Что такое COST, или Неосвоенные ниши на рынке онлайн-путешествий

в 8:35, , рубрики: online-travel, travel, бизнес-модели, Блог компании IQPlanner, интернет-маркетинг, Монетизация веб-сервисов, онлайн-сервисы, планирование, путешествия, Развитие стартапа, тревел

Что такое COST, или Неосвоенные ниши на рынке онлайн-путешествий - 1

Компания McKinsey в прошлом году поделилась своим видением будущего, точнее новыми видами компаний, которые будут стремительно расти на мировой арене в ближайшие 20 лет.

Это самые разные бизнесы: от комплексных решений «умного дома», которые объединят охранные, коммунальные и медийные сервисы (в терминологии исследования — HOUSE, HOme Unified SErvices), до новых методов высококачественной очистки воды для питья и сельского хозяйства (WADE, WAter DElight). Объединяет эти новые типы компаний (а их, по версии McKinsey, двенадцать) то, что их создание становится возможным только сейчас, когда сошлись в одной точке необходимая инфраструктура, технологии и спрос.

Не забыли в этом списке компаний и об эволюции индустрии путешествий. Значительную роль в ней должны начать играть сервисы, которые в McKinsey назвали COST. Аббревиатура расшифровывается как Convenient Organizer Service for Travel, то есть удобный сервис для организации путешествий. Предполагается, что такой сервис будет предлагать пользователю путешествие как готовый законченный продукт, взяв на себя эффективную оценку и отбор всех его составляющих: перелеты/переезды, размещение, планы по посещению достопримечательностей и т. д.

OTA, meta, COST

Что такое COST, или Неосвоенные ниши на рынке онлайн-путешествий - 2

Чтобы лучше понять, как COST встроится в текущий ландшафт рынка путешествий и чем такой сервис отличается от уже существующих, давайте вспомним, как развивалась индустрия. Основу рынка составляют конечные поставщики услуг: авиакомпании (например, Аэрофлот и Lufthansa) и отели (например, Marriott и Hilton).

Долгое время до появления Интернета и немного после единственной «надстройкой» над этими компаниями были туроператоры. У человека был выбор: потратить кучу времени на поиск выгодного перелета и размещения, изучая предложения десятков авиакомпаний и отелей, или делегировать организацию туроператору и понести дополнительные расходы. При этом выбор был довольно условный: туроператоры работают с определенными направлениями и с ограниченным набором отелей и авиакомпаний.

Процесс поиска и покупки билетов по заранее намеченному маршруту стал проще с появлением онлайн-агентств путешествий (OTA). К ним, например, относятся Expedia, Kayak, Anywayanyday или OneTwoTrip. Их задача предоставить возможность выбора между предложениями одной и той же услуги от разных поставщиков.

Следующим этапом развития рынка путешествий стали метапоисковые системы, такие как Mamondo, Skyscanner или Aviasales. Они агрегируют предложения разных OTA, чтобы выбрать дешевый/удобный вариант из большего числа предложений.

Каждый год, по данным eMarketer, доли OTA и метапоисковых систем на рынке растут на 2-3%, то есть покупатели постепенно уходят от прямых поставщиков услуг к этим компаниям.

Путешествие как целый продукт

Таким образом, за последние годы индустрия прошла большой путь, чтобы сделать жизнь путешественников комфортнее, упростив процесс поиска выгодных предложений билетов и отелей на нужную дату. Однако практически не изменился еще один ключевой и трудозатратный этап — планирование путешествия.

Зачастую мы не знаем, когда и на сколько дней лучше поехать в отпуск с точки зрения оптимальных суммарных затрат на перелеты, размещение и отдых. Если, например, вы можете улететь в любой день сентября, то вручную перебрать все варианты практически нереально. Задача многократно усложняется, если вы хотите посетить несколько городов или стран за один раз.

К тому же путешествие — это не только дорога и жилье. Законченный план должен включать и аренду автомобилей, и персональные рекомендации (или заказы) по местам интереса, такие как аттракционы или культурные события и готовые предложения по ресторанам и кафе.

Таким образом, если задача покупки отдельного вида услуги (отель, перелет и т. д.) уже достаточно качественно решена, то первые решения в сфере планирования путешествия целиком пока редки и фрагментарны. И к COST можно отнести компании, которые займутся этим в ближайшие годы.

Решение этой задачи того стоит. Мировой рынок онлайн-путешествий уже сегодня оценивается в $408 млрд. Давайте исходить из того, что «путешествие как продукт» нужен в первую очередь продвинутым путешественникам, для которых проблема планирования путешествия стоит особенно остро. Наверняка, именно они станут первыми пользователями новых сервисов, так называемыми early adopters. На сложные путешествия сегодня приходится 5% рынка, то есть около $20 млрд. в год.

