Мое детство прошло среди людей которые все время на чем то летали. Строили, разрабатывали новое и тут же на нем летали. В 5 лет для меня стало открытием, что кто то в этом мире может не летать. К своим 26 годам я успел попробовать почти все на чем можно летать. Хочу поделиться своим опытом и рассказать о доступных возможностях.
Что бы начать летать у Вас есть такие варианты:
1. Парители (в этой статье)
Параплан
Дельтаплан
Планер
2. Моторный полет (в следующей статье)
Легкий самолет
Мотодельтаплан
Паратрайк
Парамотор
Мотопланер
Принцип парящего полета основан на существовании восходящих потоков воздуха. Как ветер, только прямо вверх. Задача пилота — найти такой поток воздуха и находиться в нем некоторое время что бы набрать высоту, а потом лететь к следующему потоку. И так в цикле.
Главное преимущество парителей — это полет без использования топлива. Нужна только стартовая энергия для набора начальной высоты.
Одна из основных характеристик любого летательного аппарата — это качество. А для парителей это самая главная характеристика. Эта величина определяет сколько километров можно пролететь снизившись на 1км. Обычно эта величина от 3 до 60. Т.е. находясь на высоте 1000 метров можно пролететь до 60км по прямой. (в абсолютно идеальных условиях и на определенной скорости)
Стереотипы о парящих полетах
Летать опасно.
Опасно переходить дорогу в не положенном месте т.к. вас может сбить автомобиль. А в воздухе все зависит только от вас.
В воздухе можно столкнуться с другим летательным аппаратом или птицей.
Это возможность существует, но ее вероятность настолько мизерна, что случаи таких столкновений можно пересчитать по пальцам. Один из самых известных — жив, цел, орел[1].
Очень сложно взлетать и приземляться
Да, это самая сложная часть полета, но не сложнее чем проехать нерегулируемый перекресток на автомобиле. Однако, тут все зависит от выбранного вами летательного аппарата.
Нужно очень долго учиться
Учиться нужно, но не больше чем на автомобильных курсах. Даже меньше т.к. в воздухе нет ГАИшников и дорожных знаков.
Без ветра нет полетов
Ветер практически не связан с возможностью летать. Полет происходит за счет вертикальных воздушных потоков.
Без мотора долго и далеко летать нельзя
На равнине при нормальной погоде можно летать весь световой день. В горах можно летать вечно т.к. существую потоки обтекания гор. В свой первый летный год, в Киеве, на планере я, однажды, за день налетал 6 часов без перерыва. Можно было и дольше, но сил уже не было.
Если в воздухе что то сломается и шансов спастись нет.
Конструкция настолько проста, что ломаться в ней, при нормальных нагрузках, почти нечему. Электрические системы являются вспомогательными и их отказ не критичен для полета. Ни один прибор не является жизненно необходимым. Взлететь и приземлиться можно вообще без приборов. К тому же, всегда есть спасательный парашют для непредвиденных ситуаций.
Это очень дорого
В реальности это стоит от 50у.е./ мес. Свой летательный аппарат не всегда нужно покупать. Аренда зачастую выгодней.
Параплан
Факты
Скорость полета от 20 до 70 км/ч.
Конструкция только из ткани. По сути — большой, управляемый парашют.
Для взлета нужна или гора или буксировщик. С равнины самостоятельно взлететь невозможно.
Большая нагрузка на плечи и спину. Не верьте песни Леонтьева[9] “И как легко моим плечам”. Он явно никогда не таскал дельтаплан на себе.
Обучение проходит практически самостоятельно лишь слушая советы инструктора. Тандемные[10] (вдвоем) полеты существуют, но довольно сложны для обучения.
Ввиду специфики расположения пилота постоянно приходится напрягать шею.
Транспортировка только на авто. Общественным транспортом возможно, но очень сложно.
В первые годы налет очень маленький.
Легко поломать. Большинство проблем можно устранить самостоятельно, но некоторые детали приходится заказывать у производителя.
Нет кабины. Чем выше вы летите, тем холоднее.
Бюджет
Разово покататься можно в тандеме. Около 80$.
Обучение проходит на клубной технике. Для СНГ порядка 50$/мес.
Собственный б/у дельтаплан можно купить за 200$-1000$.
Спортивный дельтаплан стоит около 4000$.
Обычный полет в горах
Еще фото дельтапланов
Взлет
Спортивный дельтаплан
Полет вдвоем (тандем)
Учебный дельтаплан
Транспортировка дельтаплана
Планера
Факты
Металлическая или пластиковая конструкция. Использования ткани — минимально.
Самый древний из летательный аппаратов. Любой самолет является ни чем иным, как планером с мотором.
Много работы или денег нужно вкладывать в клуб (аэродром, клубная техника)
В СНГ планеризм не поставлен на коммерческие рельсы, поэтому существует за счет энтузиастов и техники из СССР. Соответственно, понятие “клиент” для тех кто хочет научиться летать только формируется.
Что бы летать самостоятельно нужно или получать “права” на планер или летать в клубе на клубной технике и вести кучу документации с этим связанной.
Есть медкомиссия.
Чем дороже планер, тем сложнее и дороже его ремонт.
Бюджет
Покататься можно за 80$-100$. Пилотаж с недавнего времени на учебных планерах запрещен, но прошлые 30 лет крутили.
В СНГ обучение стоит около 200$/мес + работа по обслуживанию клуба. Чем опытнее пилот, тем дешевле.
Есть понятие VIP обучения. За 500$/мес можно летать по максимуму и ни на что не отвлекаться.
Купить б/у учебный, двухместный планер можно за 4000$-8000$.
Спортивный б/у планер без мотора стоит от 10 000$.
Планер с мотором стоит от 30 000$ до 400 000$.
Обычный полет на планере
Еще фото планеров
Спортивный планер
Телега для транспортировки разобранного планера
Соревнования
Выводы
Все представленные летательные аппараты полностью зависят от погоды. Перелететь из пунка А в Б сложно. Всегда есть риск приземлиться где-нибудь посередине. Это хобби, которое позволяет ощутить вкус свободного полета и посмотреть на землю с высоты. Парящие полеты не могут наскучить — это каждый раз нестандартная задача.
Хотите летать безопасно, высоко и с комфортом — выбирайте планер.
Хотите экстрима и ветра в лицо — дельтаплан или параплан.
В любом случае, попробовать можно все.
Мое личное, весьма субъективное, мнение
Я знаю много людей которые летали на дельтапланах и парапланах, но перешли на планера. И не знаю ни одного, кто перешел бы с планеров на дельтапланы или парапланы. В СНГ сложилась уникальная ситуация, когда есть много опытных инструкторов и нормальной техники, и можно летать на планере жутко дешево. Мне 5 месяцев полетов на планере (в Киеве) обходятся в 1000$, при этом за мной закреплен планер, который я не покупал и не планирую покупать.
[9] песни Леонтьева: http://vk.com/audio?q=%D0%BC%D0%BE%D0%B9%20%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%20%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2