен думать, как ходят другие фигуры – он их должен знать. Если он будет отвлекаться на слона или ферзя – ему будет сложнее понять коня. И, вполне возможно, приведет к отторжению в дальнейшем самих шахмат.

Хочу обратить внимание (в который уже раз) — цель данного курса в развитии ребенка. Ни в коем случае не в подготовке его к чемпионству. Я неоднократно готовил детей к школе изучая ходы шахматных фигур. Системность и постоянство проведения занятий дают ребенку иногда больше чем зубрежка материалов по другим предметам. При этом, дети воспринимают шахматы как игру, а это облегчает коммуникацию с ними. Возраст 6 лет — самое то для подготовки к школе и для начала изучения шахмат. Главное — не отбить интерес к обучению и к шахматам.

Если Вы заметите — в начальном курсе практически нет игры на полной доске. И это оправдано — полный комплект фигур для ребенка 6-7 лет чаще всего слишком сложен для понимания. То что ребенок в этом возрасте не умеет просчитывать свои ходы и ходы противника — это факт. Поэтому все спортивные секции в этом возрасте — это издевательство над детьми в первую очередь. Вам как родителю никто не запрещает издеваться над ребенком, но обращайте в первую очередь на его психологическую устойчивость. Не все дети могут и умеют проигрывать. представляете какой это стресс для ребенка? А если Вы вдобавок еще и требуете результат?

Я использую шахматы как инструмент для развития. Но не в коем случае не как цель. Да — если попадется ребенок который хочет и может стать мастером — это хорошо. Но тут есть проблема — вырастить такого мастера очень и очень сложно. На это надо годы времени и море работы. Причем — работы тренера с опытом. Пытаясь воспитать мастера дома, своими силами — я уверен, у вас это не получится. Доверьте этот момент профессионалам если уж хотите вырастить разрядника. Но сами не беритесь.

Если же Вы хотите добра своему ребенку, то развейте его с помощью шахмат. Курс И.Г. Сухина «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» для этого подходит идеально.

P.S. Меня иногда в комментариях спрашивают по поводу занятий с более младшими детьми (4-5 лет). Могу сказать что у И.Г. Сухина есть книга «Шахматы для самых маленьких». Там возраст как раз с 3-4 лет. Вполне доступно для ребенка этого возраста. Научить ходить фигурами по этой книге можно. Она ежегодно переиздавалась с 2000 года, последнее переиздание было в 2018 году.

Автор: andyshark1974

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js