Что такое COST, или Неосвоенные ниши на рынке онлайн-путешествий - 3

Если сервис будет зарабатывать на комиссии от поставщиков всех услуг, которые присутствуют в предлагаемых планах (перелеты, отели, аренда машин, экскурсии и т. д.), то даже при комиссии в 2% кусок пирога для COST уже сегодня составляет $400 млн.

Прогноз вместо запросов

Собственно, именно за этот рынок мы и хотим побороться. Наш сервис IQPlanner должен преодолеть ряд препятствий, в некоторые из которых упираются существующие сервисы бронирования билетов.

Это, в первую очередь, сравнительно долгая обработка запроса к глобальным системам бронирования (GDS) и сложность оценки полученных результатов.

Например, у нас есть план отправиться на самолете из Москвы в Париж и обратно, остановиться там в одном 4-звездном отеле на 5-7 дней в зависимости бюджета, который не должен превысить 60 тыс. руб. И, конечно, 7 дней было бы идеальным вариантом. Отправиться в путешествие мы готовы в любой день в течение сентября, то есть тридцати дней.

Чтобы составить такой план, нужно сделать 90 запросов на поиск отеля: 3 запроса на каждый день сентября, но с разной продолжительностью пребывания: 5, 6 и 7 дней. Добавьте к этому 90 запросов на поиск авиабилетов. Мы получаем 180 запросов, которые даже в случае обработки системой, последовательно делающей по запросу в GDS, обрабатывались бы более 15 минут. Затем полученные данные еще нужно проанализировать, чтобы найти оптимальную комбинацию. Сделать это вручную — экстремально сложная задача.

Нашей команде математиков и разработчиков в IQPlanner удалось значительно продвинуться в этом направлении. Последние два года мы работали над созданием собственной функции прогнозирования цены, которая позволила бы достоверно предсказывать стоимость билета на длительных временных промежутках. Функция основана на алгоритмах машинного обучения, соответственно точность ее результатов будет возрастать по мере роста числа пользователей. Используя эту функцию, мы можем сократить время обработки запроса, произведя оценку и выбор максимально быстро (от несколько секунд до пары минут) для пользователя.

Возможности

Такое «преодоление временного барьера», открывает качественно новые условия для автоматизированного планирования путешествий.

Самый очевидный пример — появляется возможность определить идеальный день для начала путешествия и/или длительности (например, от 10 до 14 дней), указав в качестве возможных дат отлета промежутки до месяца и более. IQPlanner спрогнозирует изменение цен на билеты и отели в течение этого временного промежутка и определит наиболее выгодный день с точки зрения суммарных затрат.

Чтобы добиться этого результата вручную, пришлось бы для начала выписать цены на наиболее дешевые авиабилеты для всех возможных сочетаний дат туда-обратно. Затем нужно было бы таким же образом пройтись по предложениям отелей — найти и записать минимальную стоимость размещения в отелях города для каждой даты заезда и возможного времени пребывания. И, наконец, третий шаг — просуммировать варианты перелета и отеля для каждого варианта дня/срока пребывания, чтобы, наконец, узнать, когда и на сколько лететь выгоднее.

И это самое простое применение IQPlanner. Есть задачи и посложнее, с которыми практически невозможно справиться самостоятельно. Например, с сервисом можно определить, в каком порядке удобнее и выгоднее посетить намеченные города, как долго оставаться в каждом из них, с учетом меняющихся цен на билеты и отели, и где каким транспортом лучше воспользоваться.

Что такое COST, или Неосвоенные ниши на рынке онлайн-путешествий - 4

Что такое COST, или Неосвоенные ниши на рынке онлайн-путешествий - 5

Результатом работы IQPlanner становится готовый план путешествия, а также подготовленные запросы на бронирование к нашим партнерам. Мы уже работаем c Rome2Rio, Anywayanyday и Ostrovok.ru и планируем подключение ряда новых партнеров, которые покроют другие сегменты путешествий, такие как аренда машины и заказ экскурсии. Кстати, если вы работаете в такой компании, или просто есть отличная идея, мы открыты для предложений и обсуждения.

На этой неделе началось бета-тестирование нашего сервиса. Мы будем признательны, если вы попробуете составить план путешествия своей мечты в IQPlanner и поделитесь с нами своими идеями, замечаниями или вдруг еще не выловленными багами здесь в комментариях или на нашем форуме.

Помимо нашей огромной благодарности все участники бета-тестирования могут рассчитывать на особый статус — мы уже готовим разные бонусы.

Стать бета-тестером IQPlanner »

Автор: IQPlanner

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля