С чего начинаются степные облака, или учет магазина в Кулунде

в 10:18, , рубрики: workabox, Алтайский край, бонусы, Кулунда, лояльность, магазин, облачные технологии, продажи, ритейл, управление персоналом, Управление продажами, Управление продуктом, метки: ,

Что представляют жители столичного региона при словах «природа Алтайского края»? Большинство, наверно, думает про высокие горы, необъятные леса и совершенно неземные пейзажи.
Однако Алтай – это далеко не только горы. Рельеф сменяется степями, ленточными борами и солеными озерами. Кулундинская равнина, расположенная на юге Западной Сибири, в междуречье Оби и Иртыша, далеко не тот курорт, который многие привыкли видеть. Континентальный климат, резкие перепады температур, засушливое лето и холодные зимы. Роль зоны отдыха тут выполняют соленые озера, ставшие одним из символов края.

Закат на озере

Хотя это и выглядит как окраина мира, тут, на границе с Казахстаном, есть стабильная 3G-связь и активные люди, которые любят свою землю и хотят ее развивать.
Мы с женой в 1995 году основали наш первый магазин бытовых товаров в Кулунде. Со временем сеть немного выросла, охватив соседние поселки.
Стоит объяснить, что такое магазин в Сибири. Промышленности здесь практически нет, а расстояния – огромные. Логистика при таких условиях становится нетривиальной задачей, особенно с номенклатурой в 20К наименований.

Общий вид магазина

Первый крупный ритейл в Кулунду зашел только в 2008 году, но сразу поменял местную экосистему. Новые супермаркеты предлагали бонусные карты на замену дисконтным и работали на современном кассовом ПО.
Столкнувшись с оттоком клиентов на уровне около 20% за полгода, мы провели простой опрос и выяснили, что именно бонусная программа лояльности является решающим фактором для наших дорогих покупателей. А мы, в свою очередь, работали «по старинке», используя примитивный кассовый аппарат.
К тому же, денежный учет, логистика и управление запасами проходили через обычный Excel. Естественно, это было затруднительно для масштабирования и для контроля над бизнес-процессами в целом.

И мы попробовали все поменять

Было решено переходить на учет в электронном виде. Первой нашей программой стало 1С.Предприятие, с настройками от местного программиста (добавлю также, что в Кулунде оказывает услуги ровно 1 программист 1С). Мы честно пытались с этим всем разобраться, пересадили кассиров с калькуляторов за мониторы, какое-то время закрывали глаза на сбои в работе программы.
Больше всего огорчала стабильность программы: для устранения средних и даже небольших багов приходилось ставить обновление за обновлением, а каждое обновление – это загрузка всей системы. Плюс ко всему, наш программист так и не смог сделать работающую бонусную программу, а отчасти именно ради этого все и затевалось.

Улетаем в облака

Немного позднее я прочел об облачных технологиях в ритейле, которые не только на Западе, но и в России уже обрели своих поклонников. Разочаровавшись в настраиваемом и персонализируемом 1С, захотелось попробовать сервис, где все просто и готово к работе.
Изначально было отобрано три сервиса для дальнейшего тестирования (Мой Склад, Большая Птица и Простой Бизнес). Но не один из них не смог предоставить того функционала, который был нам необходим:
1. Учет остатков товара
2. Складское хранение и инвентаризация
3. Розничные продажи и возвраты
4. Деньги и кассовая дисциплина
5. Работа с весовым товаром (на перспективу)
6. Маркетинговые программы (купоны, подарочные сертификаты)
7. Программа лояльности с бонусами
Я выделил те пункты, которые, по моему мнению, были важными, но в той или другой мере не реализованы у описанных компаний. Как я уже говорил, для нас одним из стимулов к автоматизации стал приход сетевых ритейлеров в регион и необходимость внедрения бонусной программы.

Вид внутри магазина

Небольшое лирическое отступление. Проведенный нами опрос показал, что клиенты выбирают бонусную программу лояльности сознательно, игнорируя дисконтные предложения. Это кажется парадоксальным, но клиентам хочется накапливать бонусные баллы, даже не смотря на то, что цены в сетевых маркетах на порядок выше наших.
Поэтому пришлось продолжить поиски облачного сервиса с поддержкой бонусных программ. В итоге выбор был сделан в пользу workabox (кажется, прочитал об этом малоизвестном проекте на одном из форумов). Это аналогичное решение, только с поддержкой маркетинга.

Трудности

Первой серьезной трудностью при запуске бонусной программы стала необходимость постоянного интернет подключения. Касса workabox поддерживает офлайн-режим, но начисление баллов и оплата ними требует наличия интернет соединения. Решение было найдено в использовании 3G-WiFi роутеров — об этом я могу написать отдельную статью, ведь все-таки прогресс телекоммуникационной отрасли восхищает. Раньше высокоскоростной интернет в поле был чем-то на грани фантастики.
Вторым препятствием стала необходимость выпускать карты покупателя заново (раньше у нас были простые дисконтные карты, а скидка рассчитывалась вручную на кассе). Тем не менее, обновление дизайна карт вместе с новыми условиями программы были восприняты клиентами положительно.
В целом, процесс настройки занял около двух недель. Я практически во всем разобрался самостоятельно, в мелких технических загвоздках мне помогла разобраться техподдержка. Само ведение маркетинговых программ настолько облегчено, что стало попросту жалко времени на попытки запустить аналогичный функционал в 1С.

Результаты и выводы

Начался небольшой рост продаж спустя неделю (!) после запуска бонусной программы. Сейчас еще рано делать выводы, но думаю, около 5% клиентов мы «отыграем» до конца года. Возможно, мы переманиваем клиентуру других локальных магазинов, а может и возвращаем наших давних клиентов.
Как итог, хочется пожелать удачи в бизнесе нашим коллегам, и конкурентам тоже. И пригласить всех к нам на Алтай. Париж может и ближе территориально, но Родина – это все, что у нас есть!

Автор: cloudyman

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля