Уважение к учителю или «Профессор, а где Ваш репозиторий на GitHub?»

в 21:30, , рубрики: Исследования и прогнозы в IT, переводы, учеба, Учебный процесс в IT

Уважение к учителю или «Профессор, а где Ваш репозиторий на GitHub?»

Несколько последних лет преподавания дали мне понятие о том, что знают мои студенты и что они готовы узнать о программировании. В результате я немного подкорректировал свои учебные планы. Преподаватель должен быть гибким.

Некоторые из моих студентов — гики. У них уже есть достаточно много опыта в программировании, иногда даже на столь экзотических языках, как Clojure. Я надеюсь, что их время, потраченное на мои занятия, будет столь же полезно, как и для менее опытных учеников. Даже продвинутые студенты обычно много ещё не знают о построении сложных программных систем.

После интересного разговора с одним из таких студентов я подумал о роли доверия между учителем и учеником. Студент вынужден верить, что его профессор знает достаточно, чтобы его учить. Большинство студентов действительно в это верит, основываясь на авторитете университета или учёной степени лектора. Это делает работу преподавателя слегка полегче, да :). Если учитель будет вынужден перед каждым уроком, для каждого отдельного ученика доказывать свою квалификацию и право преподавать предмет — дела пойдут намного медленнее.

Как только преподавание курса было начато, каждое взаимодействие профессора и студента либо усиливает первоначальное доверие, либо разрушает его. Это одна из самых важных частей учебного процесса и, к сожалению, это не то, на чём фокусируются многие преподаватели.

Работа с продвинутыми студентами — это вызов, особенно если в аудитории присутствуют также менее опытные ученики. Большинство того, о чём на уроках рассказывается, как о новой информации, является текущим (или даже уже пройденным) уровнем более сильных слушателей. Рассказывая какую-то базовую вещь, преподаватель усиливает доверие к себе среди обычных студентов, но одновременно, теми же словами, он уменьшает свой авторитет среди опытных.

"Зачем мне слушать профессора, рассказывающего об архитектуре ООП-приложений, если я уже написал десятки классов и тысячи строк кода? Может ли этот человек научить меня чему-то, чего я не знаю? Достаточно ли он профессионален?"

Это справедливый вопрос. Очень важно получить доверие сильной части студентов. Для меня, когда я был студентом, это не было проблемой. Я учился хорошо и знал многое — но я верил опыту своего профессора. Мне это давалось легко, казалось чем-то естественным. Но не все студенты согласны с такой позицией.

За годы преподавания я приложил много усилий для получения этого доверия. Без него у меня не было бы шанса научить сильных студентов чему-то новому, сделав их тем самым еще сильнее.

К счастью, нынче мы живем в мире, который предоставляет множество интересных средств и возможностей. Помимо преподавания я могу заниматься собственным проектами и я очень люблю, когда студенты спрашивают меня: «Профессор, а над чем Вы работаете в свободное время?». Я жду того дня, когда среди студентов станет нормой подойти к преподавателю и спросить «А где Ваш репозиторий на GitHub'е?». Ответ на этот простой вопрос даст возможность учителю заслужить доверие самых требовательных учеников. Конечно, если учитель его действительно достоин.

Автор: tangro

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js