Рационально-чувственный выбор сложной бытовой техники из примерно одинаковых альтернатив

в 9:07, , рубрики: альтернативы, выбор, звук, мозг, Научно-популярное, наушники, оптимизация, психология, разум, чувства, Эмоции

На технических форумах очень часто встречаются ситуации, когда кто-то затрудняется с выбором из нескольких примерно аналогичных, схожих вариантов. Например, на форуме клуба «Фото.ру» вообще есть отдельный раздел «Помогите выбрать».
Жалобы, как правило, примерно такие: «хочу купить NN, выбрал несколько моделей, перечитал все обзоры, спецификации, перелопатил форумы – но сделать окончательный выбор не могу».
В данном материале будет изложена методика такого выбора на примере высококачественных наушников для прослушивания музыки.

По ходу изложения станет ясно, почему именно они выбраны в качестве объекта. Далее по тексту я буду использовать в качестве синонима расхожий жаргонный термин «уши», просто короче.

Формирование технического задания (ТЗ)
Я знаю много случаев, когда серьезные организации заключают договора на помощь в составлении ТЗ. Поскольку сами его сформулировать не могут.

Применительно к отдельному человеку чаще используют не термин ТЗ, а выражение «осознать, что же ты хочешь». Это действительно весьма сложная задача, для решения которой индивид должен, как я обычно выражаюсь, «созреть».
Дешевые вкладыши часто входят в комплектацию мобильных телефонов, поэтому эксплуатировать наушники современный человек начинает вроде как «самопроизвольно». К некоторым моделям телефонов наушники идут уже вполне приличные, поэтому часть людей может вообще не осознать, что можно и нужно купить наушники лучшего качества. Это первый шаг: осознать, что имеющихся ушей не хватает.

Затем нужно осознать, где будут использоваться уши. Если на улице и в шумных помещениях – то они могут быть и с активным шумоподавлением. Если в жилой комнате, то нужно понимать, будет ли музыка мешать окружающим. Если да, то выбор сводится к закрытым наушникам. Если же нет, то лучше брать открытые (здесь не буду пояснять, почему).
Затем нужно подумать о конструктиве. Наушники можно вставить в слуховые каналы, повесить на ушные раковины, надеть на голову. Последний вид делится на два подвида: прижимные (когда чашки наушников прижимаются к уху) и охватывающие (когда ухо полностью охватывается чашкой). Выбор у каждого свой, я предпочитаю охватывающие открытые наушники. О них далее и пойдет речь (просто в качестве конкретного примера).
Дальше еще много вопросов, в т.ч. бюджет, который вы готовы на это дело выделить.
Чем полнее и точнее вы сформулируете ТЗ, тем больше вероятность, что результат (наушники) вам в итоге понравится.

Обзор рынка
На этом этапе нужно решить, на какой рынок мы ориентируемся (нам доступен). Если это российская розница, то нужно пойти на Яндекс-маркет и выбрать открытые охватывающие модели в интересующем ценовом интервале.

Прежде всего, нужно исключить из рассмотрения тех производителей, которые не умеют делать уши. Есть такой английский термин «core competence», который означает, что производитель обладает всей совокупностью компетенций, необходимых для выпуска действительно конкурентоспособной продукции определенного вида. Приведу примеры: Xerox умеет делать классные копировальные аппараты, Canon – фотокамеры, Panasonic – микроволновые печи, Olympus – диктофоны и фотокамеры. Высококлассные наушники для прослушивания музыки умеют делать (в том смысле, что это было многократно доказано и надежно известно) те фирмы, что включены в таблицу ниже плюс еще несколько: Sony, Shure, Philips, приближается к этому уровню Fostex. Перечень фирм очень легко составить, почитав тематические форумы. Важно понимать, что наушники от Bosh или Asus (они есть в нашей рознице) включать в рассмотрение нет смысла, несмотря на то, что фирмы очень известные. Но они известны в других областях, компетенции в выпуске ушей у них нет. Более сложные случаи — компании Logitech или Plantronics. Они умеют делать компьютерные уши и гарнитуры. Но слушать качественные музыкальные записи лучше в наушниках вышеназванных производителей.

Тут возникает первый важный момент – нужно определиться, какого качества звук вы хотите иметь. Вариантов море: от дешевого смартфона с вкладышами за 3000 руб. за все — до изостатических наушников за сотни тысяч рублей и стационарного комплекта аудиотехники за миллионы. Ключевыми факторами, определяющими выбор, являются:
• Ваша физиологическая способность слышать. В сети есть тесты, по которым можно определить, звук какого тона вы можете воспринимать. Например, я давно уяснил, что выше 14 кГц я звук не слышу. Значит, покупать уши, способные воспроизводить 25 кГц мне прямого смысла вроде нет. (Специально формулирую несколько расплывчато, т.к. до конца непонятно, реагирует ли психика на те подпороговые сигналы, которые формально не осознаются как звук в собственных органах слуха.)
• Ваше субъективное желание того или иного уровня качества воспроизведения аудио. Это вещь субъективная. Кто-то может всю жизнь просидеть на встроенной звуковой карте своего компьютера с дешевыми китайскими ушами. А кому-то вдруг этого становится мало.
• Ваш бюджет. Ценник на качественные открытые охватывающие уши начинается от 10 000 руб. Если у вас их нет, то нужно пересмотреть ТЗ.

Да, так важный момент заключается в том, как понять, какого качества звука вы хотите добиться. Для этого нужна способность это качество оценивать. Т.е. определенная «наслушанность», опыт в прослушивании материала ваших любимых жанров. Сама же оценка (любая, именно поэтому это важный момент!) всегда производится в системе координат от -1 до +1 (или от 0 до 1, это непринципиально). Да, это наше любимое «черное-белое», «добро-зло», «наихудшее и наилучшее».

Сначала о наихудшем звуке. В наушниках понять, насколько плохим может быть звук, достаточно просто. Достаточно взять дешевый смарт и копеечные вкладыши. Но в принципе задаче уяснения того, где находится точка «-1» нужно уделять серьезное внимание. Например, многим людям кажется, что их жизнь – это полное гуано! Но когда они имеют возможность увидеть, насколько плохо приходится другим, они осознают, что их-то жизнь по таким меркам еще очень даже ничего.

Принципиально важно попытаться понять, найти и услышать идеальный звук. Т.е. поставить точку «+1». К слову «идеал» многие относятся с усмешкой. Но проблема в том, что без понимания того, что является идеалом в данной области, невозможен осознанный выбор. Принципиально важен порядок действий. Вначале нужно отвлечься от «всех мелочей бытовых» (с), забыть про бюджет и прочие проблемы – и услышать реально крутые уши на лучшей аппаратуре. К счастью, сейчас для этого достаточно зайти в хороший магазин, где есть возможность прослушать разные наушники.
Так вот, вначале вы определяете абсолютный идеал. Неважно, что почти всегда он недоступен, важна точка отсчета. И лишь потом можно начинать накладывать ограничения (задавать граничные условия конкретной задачи).
Чем точнее вы поставите реперные точки «-1» и «+1», тем точнее будут ваши сравнительные измерения в этих координатах.

Матрица выбора
Итак, вы имеете определенный опыт прослушивания музыкального материала, осознали, какие примерно наушники хотите иметь, определились с бюджетом и ознакомились с текущим состоянием рынка. В результате в вас в списке кандидатов на покупку должны остаться 3-5 моделей
image

И вот здесь наступает очередь рационального размышления с помощью т.н. матрицы выбора (другие названия «матрица Пью» (Pugh), «матрица средневзвешенного выбора» и пр.).

Однако, прежде чем начать строить матрицу (таблицу), нужно понять, что у нас будет в колонках и что в столбцах. С колонками понятно – там те 3-5-7 моделей ушей, которые вы отобрали. А вот в строках должны быть названия тех критериев (технических характеристик моделей), по которым вы будете оценивать эти модели. (Столбцы и колонки можно поменять местами, это дело вкуса и привычки.)

Проблема не в том, чтобы найти эти критерии, они перечислены в спецификациях наушников. Проблема в том, чтобы вы определились, а какие из них являются наиболее важными для вас. Степень важности задается т.н. «весовым коэффициентом», которые вы присваиваете критериям в вашем списке. Диапазон таких коэффициентов вы должны выбрать сами: например, от 1 до 5. Напомню, это не просто цифры, это числовое выражение вашей оценки важности данного фактора. В других выражениях, это формализация ваших «хотелок».
Для ушей среди самых важных можно выделить «частотный диапазон», «чувствительность», «сопротивление» (напомню, мы уже решили, что это будут охватывающие открытые наушники, поэтому эти характеристики в матрицу не включаются). Дальше начинаются субъективные заморочки, с которыми каждый разбирается самостоятельно: длина кабеля, возможность отсоединить кабель, материал чашек, материал амбушюр, вес, продолжительность гарантии и т.п. Далее по ходу изложения некоторые из этих критериев будут рассмотрены отдельно.

В результате вы должны получить таблицу примерно такого вида
image
После этого вы плотно зарываетесь в спецификации и заполняете таблицу цифрами от 0 до 10. Например, уши, описание которых у меня сейчас открыто на втором мониторе, имеют частотный диапазон от 4 до 120 000 Гц. Это очень круто, поэтому цифра «10». Если другие уши имеют 20-20000 Гц (это фактически стандарт, нижняя планка, с которой начинаются качественные наушники), то им можно поставить «5». Важно не лукавить и выставлять эти цифры максимально объективно, именно на основе спецификаций производителей и надежных обзоров.
При этом в скобках рядом с цифрой вы сразу пишите итоговую величину с учетом весового коэффициента. Если мы присвоили частотному диапазону данных наушников оценку «5», а весовой коэффициент этого фактора также оценили в «5», то 5х5=25. Именно эта цифра является вашей итоговой оценкой данной модели по данному критерию.
После этого нужно просто просуммировать значения в колонках. Та модель, которая набирает больше всего баллов и является первым претендентом на покупку.

image

Отдельно поясню, что есть разные способы оценки. Например, широко распространен способ, когда выставляют оценки не от 0 до 10, а 3 или 5 значений по принципу «-;0;+» (если значений 5, то добавляются «--» и «++». Тогда внизу будет не сумма баллов, а сумма плюсов и минусов (напомню, плюс на минус дают 0) с учетом весовых коэффициентов. Оценка «0» в этом случае выставляется по всем параметром какой-то одной модели, которую выбирают как базовую. Что выбрать за «базу» — дело ваше. Наиболее рационально, на мой взгляд, присвоить все нули той модели, о которой у вас уже есть предварительного позитивное мнение. И уже относительно нее сравнить конкурирующие решения, поверяя свои ощущения реальными цифрами характеристик.

Хочу подчеркнуть, что описываемый здесь метод – не мое изобретение. Я лишь популярно и кратко излагаю его как часть более общей методики рационально-чувственного выбора.

Еще один момент, о котором нужно помнить. Сама процедура неторопливого вдумчивого заполнения матрицы – она, во-первых, способствует более полному усвоению информации. Во-вторых, она имеет определенное психотерапевтическое значение (особенно для легковозбудимых людей, часто затрудняющихся с выбором).

Чувственный выбор
Итак, мы отобрали 3 заведомо хороших по характеристикам модели от признанных производителей наушников. Но я специально описываю метод на примере ушей – для них сухих цифр заведомо недостаточно.
Поэтому далее мы идем в фирменный магазин, торгующий широким ассортиментом наушников (москвичам-аудиофилам этот магазин хорошо известен, но здесь я его не называю, дабы не заниматься рекламой). Наша задача – пощупать своими руками выбранные модели и ощутить, какие эмоции и чувства они вызывают в нашей душе. Как «в натуре» выглядят, проявляются сухие цифры чувствительности или изгибы АЧХ.

При этом сохраняется и рациональный компонент, правда уже субъективный. К таковым я отношу, например, посадку наушников на мою голову, в т.ч. насколько сильно они на нее давят (от этого зависит, насколько комфортно вам будет сидеть в ушах долгими часами). Полностью ли охватывают амбушюры мои немаленькие уши, и пр.
Но главным, безусловно, является звук, впечатление от прослушивания. При этом предполагается, что используется высококачественная демонстрационная запись близкого вам жанра на одном и том же высококлассном усилителе. В упомянутом салоне можно принести свои записи.

Тут я хочу сделать отступление. Главная идея этого материала – о том, что никакой выбор никогда не бывает полностью логичным и на 100% рациональным. Это важно понять и принять.
Проблема обыкновенно в том, что люди (особливо мужчины) считают сухой рационализм, прагматизм и железную логику неотъемлемыми чертами homo sapiens. Т.е. они сознательно давят в себе чувственное восприятие, полагая это огромным недостатком.
Однако тут нужно вспомнить, что процесс мышления протекает на 99% бессознательно. В сознании манифестируются лишь некоторые фрагменты. А чувства, возникающие при тестировании наушников (или другого объекта выбора) – они проистекают в т.ч. и из этого имплицитного процесса в вашем подсознании. Т.е. это не что-то постыдное, это часть вашей Самости. И это нужно принять как норму и научиться использовать.
Поэтому эмоции и чувства нужно при тестировании не игнорировать – а, наоборот, прислушиваться, различая тончайшие нюансы. Давить в этот момент нужно попытки что-то «рационально калькулировать», это отвлекает от главного.

Итоговый результат чаще всего выражают фразами «это мое», «ложится на душу». Или не выражают в словах, но ощущают отчетливые позитивные эмоции.

Поскольку субъективная эмоционально-чувственная оценка адресуется не столько к разуму, сколько к душе (в понятии, близком к понятию Самости), то нужно обращать внимания на мелочи. Я для себя называю это «складывается» или «не складывается». Удачные приобретения совершаются в дни, когда все складывается. Вовремя подошел трамвай/троллейбус, продавец-консультант попался компетентный и доброжелательный, демонстрационная композиция вызывает позитивные эмоции и т.д. Т.е. вся (или большинство) совокупность «примет» говорит о том, что процесс позитивный. Хотя, безусловно, наличие этих совпадений еще ничего не гарантирует.
Тут важнее другое – если процесс изначально не заладился, «не идет», то не нужно переть буром до полной победы над здравым смыслом. Я называю это состояние «решение/выбор еще не созрело». Эти признаки, скорее всего, означают, что мысли, всплывшие в вашем сознании из глубин подсознательного, еще не оптимальны и неокончательны.
Когда выбор созрел, окончательное решение «всплывает» легко и четко. Если этого нет, то лучше отправить мысли опять в подсознательное (это не моя шутка, это реальная рекомендация из умных книг по технологиям мышления). Т.е. в прямом смысле забыть о проблеме, переключиться на другие задачи.

Таким образом, главная цель чувственного этапа выбора наушников – услышать в своей душе ощущение «это мое», почувствовать, что этой вещью я хочу обладать, она мне нравится!

Отдельно оговорюсь, что если речь идет о выборе не такой интимной вещи, как наушники – а, к примеру, о холодильнике или мультиварке, то на этом этапе на передовую лучше выпустить вашу боевую подругу. Женщины выполняют такой чувственный выбор намного глубже, быстрее и тоньше, чем мужики. А мы чувствуем себя спокойно, поскольку подстраховались на этапе составления матрицы выбора (по-хорошему, она должна была участвовать и в этой работе). Т.е. подруга выбирает не из абы чего – а из заведомо удовлетворительных альтернатив.

Выбор продавца (места покупки)
Покупать уши в салоне, где вы их слушали – далеко не оптимальный вариант. Целью посещения была не покупка, а окончательный выбор конкретной модели наушников. Теперь встает задача выбора продавца и/или места покупки.
Если говорить в принципе, то здесь нужно повторить вышеописанную процедуру составления матрицы выбора. Только в качестве критериев выбрать такие позиции, как цена, цена доставки, гарантия и пр. Поэтому подробно описывать этот этап я не стану. Упомяну лишь несколько важных моментов.

Во-первых, российский рынок весьма своеобразен. Если некоторые группы технически сложных товаров продаются по ценам близким или даже чуть ниже, чем в зарубежным магазинах – то другие группы продаются с 2-3-кратной наценкой. А поскольку цена вопроса (качественные уши) достаточно высока, не нужно ограничивать себя только нашим рынком. К примеру, за качественной одеждой иногда проще слетать в Милан, чем дико переплачивать в Москве.

Вопрос этот не самый простой, потому что при покупке за границей техники, как правило, теряется гарантия. И это второй важный момент при приобретении товаров длительного пользования.
Свой цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) с усилителем для наушников я приобретал в Германии. А зеркальную камеру и 3 объектива к ней – в США. Причем один объектив был категории «refurbished», т.е. «восстановленный». Смысл такого подхода в том, что один и тот же товар в России и в Германии может сильно отличаться. Например, шоколадом Ritter Sport моя жена в Германии наслаждалась. А когда купила его же здесь, в Москве – возмущенно вопила несколько минут. Настолько он оказался непохож на немецкий вариант. Аналогичная ситуация с китайской техникой. По моему опыту, почему-то даже дешевые китайские товары в США или Германии лучше, чем формально те же самые товары в России.
Т.е. если принимать эти моменты во внимание, вполне возможно отказаться от гарантии при покупке в надежном иностранном магазине.

Еще один момент – покупка техники, бывшей в употреблении. Это вопрос более субъективный, многие люди брезгливо относятся к таким моментам. Однако, если это не критично – то приобретение наушников б/у (с последующей заменой амбушюр на новые) является хорошей идеей, поскольку за те же деньги можно приобрести модель более высокого класса.

Таким образом, выбор места покупки и продавца – это отдельная самостоятельная задача выбора и оптимизации. И это нужно отчетливо понимать.

Акт присвоения
Если вы думаете, что с приобретением наушников методика рационально-чувственного выбора благополучно закончена – то это ошибка.
Проблема в том, что многие люди не могут вовремя остановиться и продолжают изводить себя мыслями и «чуйствами» на тему «а не ошибся ли я?» или «что-то мне вот это не нравится».

Ситуация выглядит следующим образом. С одной стороны, вы вложили свой ум и душу в то, чтобы выбрать для себя, любимого, наушники. И вот они у вас в руках. С другой стороны, это чуждый вам предмет, который вы видите второй раз (если первым считать прослушивание) в жизни. Неродной, чужеродный. Задача заключается в том, чтобы совершить, как я выражаюсь, «акт присвоения». Сделать его своим. Или слиться с ним в единое целое. Чтобы наушники вошли в ваш «ближний круг» и стали его неотъемлемой частью.

Тут могут быть разные психологические нюансы и ситуации. Например, когда я включил недорогую компьютерную аудиосистему 2.1 первый раз – то был сражен наповал уровнем звука. Да, это было давно и мой уровень восприятия звука был другой. Но я о другом – никаких усилий не потребовалось, я сразу полюбил эту систему и использую ее до сих пор (поскольку наилучший звук у меня в наушниках). С другой стороны, ситуация, когда вы после вдумчивого выполнения всей процедуры, купили что-то такое, с чем не можете жить – это странно и маловероятно. Наиболее реальный вариант заключается обыкновенно в том, что какие-то особенности приобретения будут восприниматься вами как непонятные, непривычные, неудобные. Естественно, на фоне общей радости от покупки долгожданных ушей.
Рецепт для подобных ситуаций известен давным-давно. Формулируется он по-разному, один из вариантов звучит как «стерпится – слюбится».
Пушкин сказал это намного изящнее:
«Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она.»

Е.Онегин

Т.е. речь идет о том, что не стоит горячиться и торопиться с выводами. Нужно дать себе время привыкнуть, адаптироваться к новой детали в вашем ближнем круге. К особенностям приобретенных наушников. Высочайшая способность к адаптации – одна из сильнейших черт человеческой расы. С вероятностью 99,9999% через несколько дней вы если не влюбитесь, то привыкните к своим новым ушам.

Самое же плохое, что можно сделать в такой ситуации – это сожалеть о своем выборе. Это не мужское поведение. Мужчина делает выбор – а потом при необходимости готов за него ответить. Но не жалеть! (Реально я считаю, что сказанное относится и к женщинам. Но не могу за них говорить, поскольку женщиной не являюсь.)

О нарушениях волевой регуляции
Как я уже упоминал, если факторы не складываются и ситуация не созрела – то правильнее будет отложить выбор, дать ему время созреть. Умение, способность вовремя одуматься, притормозить или даже дать задний ход – признак зрелой личности.

Однако, встречаются люди, которые патологически неспособны осуществить выбор в различных жизненных ситуациях. Т.е. акты безволия повторяются раз за разом. Слово «патологически» использовано неслучайно. Такое поведение находится за гранью нормы, а человек нуждается в помощи психотерапевта. Там даже есть всякие интересные термины вроде «абулия» или «апраксия».

Это я к тому, что выполнение вышеописанной методики позволяет осуществить обдуманный и прочувствованный выбор подавляющему большинству людей. (Упор здесь не на моей методе, вы можете использовать другую, – а на способности что-то выбрать в принципе.) А вот если у вас раз за разом в разных ситуациях с различными объектами выбрать не получается – это повод серьезно задуматься.

Заключение
• Человеческий выбор никогда не бывает на 100% рациональным, он всегда рационально-чувственный. Это нужно принять как аксиому и научиться слышать свои эмоции и чувства. Использовать эту информацию для принятия решений. И ни в коем случае не пытаться давить эмоции, страдая неумным педантизмом и перфекционизмом.
• Здесь описана полная методика выбора. Ее желательно выучить до автоматизма, чтобы большая ее часть выполнялась в подсознании «на автомате». В этом и заключается процесс совершенствования своего мыслительного аппарата. Ответ же на вопрос, нужно ли выполнять в данном конкретном случае полную процедуру или нет – зависит от конкретного случая. В общем можно сказать, что чем сложнее и неочевиднее выбор из имеющихся альтернатив, тем полезнее будет выполнение максимально полной методики.
• Область применения метода – это выбор сложных субъективно высокоценных объектов в условиях наличия примерно равных альтернатив. Причем оценка объекта в значительной степени определяется эмоционально-чувственными факторами. Если перейти с наукообразных выражений на простой язык, то метод можно использовать не только для покупки наушников. С его помощью можно отбирать, например, кандидатов на работу на фирме, выбирать место/страну проживания, и т.д.
• Эта статья не содержит принципиальной новизны. Все компоненты по-отдельности давным-давно известны. Важным и ценным является методический подход, предусматривающий осмысленный синтез рационального и чувственного. Взрослые люди обычно уже хорошо понимают разницу между «сказать» и «сделать». То, что здесь написано – легко сказать. Но научиться реально качественно выполнять этот комплекс действий – сложно.

Автор: Elpi

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля