Альтруизм, эгоизм, инстаграм. Взгляд физиолога на поведение в социальных сетях

в 12:19, , рубрики: Песочница, метки: , , ,

image

Если вы активно пользуетесь социальными сетями, то, вероятно, каждый день в вашей ленте появляются десятки, если не сотни, репостов с кулинарными рецептами, высказываниями великих людей, обучающими видео, вдохновляющими выступлениями знаменитостей и, в особенности, личными фотографиями. Ваши старшие родственники, наверняка, могут похвастаться лишь парой семейных фото в лучших традициях советского фотоателье, одна из которых, скорее всего, будет свадебной, а другая — в кругу семьи. Наша с вами реальность выглядит иначе. Инстаграм пестрит фотографиями со стаканами кофе из «Старбакса», суши, новыми кедами, гаджетами, котиками и бесчисленными селфи. Ко всему этому добавляются километровые теги, соизмеримые с сатирическими рассказами Зощенко. Но зачем мы публикуем эти фото? Почему у нас улучшается настроение, когда количество лайков к посту переваливает за сотню, и отчего мы впадаем в депрессию, когда друзья скупятся на одобрение очередного фотошедевра?

А виновата во всем как всегда эволюция. В одной из своих передач известнейший британский натуралист и телеведущий Дэвид Аттенборо сказал: «There is one ultimate goal — to pass our genes. That is what life is all about.» Я уверена, многие со мной не согласятся, если я заявлю, что смысл нашей жизни сводится только к передаче своих генов будущему поколению. С точки зрения отдельно взятой личности – нет, с точки зрения гена – несомненно.

Эволюционный принцип гласит – «выживает самый приспособленный». Эта основа – естественный отбор. Проще говоря, выживает и, соответственно, оставляет своей след в генофонде популяции самый умный, красивый, здоровый и проворный. Разумеется, для того, чтобы передать гены будущему поколению нужны, для начала, как минимум две особи. Сами того не замечая, мы совершаем поступки, направленные на демонстрацию своих качеств всем потенциальным партнерам. Чем выше наши качества по определенному признаку – тем выше вероятность спаривания с себе подобным.

Говоря о качествах, сразу вспоминается павлиний хвост, накачанный мужской торс и бицепсы или широкие женские бедра и желание слабого пола красить губы красной помадой. Несмотря на то, что на ум приходят самые банальные примеры («если этот павлин, — думает самочка, — может таскать за собой и так умело орудовать этой разноцветной метелкой, он явно еще на многое способный парень!»), есть и менее очевидные поступки, сигнализирующие о том, какие мы разудалые.

Человек, по своей сущности, имеет доминирующую обязанность по отношению к самому себе, поэтому, желание проявить себя, показать с лучшей стороны и отхватить достойного партнера, чтобы, в перспективе, оставить свой генетический след в популяции, — ни что иное как эгоизм. А эгоизм порождает конкуренцию среди особей. Какие же существуют примеры проявления личных качеств, связанные с конкуренцией и естественным отбором? Во-первых, это демонстрация физических качеств (например, силы, гибкости, скорости), здоровья (стойкость к болезням как показатель сильной иммунной системы), внешних анатомических признаков, таких как симметричность лица, тела, рост, вес, размер гениталий и т.д. Во-вторых, одним из значимых признаков в современном обществе является также интеллектуальное развитие. Мы восхищаемся художниками, поэтами, дизайнерами, музыкантами и даже миллионерами, подсознательно ассоциируя их с теми, кто имеет бо́льшую приспособленность к условиям среды через показатель успеха своих качеств. Развитие и поддержка этих черт требует энергетических затрат, дополнительных усилий и здоровья, что сигнализирует о том, что данный индивид успешнее в сравнении с другими в длительной перспективе.

Так что там с Инстаграмом? В современном мире, как оказалось, социальные сети — это неплохой инструмент для демонстрации своего Эго во всей красе. Десяткам, сотням и даже миллионам людей можно продемонстрировать себя всего лишь в один клик. Репост «Хрустящие блины с творогом» читай как «Я умею и люблю готовить, это значит, что я – хорошая хозяйка», запись на стене с цитатой Канта как бы кричит: «Эй, я разбираюсь в философии, а, значит, у меня богатый внутренний мир», селфи со стаканом из «Старбакс» демонстрирует: «Я могу позволить себе крутой кофе за 5 баксов, а не бурду вроде Нескафе из автомата». Выкладывая в социальные сети фото, сделанное из иллюминатора самолета мы нарочно не подписываем его, выжидая, когда в комментариях кто-то спросит о направлении полета, а мы так, как бы нехотя, бросим в ответ: «Да так, жизнь скучна и сера, решила слетать на выходных в солнечную Прагу», что означает: «У меня есть деньги на путешествия, я классная баба». В 90% случаев мы идем в галерею наслаждаться не картинами и скульптурами, а заселфиться для того, чтобы показать всем, что мы не лишены чувства прекрасного и разбираемся в искусстве, а значит – преимущество за нами. Куда бы мы ни пошли, где бы мы ни делали селфи – это все демонстрация нашего эгоизма и конкуренции, желание показать, что я – личность, я лучше других.

А как же быть с теми, кто пишет посты о брошенных животных, кто помогает (читай: делает репосты) тяжелобольным людям, детям Африки и бездомным? Истинный альтруизм, не так ли? Не совсем. Мы знаем, что альтруизм — это самопожертвование, бескорыстные поступки на благо других, в ущерб себе. Но как же быть с матерью, которая отдает последний кусок хлеба своему ребенку вместо того, чтоб съесть его самой, наполненной теми эгоистичными мотивами? Ответ не так очевиден и прост, но сводится к тому, что в ребенке есть гены матери, которые она передает через свое чадо. А это тот +1 к вероятности оставить генетический след в истории. Обычно, делая что-то для кого-то мы говорим: «Ой, да пустяки, мне не сложно!», но на самом деле подразумеваем, что пусть не сейчас, но в будущем нас вознаградят ответной услугой. Это называется реципрокный альтруизм, или принцип «ты мне, я тебе». Также, есть понятие непрямой реципрокности. Сюда относятся так называемые добрые поступки. Жертвуя большую сумму денег на благотворительность, помогая бездомным и больным, мы демонстрируем альтруистическое поведение как средство повышения собственной репутации и статуса.

А как же те поступки, о которых мы никому не говорим? В любом случае, совершая акт милосердия, мы получаем моральное удовлетворение, что и является корыстным мотивом, повышением чувства собственной важности. А это и есть проявление самого чистого эгоизма. Безусловно, истинный альтруизм существует, примечательно то, что он лишен какой-либо мотивации, в отличие от описанных выше случаев, но к теме нашего поведения в социальных сетях он не имеет отношения. Для тех, кто хочет ознакомиться с понятием истинного альтруизма, а также, глубже вникнуть в тему эгоизма и альтруизма в природе, рекомендую книгу Мэтта Ридли «Происхождение альтруизма и добродетели. От инстинктов к сотрудничеству».

Из этого всего следует, что наше поведение в социальных сетях — это отчасти безобидная игра «Выбери меня», движимая глубокими механизмами эволюции.
Ну и что теперь с этим всем делать? Не следует полностью отказываться от социальных сетей и ругать себя за эгоистичность, но, пожалуй, стоит научиться демонстрировать свои качества так, чтобы они вызывали истинное восхищение у созерцающего и воздерживаться от желания сфотографировать свою яичницу на завтрак.

Автор: ,,,(o_O),,,

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля