Летучие мыши-вампиры, ангелы и краудфандинг

в 23:20, , рубрики: crowdfunding, краудфандинг, переводы, Социальные сети и сообщества

Летучие мыши вампиры, ангелы и краудфандинг
Гэрри Картер довольно неплохо справляется со сбором средств на свои исследования летучих мышей-вампиров. По крайней мере, что касается небольших грантов, таких, как Sigma Xi или Cosmos Club Foundation. Однако деньги очень трудно найти. «Я даже взял академический отпуск, чтобы провести полевые исследования, т.к. не хотел оплачивать обучение в институте», делится он своими проблемами. Когда Картер услышал о новом вебсайте www.petridish.org, организующем сбор средств от пользователей интернета, он решил попробовать…

Он записал видео на три с половиной минуты с рассказом о своем проекте по изучению летучих мышей-вампиров. Когда какая-то из мышей возвращается с успешной охоты, остальные обступают её, и мышь делится добычей, отрыгивая съеденную кровь, которую остальные пьют из её рта. В своем рассказе Картер объясняет, что он бы хотел исследовать систему двухстороннего альтруизма, по которой летучие мыши делятся друг с другом, причём неважно, родственники они или нет. Целью Картера было собрать 4500 долларов, чтобы заплатить сотрудникам, чтобы они ухаживали за новой колонией летучих мышей в своей лаборатории Университета Мэриленда и проводили анализ ДНК. На всё про всё у него было два летних месяца.

«У нас на сайте сбор средств происходит по принципу «все-или–ничего», говорит Мэтт Зальцберг, соучредитель сайта Petridish (“чашка Петри”). Это означает, что если проект не достиг своей цели к поставленному сроку, ни одна кредитка не пострадает». Это типичная модель для краудфандинга. Изобретатель, режиссер фильма или ученый размещает свою идею на сайте, проводит некий маркетинг через социальные сети и надеется, что его проект вдохновит людей на пожертвования. В свою очередь, доноры могут получить какой-то положительный результат. За пожертвование в 600 долларов, к примеру, Картер предлагал право назвать одну из летучих мышей; те, кто пожертвует 1000 долларов, будут упомянуты в научной статье, а также для них будет устроен тур по лаборатории.
Идея с краудфандингом научных исследований прижилась. За шестимесячную историю сайта Petridish.com 80% проектов достигли своих целей по сбору средств, говорит Зальцберг. В среднем люди жертвуют 70$, но некоторые особо щедрые благодетели внесли тысячи долларов. Петридиш взимает 5% с собранных средств, но только, если проект достигает своей денежной цели.

Вот примеры других успешных проектов с сайта Петридиш:
— Проведение ДНК-картирования волков на острове на Верхнем озере (Онтарио), на которое исследователи собрали больше 10 000 долларов
— Группа из Йеля собрала более 7 000 долларов на тестирование окрестных колодцев и прудов на наличие хозяйственных реагентов, таких, как порошки или лекарства.
— Один астроном собрал более 12 000 долларов (на 2 000 больше, чем цель проекта) – для исследования лун за пределами солнечной системы.

Еще несколько сайтов присоединились к Petridish.com в области краудфандинга научных проектов. Такие сайты, как scifundchallenge.org, theopensourcescienceproject.com и fundageek.com, похожи на Petridish.org, но у каждого есть своя особенность. Сайт «Спонсируй гика» (Fundageek), к примеру, позволяет исследователям оставлять себе те средства, которые они собрали, даже если целевая сумма не достигнута. «У нас уже есть ряд успешных проектов», говорит Дэниэл Гутьерез, основатель и генеральный директор Fundageek. «Пока еще их не очень много, но все стоят того, чтобы ими гордиться». По мнению Гутьереза, краудфандинг особенно полезен для студенческих летних проектов, т.к. они обычно не требуют больших денег. Кстати, коммерческие проекты на fundageek.com, в отличие от некоммерческих, подчиняются принципу «все-или-ничего».

В отличие от других типов группового инвестирования, владельцы проекта в случае краудфандинга сохраняют за собой все права на интеллектуальную собственность или прибыль, полученную от профинансированного проекта, что делает краудфандинг более похожим на благотворительность, чем на инвестиции.

Гутьерез считает, что по закону он не имеет права предложить благотворителям акции для любого из проектов, которые они спонсируют – по крайней мере, пока. Но Акт ДЖОБС (Jumpstart Our Business Startups), который подписал в этом году Барак Обама, позволит компаниям США собирать до 1 миллиона долларов через краудфандинг и даст донорам шанс заработать прибыль от своих инвестиций. Брэд Уэбб, партнер компании Claremont Creek Ventures, которая инвестирует в биологические компании, видит роль краудфандинга в том, чтобы помочь бизнесам запуститься. В его области стартапы часто получают первые деньги от так называемых «ангелов-инвесторов», богатых индивидуумов или групп, которые складываются вместе на инвестиции. И по мере того, как компания растет, «…она начинает идти по стопам ангелов. Так что краудфандинг, если он сработает – а никто пока этого не знает – как раз займет эту нишу», говорит Уэбб.

В июне 2012 года Картер достиг успеха и собрал нужную сумму на проект с летучими мышами – вампирами, даже на 200$ больше заявленной. «Я был потрясен. В первую же неделю кто-то из Интернета, кого я вообще не знаю, пожертвовал порядка 1000$», делится он впечатлениями.

Этот опыт показал ему, что иногда люди могут действовать так же альтруистично, как и летучие мыши.

Автор: karagota

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля