Памятка начинающего преподавателя, или почему нытикам не стоит работать в ВУЗах

в 8:44, , рубрики: вуз, нытики, преподавание, преподаватель, психология, Учебный процесс в IT

Любопытно было бы почитать продолжение манифеста Автора «Часть 2. Памятка начинающего веб-разработчика или почему…».
Вставлю свои 5 копеек – ответ на манифест. Это не совсем хвалебная ода, но несколько осветлит профессию преподавателя и успокоит новоиспечённых ассистентов и доцентов которые, наверное, обновили свои резюмешки и накатили корвалола. На данный момент я являюсь ассистентом одного из российских ВУЗов, до этого почти 4 года работы на разных предприятиях, т.е. оцениваю с обеих сторон баррикад.

Психологическая совместимость

Мой совет: если Вы интроверт, то бегите с этой работы куда глаза глядят

Да куда бежать-то? Это ужасно! Но люди – они повсюду! А работая инженером, люди окружали меня минимум 8 часов в сутки! Преподаватель отвёл пары, остаток рабочего дня сидит с бумагами. Где удобнее: на кафедре, дома, в библиотеке. Я домашки проверяю и по дороге в универ, сидя в общественном транспорте. Чтобы сохранить душевное равновесие, сведите шум на своих занятиях к минимуму, дисциплину к максимуму и не забывайте о субординации. Об этом ниже.
Господа интроверты-непреподаватели, куда вы деваете всех людей? Автор не имел в виду удалёнку или фриланс, вероятно, т.к. им же была высказана проблема сложности поиска клиентуры.

Нагрузка

Вероятно, зависит от ВУЗа. Но с теми, с которыми мне приходилось сталкиваться, была возможность брать неполную ставку.

обычное явление, когда один преподаватель ведёт от пяти до десяти разных предметов

Нет! Это не обычное явление! В нормативных документах это оговаривается! Как на это реагирует заведующий кафедры? А те, кто составил такую нагрузку? Если вы такое допускаете как преподаватель, то нет никакой гарантии, что вас это минует в другой профессиональной деятельности.
Работая в ВУЗе, мы сами формируете половину своего рабочего времени. В тонусе и графике держат пары и консультации; далее где угодно и как угодно. Можно после пар спать, вышивать крестиком, гулять, а с бумагами работать ночью.

Зарплата. Совместительство и подработки

Увы. Зарплата – больное место. Во-первых, вузы не берут на работу на полставки. — зависит от ВУЗа. Но ключевой момент – на одну преподавательскую з/п живёт либо тот, кого всё устраивает по ряду причин, либо нытик. Практически весь преподавательский состав занят чем-то параллельно. У кого-то связь с реальным сектором (это, кстати, полезно как в денежном плане, так и возможность понаблюдать а как же там на самом деле всё; студенты радуются реальным производственным историям), кто-то публикуется, многие берут доп ставку (необязательно в этом же ВУЗе), фриланс. Тут как раз намного больше возможностей подхалтурить, нежели когда работаешь от звонка до звонка на где-то на производстве.

Наконец, подработки. Имеются ввиду репетиторство, помощь в написании выпускных и курсовых работ. Да, некоторым удаётся так немного подрабатывать. Но опять же всё упирается в наличие для этого времени, а также клиентов. Замечено, что пока Вы сам студент, Вам такие подработки регулярно попадаются, а как только Вы становитесь преподавателем, все куда-то постепенно исчезают.

Вы должны заявить о себе, прорекламировать. Никто не узнает о вашем репетиторстве, если вы сядете и будете ждать, а когда же выстрелят старые студенческие связи. Есть масса сайтов, на которых вы можете предложить свои услуги. Больше стаж – больше вас хотят. Ну так везде, да? О стаже ниже.

Карьера

Какую бы должность Вы не занимали, суть работы будет примерно одна и та же. И снова хочется спросить автора – да куда мне податься для крутого карьерного роста? На абсолютно любой работе если вы не будете трудиться должным образом, то вас не повысят хоть 50 лет вы работайте. И на абсолютно любой работе вы занимаетесь примерно одним и тем же в течении всей карьеры. В ВУЗе вы скорее не должность, а престиж зарабатываете и имя. Публикуйтесь, идите в экспертные советы, консультируйте, наукой занимайтесь, себя рекламировать не забывайте. И будут вам рады везде и всегда и на не безвозмездной основе. Другой разговор, что не всем это под силу, но вы сами себя можете оценить уже в процессе учёбы в аспирантуре, это уже вопрос амбиций.

Научная работа

Первое что хочу сказать: не знаю ни одного преподавателя, который бы написал диссертацию, работая преподавателем одновременно

– а я хочу сказать, что диссертацию практически невозможно написать когда ты работаешь где-то на стороне. Можно, конечно, сколько угодно идеализировать и мечтать, что 3 года тебя будут спонсировать, а ты будешь рождать научные труды и проводить дни и ночи в библиотеках и за экспериментами, но у меня нет ни одного такого примера. Зато работая преподавателем у тебя есть время и возможности присутствовать на защитах/конкурсах/конференциях; для того чтобы попасть в библиотеку не нужно ехать через весь город, достаточно подняться/спуститься на нужный этаж; консультацию получить в разы проще и не только у собственного научрука. Если говорить о сложностях на самой защите – к тебе принципиально другое отношение. Ежели ты работаешь в этом же вузе, ты «свой». Своих не обижают.

Финансирование

Зависит от ВУЗа и от степени нытья. Не финансирует ВУЗ, но ты крутой учёный или методист? Ищи гранты, премии и спонсоров, участвуй в конкурсах. Сложно и лень – сиди на зарплате. Так везде. В любой сфере в жизни.

Разница в возрасте со студентамии. Опоздания

Я нахожу в маленькой разнице в возрасте (у нас с ними разница меньше 10 лет) плюсы. Помните, как неловко было порой задавать вопросы? Или у меня только так было? А вдруг вопрос глупый? А вдруг препод выставит меня посмешищем? А вдруг все поняли, а я один нет? Мне не стесняются задавать даже самые «глупые» вопросы. Они учатся, но они знают, что я тоже учусь. Мы на равных. А

тут Вы получаете неуправляемую аудиторию, часть из которой обращается к Вам на ты, и вообще, ведёт развязно как в своём дворе

– если ваши студенты вытирают о вас ноги, если вы не можете соблюсти субординацию, то в любом коллективе высокая вероятность того что вас не будут уважать коллеги, сядут на шею и свесят ноги. Вы начальник? Ждите, что ваши подчинённые тоже могут вытирать о вас ноги.
Так или иначе, независимо от возраста, вы выше студентов по статусу. Если на вас, молодого преподавателя, плюют сейчас, ситуация не изменится сколько вам бы ни было лет и какую бы вы профессию не выбрали в дальнейшем.

Высокое и светлое. Компетентность

Тут нужно понять и не забывать, что Вы не авторитет для студентов, и мораль читать бесполезно

Вы морали пришли читать или свой предмет? Морали вообще бесполезно читать любому половозрелому человеку. В любой группе найдутся как и заинтересованные, так и халтурщики и «отсидчики от армии». Делайте акцент на тех, кому интересно. Всем своим студентам я даю понять: не интересно, сидите дома; непосещение лично мной караться не будет, главное домашки сдавайте. Либо садитесь на задние парты и БЕЗЗВУЧНО занимайтесь своими делами. И у нас любовь и взаимопонимание. Да, контакт у меня с единицами, зато продуктивный! Это ли не «Высокое и светлое»?

Лекции

Не нужно, пожалуйста про «А вот если препод интересно вёл лекцию, то я! Да я!», не питайте иллюзий. Будь то интереснейшая лекция у любимого преподавателя. Я. Хочу. Спать. Я молодой студент. У меня был бурный вечер и не менее бурная ночь. Более бурным лектор просто физически быть не может. Оставьте их в покое и не надо грозить карами на экзаменах за прогулы. Если ты интересный и адекватный преподаватель, у тебя будут постоянные слушатели. Да, несколько человек, но удовлетворение будешь получать и ты и они. И те, кто остался спать дома.

Взятки

Мы сейчас не о тех, кто берёт взятки, да? Тот кто не берёт да, существуют разные истории про различные «подставы», но это тоже зависит от ВУЗа. У меня, к счастью, такой проблемы не было. Зато был повод вволю поглумиться, когда мне деньги всё-таки предложили. Мы бы продолжили ржать и подкалывать с зав кафедрой, но студент быстренько слинял в закат.

Планка качества, Последствия и проблемы. Отдушина

Есть такой психологический феномен, как планка качества. Это некий уровень качества, у каждого свой, работая ниже которого, Вы получаете накапливающуюся неудовлетворённость, в последствии ведущую к серьёзным психологическим проблемам, таким как выгорание, апатия, потеря интереса к работе и профессии, неспособность к развитию.

Это актуальные проблемы для всех профессий. Не можете договориться со своей «планкой качества» будучи преподавателем, не договоритесь и в другой профессиональной деятельности!

Последствия могут быть самыми тяжёлыми, если не прислушаться к советам бывалых и своему разуму и сердцу. Это и глубокая неудовлетворённость, финансовые проблемы, семейные неурядицы и неустроенность, боль за бездарно прожитые годы, потеря квалификации, снижение самооценки, серьёзные проблемы с нервами и психикой, и со здоровьем в целом. Всё это ради чего?

Этот букет может поджидать в карьере кого угодно. И алкоголь, кстати, тоже.
Процент ворчащих и брюзжащих старых вешалок среди преподавателей очень низок. Работая с молодежью, ты сам остаешься молодым. Мой 70тилетний научрук даже внешне не выглядит как 70летний. Ясный ум, активность, увлечённость и модный костюм. Ты должен постоянно держать тонус работая с молодёжью. Но я вижу это огромным плюсом и двигателем самосовершенствования, а не поводом для ныться.

Итог

Вот где бы такую работу найти, чтобы: легко работать и много отдыхать; априори быть всеми уважаемым; получать высокую з/п; не знать, кто такие «блатные»; где многие коллеги будут разделять с вами ваши *увлечения*; где карьерный рост крут и бесконечен. К этому, безусловно, нужно стремиться, но где? Где такое место? Хочу!!!

А теперь коротко достоинтсва преподавательской деятельности:

  • Интеллектуальная профессия. Все кто вас окружает, так или иначе задействованы в науке и увлечены своим делом. Вы будете в курсе последних научных разработок в вашей сфере;

  • Творческая профессия. Вы сами регулируете рабочий процесс и создаёте занятия;

  • Реализация амбиций. Публикации, участие в конференциях, общение с умными и увлечёнными;

  • Психологический аспект. Вам так или иначе придётся развить свои качества как сильной личности, ораторские способности, научитесь работать с людьми;

  • В июле и августе студентов нет! Два. Летних. Месяца. Занимайтесь чем хотите. Можете грядки на даче полоть, можете методичку писать;

  • Элексир молодости. Ты должен оставаться всегда интересным, модным и быть в курсе того, чем живёт молодёжь. Ну как тут заплесневеешь?;

  • Возможности подработок. Исходя из того, что ты сам формируешь большую часть своего рабочего времени и тебя окружают: нуждающиеся в репетиторах; информации о грантах; многие предприятия сотрудничают с ВУЗами;

  • Жёны стареют, а студентки 3го курса никогда

Автор: g84003

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js