Как поездка в отпуск изменила жизнь основателя Salesforce Марка Бениоффа

в 11:05, , рубрики: cloud-сервисы, CRM-системы, oracle, salesforce.com, базы данных, бизнес-модели, венчурные инвестиции, облачные технологии, Развитие стартапа, управление разработкой

image

Марк Бениофф — знаменитый калифорнийский предприниматель, успешный бизнесмен, миллиардер, основатель одного из крупнейших облачных провайдеров и разработчиков CRM-систем Salesforce.com. С августа 2012 года — член совета директоров Cisco.

Как выяснилось, создание специальных систем по управлению взаимоотношениями с клиентами (CRM) — дело прибыльное. Себе господин Бениофф «назначил» $31,3 миллиона, его подчиненные в среднем получают $151 512. Иными словами, на $1 зарплаты программиста приходятся $207 вознаграждения генеральному директору.

Бениофф владеет 5% акций Salesforce при оценке компании в $56,06 миллиарда. Его состояние оценивается в $4,2 миллиарда.

22 мая 2015 года стало известно о переговорах Microsoft и Salesforce о ее покупке, но стороны не договорились о цене. Microsoft предлагала за крупнейшего после Oracle производителя облачного софта порядка $55 миллиардов. Марк Бениофф поднял цену до $70 миллиардов.

Интерес к Salesforce также проявляют Oracle, IBM и SAP.

Однако, по всей видимости, он рассчитывает на то, что покупатели не предложат больше. Бениофф все-таки не намерен продавать компанию: позже он заявил, что хочет сам принимать судьбоносные решения в компании, а именно сейчас Salesforce переживает самый интересный период за всю историю своего существования.

Родом из детства

Марк Бениофф родился 25 сентября 1964 года в Сан-Франциско.

Компьютерами Марк начал увлекаться еще в юности. С 14 лет он часами не отходил от витрин с компьютерами в магазине RadioShack. Ведь своей собственной домашней ЭВМ у него тогда не было. Впрочем, это не помешало Марку еще в школе написать несколько игр для системы Atari, которые разошлись неплохим тиражом и позволили ему не только обзавестись новенькой «Тойотой», но и оплатить часть счета за обучение в колледже.

В университете Южной Калифорнии Бениофф проявил себя не менее ярко. После учебы Марк был удостоен степени бакалавра в области науки и искусств, а также — почетной степени МВА.

image

Карьера

В студенческие года Бениофф сменил множества мест работы – он работал в области торговли, маркетинга и в прочих сферах.

Но уже на следующий день после получения диплома его приняли на работу в Oracle, где он поначалу лишь принимал звонки от клиентов. Марк быстро стал одним из лучших менеджеров по продажам, к 23-летнему возрасту заработал звание «Новичка года». К 26 годам он дослужился до поста вице-президента. В Oracle отмечали, что он был самым молодым вице-президентом в компании.

В роли вице-президента Бениофф отвечал за множество вещей — от разработки продукции до маркетинга и продаж, но известен был скорее своими «большими идеями» и умением запускать новые продукты.

Однажды он организовывал запуск весьма специфического программного обеспечения, предназначенного для узкого круга клиентов. Подготовка к презентации новинки проводилась в условиях повышенной секретности. Короткие сообщения для прессы и партнеров содержали лишь смутные намеки на загадочный «Проект Икс», а перед началом пресс-конференции всех участников мероприятия попросили подписать бумаги о неразглашении и надеть специальные браслеты-пропуски.

В результате публика едва ли не штурмом брала ворота выставочного центра в Сан-Франциско, где проходила премьера продукта. Лифты и эскалаторы еле-еле справлялись с толпами желающих попасть на презентацию, а самого Бениоффа заинтригованная публика встретила овацией.

Однако сам по себе продукт вряд ли заслуживал столь бурного начала продаж.

Бывший президент компании Oracle Рей Лейн был уверен, что неплохие идеи Марка «компенсировались» низкими доходами, которые приносили его проекты, а также отсутствием должного уважения к политике компании и ее корпоративной культуре.

Злые языки утверждали, что Бениофф тратил на мерчандайзинг вроде футболок и бейсболок больше денег, чем могли бы принести продажи продуктов, сбытом которых он заведовал. В конечном итоге Ларри Эллисон сформировал для своего любимчика отдельный департамент, где тот мог осуществлять любые безумные проекты.

Salesforce: начало

В 1998 году, взяв отпуск, Марк отправился в шестимесячное турне по Индии и Гавайям. Вернулся он другим человеком, полностью пересмотревшим жизненные ценности. «Дело было не в иудаизме, не в буддизме или Oracle, — вспоминает Бениофф. — Скорее в моем понимании персонального лидерства — внутри себя, семьи, компании и мира в целом. Мне хотелось показать всем что-то новое».

image

Марк основал Salesforce в марте 1999 года совместно с Паркером Харрисом, Дэйвом Мёленхоффом и Френком Домингесом. Изначальная идея заключалась в специализации на рынке CRM-систем и предоставления доступа к ним исключительно как услуги по подписке.

До сих пор неясно, кто был истинным автором проекта: он сам, Эллисон или кто-то еще из тогдашних директоров Oracle. Марк же не раз утверждал, что никогда не пытался приписать себе все лавры первооткрывателя. Но однажды добавил: «Вообще-то это была моя идея».

Как бы то ни было, Ларри Эллисон предложил Марку попробовать осуществить проект вне Oracle. И в марте 1999 года Бениофф запустил первый офис Salesforce — в пустой квартире прямо напротив своей собственной. Терять ему было нечего. Если бы проект не удался, Марк в любой момент мог вернуться в Oracle. К тому же Эллисон выступил еще и в роли венчурного инвестора, выделив на запуск компании около $2 миллионов — в дополнение к $6 миллионам, вложенным самим Бениоффом. Так что, стартовала молодая фирма с весьма высокой позиции.

Таким образом, начальными инвесторами проекта были Бениофф, Марк Искаро, Ларри Эллисон, Хелси Майнор, Магдалена Йесиль, Игорь Силл, а также инвестиционная компания Geneva Venture Partners. За год до краха доткомов, в марте 1999 года, компания зарегистрировалась с названием Salesforce.com.

Основными доводами, которыми изначально пользовалась компания для убеждения заказчиков подписаться на услуги Salesforce.com, были: возможность аутсорсинга информационных технологий, защита от сбоев и оперативная техническая поддержка (так как все аппаратные ресурсы располагаются в зоне физической доступности поставщика), снижение совокупной стоимости владения информационными технологиями.

Сама Salesforce.com обеспечивает себе существенную экономию ресурсов вследствие мультиарендности — поддержки нескольких экземпляров приложений на одном экземпляре платформенного программного обеспечения.

Марк нанял трех молодых программистов, которым поручил разработку платформы. Идея их не слишком захватила, но связи Бениоффа в Кремниевой долине показались им весьма привлекательными с точки зрения получения будущих заказов.

Задача была довольно простой — написать софт для отдела продаж, который был бы не только доступен через Интернет, но и столь же прост, как интерфейс Amazon или Yahoo.

Куда сложнее сотрудникам оказалось понять самого Бениоффа, способного на весьма экстравагантные поступки. Шеф то развешивал по офису фотографии далай-ламы, то приглашал своего тренера по йоге на совещания, то приходил на ответственные мероприятия в гавайских рубашках, а проводить собеседования с новыми работниками доверял своей подруге.

Несмотря на столь «креативную» обстановку, к лету 1999 года рабочая версия платформы была готова, и Бениофф на время оставил все дела в Oracle — впрочем, не сжигая мостов. Вскоре Salesforce.com получила своего первого наемного гендиректора — бывшего сотрудника Oracle Джона Диллона.

Переломный момент

Но вскоре интересом к новому рынку вдруг воспылала корпоративная альма-матер — Oracle. Софтверный гигант запустил в разработку аналогичный продукт. Бениофф возмутился и перестал разговаривать с Эллисоном, вынудив последнего покинуть совет директоров Salesforce. А через некоторое время начались конфликты между Бениоффом и Диллоном, который также ушел из проекта — передав Марку все бразды правления. Наблюдатели начали сомневаться в успехе дела. Экстравагантные методы Бениоффа нравились не многим, особенно в свете того, что здоровый консерватизм в В2В-секторе зачастую ценится гораздо выше.

Между тем Бениофф продолжал удивлять публику. Он не просто объяснял клиентам, что его услуги выгодны и качественны, но и осваивал роль технологического пророка, повсюду повторяя свою формулу о «конце софта» (разумеется, традиционного — именуемого еще «проприетарным»). Но главное — Бениофф во всеуслышание заявил, что «положит конец Microsoft».

Конечно, Microsoft существует и по сей день, но через три года выручка компании превысила $50 миллионов, число клиентов перевалило за шесть тысяч, а сама Salesforce в 2004 году удачно вышла на IPO.

Salesforce: наши дни

В текущий период времени Salesforce.com предоставляет услуги и продукцию, которая переведена на пятнадцать языков мира, 43 600 клиентам и имеет более 1 000 000 подписчиков.

Под наименованием Force.com компания предоставляет PaaS-платформу для самостоятельной разработки приложений, а под брендом Database.com — облачную систему управления базами данных. Кроме того, у компании есть два внутренних проекта – Sales Cloud и Service Cloud.

Функциональная часть CRM-системы для поддержки процессов продаж выделена компанией в продукт под наименованием Sales Cloud. Специалисты по продажам компании-подписчика с помощью Sales Cloud ведут данные о потенциальных клиентах, взаимодействуют с ними, выставляют им счета, взаимодействуют с другими специалистами по продажам, проводят маркетинговые кампании, анализируют и сегментируют клиентскую базу.

Service Cloud — функциональная часть CRM для обеспечения процессов обслуживания и поддержки клиентов. Система позволяет компаниям-подписчикам построить сайт самообслуживания и поддержки своих клиентов, специалисты по поддержке получают возможность взаимодействовать с клиентами, вести базы знаний (Salesoforce.com использует для этой функциональности термин knowledge as a service — рус. знание как услуга), управленцы компании-подписчика получают инструменты для анализа эффективности сервисных процессов

Force.com — программная платформа, на которой разработаны Sales Cloud и Service Cloud, предоставляемая подписчикам для самостоятельной разработки приложений и расширений для CRM-системы Salesforce.com. Для разработки пользователями используется собственный Java-подобный язык Apex и собственное средство проектирования Visualforce с выходным форматом на основе XML, обеспечивающее генерацию пользовательских HTML/AJAX- и Flex-интерфейсов. Платформа предоставляется исключительно по подписке, в рамках концепции PaaS.

Под брендом и соответствующим доменным именем Database.com с 2011 года компания предлагает подписчикам облачную систему управления базами данных, являющуюся также слоем обработки данных платформы Force.com. При этом заказчики могут использовать базы данных, развёрнутые на этом сервисе, и как слой данных для приложений на платформе Force.com, так и целиком для сторонних приложений.

Salesforce.com заявляет об эластичности обработки данных средствами СУБД в том смысле, что в случае неожиданного роста нагрузки на базу данных, ей немедленно будут предоставлены необходимые вычислительные ресурсы.

image

В 2009 году основатель и глава Oracle Ларри Эллисон (первый инвестор Salesforce.com, предоставивший Бениоффу $2 миллиона собственных средств) иронически отозвался об инновационности решений Salesforce.com и используемой компанией облачной риторике. Он заявил, что их технологический стек полностью построен на вполне традиционных решениях – Oracle Database и Oracle Fusion Middleware.

Спасти Cisco

2 августа 2012 года Cisco заявила о вхождении Марка Бениоффа в состав совета директоров компании. В Cisco уверены, что приход в команду Бениоффа хорошо согласуется с новой стратегией развития, которая включает в себя ориентированность на предоставление облачных услуг.

В рамках реализации этой стратегии глава компании Джон Чемберс в течение последнего года проводит политику «встряски» и ротации топ-менеджмента. В 2012 году компания объявила о намерении сократить 2% персонала (около 1300 рабочих мест).

Джон Чемберс надеется, что Марк Бениофф будет полезен Cisco своими идеями в области облачных вычислений и социальных проектов.

Благотворительность

В 2000 году Марк Бениофф основал филантропический фонд Salesforce, посредством которого оказывает существенную поддержку множеству компаний и организаций.

В 2014 году Марк запустил кампанию под названием «SF Gives», которая бросила вызов технологическим компаниям и призывала их за 60 дней собрать $10 миллионов для реализации некоммерческих программ в Сан-Франциско.

Бениофф также призвал другие корпорации следовать его модели 1/1/1, согласно которой компания должна отдавать на благотворительные нужды 1 процент своего капитала, 1 процент своих ресурсов и 1 процент времени своих сотрудников.

image
Более того, он и его жена Линн лично пожертвовали $200 миллионов детской больнице при Калифорнийском университете в Сан-Франциско.

Хобби

Марк Бениофф пишет книги о бизнесе.

image

Кроме того, миллиардер много времени уделяет изучению восточной литературы. Одна из его любимых книг — Sun Tzu's The Art of War.

image

Автор: semen_grinshtein

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля