Использование кодовой базы проекта Chromium в качестве SDK для разработки кроссплатформенных приложений

в 11:54, , рубрики: c++, chromium, cross-platform, open source, ненормальное программирование, эксперимент

Помимо вполне понятной официальной документации (Chromium Wiki), существуют и статьи о том, как получить исходный код и собрать проект Chromium (например).

Я же хотел рассказать о том, как на основе этого кода можно создавать приложения на C++, способные компилироваться и выполняться на нескольких операционных системах и архитектурах. Конечно, для этой цели уже существуют библиотеки, такие как Qt и boost. Но именно поэтому данная статья относится к разделу 'ненормальное программирование', ведь никто всерьез не рассматривает код Chromium как основу для кроссплатформенного приложения.

Однако, если задуматься, то становится понятно, что это вполне возможно, и даже не очень сложно.
Ведь в проекте Chromium есть система сборки, с помощью которой собирается как сам проект, так и все
нужные зависимости. Такие библиотеки, как boringssl, ffmpeg, freetype2, hunspell, ICU, jsoncpp, libjpeg, libxml, openh264, protobuf, gtest, sqlite и, конечно, v8, поставляются, обновляются и несложно подключаются для использования.

Командой Chromium написаны такие компоненты, как логирование, строки и интернационализация, работа с ресурсами приложения (строки, изображения, бинарные данные), работа с сетью и файлами, графика, в том числе 3D, IPC, UI фреймворк для нескольких платформ, и много чего еще. Все это покрыто большим (хотя и не стопроцентным) количеством тестов, включая performance тесты.

Замечу, я не пытаюсь доказать, что это лучше любой знакомой вам библиотеки, быстрее, удобнее, или просто очистит вашу карму. Нет, это просто эксперимент и в некоторой степени рассказ о том, из чего состоит такой сложный и большой проект, как современный браузер.

Так что я решил показать, как можно создать небольшое приложение, демонстрирующее работу с некоторыми сущностями из базовой библиотеки Chromium.
Если данный материал покажется интересным, можно будет подробнее разобрать работу с сетью, графикой, UI и прочим. Это не справка по имеющемуся API в Chromium, скорее демонстрация того, как работать с базовыми вещами, которые нужны практически в любой программе.
Нужно учитывать то, что кодовая база постоянно меняется, какие-то части больше подвержены изменениям, какие-то меньше. Это всё же совсем не фиксированный публичный API.

Не стану останавливаться на том, как скачать код и настроить окружение, всё это подробно описано в статьях по приведенным ссылкам. Будем считать, что у нас уже есть depot_tools в нашем $PATH (нужны утилиты gn и ninja), исходный код получен и готов к сборке в директории chromium/. Сборка всего проекта Chromium нам не понадобится, по крайней мере на первом этапе.

Создадим в chromium/src директории нашего приложения, sample_app и sample_app/src.
В sample_app/src будет размещён код приложения, а все команды я буду приводить относительно текущей директории chromium/src/sample_app.

Чтобы получить сразу весь код приложения из статьи, можно склонировать репозиторий https://github.com/dreamer-dead/chromium-sample-app.git

$ pwd
/Users/username/chromium/src

$ git clone https://github.com/dreamer-dead/chromium-sample-app.git sample_app

$ cd sample_app/

Давайте начнем с точки входа нашего приложения и базового конфига для системы сборки.

src/sample_app.cc

int main() {
  return 0;
}

src/BUILD.gn

# SampleApp

executable("sample_app") {
  output_name = "sample_app"
  sources = [
    "sample_app.cc",
  ]
}

Chromium использует такие инструменты, как GYP и GN для генерации ninja-файлов, описывающих этапы сборки проекта. GN — это следующий этап развития генератора ninja-файлов, он гораздо быстрее GYP, написан на С++ вместо Python, и его синтаксис более дружелюбен для человека. Так что будем использовать именно его, хотя на данный момент Chromium поддерживает сборку и с GYP тоже.

В своем билд-конфиге sample_app/src/BUILD.gn задаём имя таргета, итоговое имя исполняемого файла и перечисляем файлы с исходным кодом. Выглядит вполне понятно, не так ли?
Хотя все небольшие файлы конфигов выглядят понятно, хоть CMake, хоть Makefile.

Для того, чтобы GN увидел конфиг нашего проекта, нужно сослаться на него в корневом файле chromium/src/BUILD.gn, наложив такой патч

Diff для патча корневого BUILD.gn
src/root_BUILD_gn.patch

diff --git a/BUILD.gn b/BUILD.gn
index 0fa2013..729157d 100644
--- a/BUILD.gn
+++ b/BUILD.gn
@@ -906,3 +906,7 @@ template("assert_valid_out_dir") {
 assert_valid_out_dir("_unused") {
   actual_sources = [ "$root_build_dir/foo" ]
 }
+
+group("sample_app") {
+  deps = [ "//sample_app/src:sample_app" ]
+}

Если был сделан чекаут репозитория, то для этого можно выполнить команду

$ (cd .. && git apply sample_app/src/root_BUILD_gn.patch)

После добавления нашего таргета в общий билд-конфиг мы можем собрать наше приложение.

$ gn gen --args=is_debug=true --root=../ ../out/gn
$ ninja -C ../out/gn sample_app

Таким образом, мы указали, что собираем отладочную сборку, генерируем ninja-файлы сборки в директории chromium/src/out/gn/ и корневой билд-конфиг располагается в chromium/src/

Давайте добавим консольный вывод в наше приложение и покажем, что как минимум нам доступна стандартная библиотека С++.

src/sample_app.cc

#include <iostream>
#include <string>

int main(int argc, const char* argv[]) {
  std::cout << "Hello from SampleApp!" << std::endl;

  return 0;
}

Повторив команду для сборки и запустив приложение, мы должны увидеть наше приветствие:

$ ninja -C ../out/gn sample_app
$ ../out/gn/sample_app
Hello from SampleApp!

Одним из базовых классов в любом приложении является строка. Chromium использует класс строки из библиотеки C++, std::basic_string<>, в большей степени используются UTF16 строки(base::string16, это typedef для std::basic_string) и легковесный string-view класс base::StringPiece.
Давайте попробуем использовать строки и преобразования между разными кодировками.

src/sample_app.cc

#include <iostream>
#include <string>

#include "base/strings/utf_string_conversions.h"

namespace {

void StringsSample() {
  std::cout << base::WideToUTF8(L"This is a wide string.") << std::endl;
  std::wcout << base::UTF8ToWide("This is an UTF8 string.") << std::endl;
  std::cout << base::UTF16ToUTF8(base::UTF8ToUTF16(
                   "This is an UTF8 string converted to UTF16 and back."))
            << std::endl;
}

}  // namespace

int main(int argc, const char* argv[]) {
  std::cout << "Hello from SampleApp!" << std::endl;

  StringsSample();

  return 0;
}

src/BUILD.gn

executable("sample_app") {
  output_name = "sample_app"
  sources = [
    "sample_app.cc",
  ]

  deps = [
    "//base"
  ]
}

Мы добавили нужную нам теперь зависимость от таргета //base в BUILD.gn и смогли использовать нужные функции.
Как видите, ничего сложного, за всю работу под капотом отвечает библиотека ICU, которая доступна нам без каких-либо дополнительных действий.

Команда для сборки не меняется,

$ ninja -C ../out/gn sample_app

Ninja автоматически перестроит файлы при изменении .gn конфига.

От строк можно перейти к командной строке приложения и ее разбору.
Пожалуйста, имейте ввиду, что весь код классов в src/base писался ровно под те нужды, что были у команды Chromium. Если вам покажется странным, что какого-то функционала нет, или наоборот, что написан избыточный код, учитывайте это.

src/sample_app.cc

#include "base/command_line.h"
#include "base/files/file_path.h"
#include "base/logging.h"

void CommandLineSample() {
  using base::CommandLine;

  DCHECK(CommandLine::ForCurrentProcess())
      << "Command line for process wasn't initialized.";

  const CommandLine& command_line = *CommandLine::ForCurrentProcess();

  std::cout << "Application program name is "
            << command_line.GetProgram().AsUTF8Unsafe() << std::endl;

  if (command_line.HasSwitch("bool-switch")) {
    std::cout << "Detected a boolean switch!" << std::endl;
  }

  std::string string_switch = command_line.GetSwitchValueASCII("string-switch");
  if (!string_switch.empty()) {
    std::cout << "Got a string switch value: " << string_switch << std::endl;
  }
}

int main(int argc, const char* argv[]) {
  CHECK(base::CommandLine::Init(argc, argv))
      << "Failed to parse a command line argument.";

  std::cout << "Hello from SampleApp!" << std::endl;

  StringsSample();
  CommandLineSample();

  return 0;
}

Теперь можем запустить собранную программу с ключами и посмотреть на вывод:

Запуск с разными ключами командной строки

$ ninja -C ../out/gn sample_app
$ ../out/gn/sample_app --bool-switch --string-switch=SOME_VALUE
Hello from SampleApp!
This is a wide string.
This is an UTF8 string.
This is an UTF8 string converted to UTF16 and back.
Application program name is ../out/gn/sample_app
Detected a boolean switch!
Got a string switch value: SOME_VALUE

Здесь продемонстрированы одновременно классы для работы с командной строкой, абстракцией для файловых путей и немного с библиотекой логгинга. Так, вызов CHECK() проверит результат вызова CommandLine::Init и в случае неудачи выведет в лог строку "Failed to parse a command line argument." и завершит приложение. При этом в случае успеха operator << для потока логирования не будет вызван и накладных затрат на печать не будет. Это важно, если такое логирование связано с вызовом нетривиальных функций.

Проверка DCHECK (debug check) будет выполнена только в отладочной сборке и не будет влиять на выполнение программы в релизе.

Продолжая говорить о логе программы, рассмотрим следующий код, включающий и использующий логирование

src/sample_app.cc

void LoggingSample() {
  logging::LoggingSettings settings;

  // Set log to STDERR on POSIX or to OutputDebugString on Windows.
  settings.logging_dest = logging::LOG_TO_SYSTEM_DEBUG_LOG;
  CHECK(logging::InitLogging(settings));

  // Log messages visible by default.
  LOG(INFO) << "This is INFO log message.";
  LOG(WARNING) << "This is WARNING log message.";

  // Verbose log messages, disabled by default.
  VLOG(1) << "This is a log message with verbosity == 1";
  VLOG(2) << "This is a log message with verbosity == 2";

  // Verbose messages, can be enabled only in debug build.
  DVLOG(1) << "This is a DEBUG log message with verbosity == 1";
  DVLOG(2) << "This is a DEBUG log message with verbosity == 2";

  // FATAL log message will terminate our app.
  if (base::CommandLine::ForCurrentProcess()->HasSwitch("log-fatal")) {
    LOG(FATAL) << "Program will terminate now!";
  }
}

Здесь мы сначала инициализируем подсистему логирования для записи в STDERR, а затем выводим сообщения в лог с разными уровнями.
Последнее же сообщение с уровнем FATAL завершит выполнение программы, и выведет стек-трейс, если сможет.
Добавим вызов функции LoggingSample() в main() и проверим работу программы с заданным уровнем логирования (приведен вывод на Mac OS X):

Запуск с разными уровнями логирования

$ ninja -C ../out/gn sample_app
$ ../out/gn/sample_app --v=2 --log-fatal
Hello from SampleApp!
This is a wide string.
This is an UTF8 string.
This is an UTF8 string converted to UTF16 and back.
Application program name is ../out/gn/sample_app
[0303/202541:INFO:sample_app.cc(51)] This is INFO log message.
[0303/202541:WARNING:sample_app.cc(52)] This is WARNING log message.
[0303/202541:VERBOSE1:sample_app.cc(55)] This is a log message with verbosity == 1
[0303/202541:VERBOSE2:sample_app.cc(56)] This is a log message with verbosity == 2
[0303/202541:VERBOSE1:sample_app.cc(59)] This is a DEBUG log message with verbosity == 1
[0303/202541:VERBOSE2:sample_app.cc(60)] This is a DEBUG log message with verbosity == 2
[0303/202541:FATAL:sample_app.cc(64)] Program will terminate now!
0   sample_app                          0x000000010f276def _ZN4base5debug10StackTraceC2Ev + 47
1   sample_app                          0x000000010f276f93 _ZN4base5debug10StackTraceC1Ev + 35
2   sample_app                          0x000000010f2b53a0 _ZN7logging10LogMessageD2Ev + 80
3   sample_app                          0x000000010f2b2c43 _ZN7logging10LogMessageD1Ev + 35
4   sample_app                          0x000000010f235072 _ZN12_GLOBAL__N_113LoggingSampleEv + 1346
5   sample_app                          0x000000010f2342e0 main + 288
6   sample_app                          0x000000010f2341b4 start + 52
7   ???                                 0x0000000000000003 0x0 + 3

Trace/BPT trap: 5

$ ../out/gn/sample_app
Hello from SampleApp!
This is a wide string.
This is an UTF8 string.
This is an UTF8 string converted to UTF16 and back.
Application program name is ../out/gn/sample_app
[0303/203145:INFO:sample_app.cc(51)] This is INFO log message.
[0303/203145:WARNING:sample_app.cc(52)] This is WARNING log message.

Также видно, что есть довольно жесткое, но полезное правило — на каждую сущность/класс есть один файл, имя которого соответствует файлам с кодом. Так, класс FilePath нужно искать в заголовочном файле base/files/file_path.h, а его реализация находится в base/files/file_path.cc.
Это очень облегчает навигацию по коду и поиск нужных классов и функций.

Давайте рассмотрим более сложный код, например, для перечисления содержимого текущей директории.

src/sample_app.cc

#include "base/files/file_enumerator.h"
#include "base/files/file_util.h"

void FilesSample() {
  base::FilePath current_dir;
  CHECK(base::GetCurrentDirectory(&current_dir));

  std::cout << "Enumerating files and directories in path: "
            << current_dir.AsUTF8Unsafe() << std::endl;

  base::FileEnumerator file_enumerator(
      current_dir, false,
      base::FileEnumerator::FILES | base::FileEnumerator::DIRECTORIES);
  for (base::FilePath name = file_enumerator.Next(); !name.empty();
       name = file_enumerator.Next()) {
    std::cout << (file_enumerator.GetInfo().IsDirectory()
        ? "[dir ] "
        : "[file] ") << name.AsUTF8Unsafe() << std::endl;
  }
}

И точно так же добавим в main().
Как видно, использование класса base::FileEnumerator не представляет особого труда, и в результате мы смогли получить список файлов в текущей директории:

Вывод приложения

$ ninja -C ../out/gn sample_app
$ (cd src/ && ../../out/gn/sample_app)
Hello from SampleApp!
This is a wide string.
This is an UTF8 string.
This is an UTF8 string converted to UTF16 and back.
Application program name is ../../out/gn/sample_app
[0303/203629:INFO:sample_app.cc(51)] This is INFO log message.
[0303/203629:WARNING:sample_app.cc(52)] This is WARNING log message.
Enumerating files and directories in path: /Users/username/chromium/src/sample_app/src
[file] /Users/username/chromium/src/sample_app/src/BUILD.gn
[file] /Users/username/chromium/src/sample_app/src/sample_app.cc

Обычно программа состоит не только из файла main.cc, так что давайте добавим самостоятельный модуль для некоего API в наш проект. Не так важна сейчас суть кода в новом модуле, это же демонстрация, можно всегда возвращать true к примеру.
Создадим заголовочный файл и файл с реализацией нашей новой функции:

src/sample_api.h

#ifndef SAMPLE_APP_SAMPLE_API_H_
#define SAMPLE_APP_SAMPLE_API_H_

namespace sample_api {

// Do some black magic.
bool CallApiFunction();

}  // namespace sample_api

#endif  // SAMPLE_APP_SAMPLE_API_H_

src/sample_api.cc

#include "sample_app/src/sample_api.h"

namespace sample_api {

bool CallApiFunction() {
  return true;
}

}  // namespace sample_api

После этого можно написать юнит-тесты на нашу функцию.
Сделаем это и добавим новые файлы в наш проект.

Код наших тестов

src/sample_api_unittest.cc

#include "sample_app/src/sample_api.h"

#include "testing/gtest/include/gtest/gtest.h"

namespace sample_api {

namespace {

TEST(SampleApi, ApiFunctionTest) {
  EXPECT_TRUE(CallApiFunction());
}

}  // namespace

}  // namespace sample_api

src/BUILD.gn

import("//testing/test.gni")

executable("sample_app") {
  output_name = "sample_app"
  sources = [
    "sample_app.cc",
    "sample_api.cc",
    "sample_api.h",
  ]

  deps = [
    "//base",
  ]
}

test("sample_app_unittests") {
  sources = [
    # TODO: Extract these API files as a library.
    "sample_api.cc",
    "sample_api.h",
    "sample_api_unittest.cc",
  ]

  deps = [
    "//base/test:run_all_unittests",
    "//testing/gtest",
  ]
}

Использовать библиотеку GTest довольно несложно, но нужно добавить в проект зависимость "//testing/gtest", а для удобства еще и "//base/test:run_all_unittests". Это избавит нас от необходимости писать код для запуска тестов проекта, за это будет отвечать код в src/base/test/run_all_unittests.cc.

Перегенерируем ninja файлы для проекта и соберем наши тесты:

$ ninja -C ../out/gn sample_app_unittests

Запустим тесты:

$ ../out/gn/sample_app_unittests 
IMPORTANT DEBUGGING NOTE: batches of tests are run inside their
own process. For debugging a test inside a debugger, use the
--gtest_filter=<your_test_name> flag along with
--single-process-tests.
Using sharding settings from environment. This is shard 0/1
Using 8 parallel jobs.
[1/1] SampleApi.ApiFunctionTest (0 ms)
SUCCESS: all tests passed.
Tests took 0 seconds.

Отлично, все тесты прошли!
После того, как тесты написаны, а код нашего API добавлен в проект, можно его использовать.

src/sample_app.cc

#include "sample_app/src/sample_api.h"

void UseSampleAPI() {
  if (sample_api::CallApiFunction()) {
    std::cout << "Magick!" << std::endl;
  }
}

Вот так просто.
В итоге наша программа может работать с разными кодировками, с файловой системой, выполняет разбор своей командной строки, способна рапортовать в лог об ошибках и использует новый код с test coverage приближающийся к 100%.
При этом билд-конфиг проекта очень маленький и читабельный, а компилироваться и исполняться
код может на разных платформах, и без единого #ifdef в нашем коде.
Разве не здорово?

Конечно, чтобы использовать весь арсенал классов, имеющихся в проекте, нужно будет прочитать много
кода и документации (что иногда одно и то же), или спрашивать в рассылках, потому что никаких особенных
обучающих материалов, справочников по API и готовых примеров нет.
Более того, кодовая база живая и постоянно меняется, хоть и в лучшую сторону.
Так что повторюсь, все что вы прочли, должно использоваться на свой страх и риск =)

Статья и так получилась гораздо длиннее, чем я предполагал, так что на этом пока все.
Спасибо, что дочитали!

Ссылки

Автор: dreamer-dead

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js