Продуктивность — моя методика оценки ecommerce-сайта

в 6:41, , рубрики: e-commerce, методология, продуктивность, Терминология IT, Управление e-commerce, управление разработкой

В своей работе интернет-траблшутера часто оцениваю сайты и пользуюсь различными методиками для этой оценки. Но еще не встречал совокупного цифрового показателя самого главного — насколько хорошо сайт выполняет свою функцию и как вообще называется такой показатель. И решил его сделать сам.

Применительно к сайтам я взял термин «продуктивность» и наполнил его следующим содержанием: эффективность сайта с точки зрения достижения его целей. В частности, для интернет-магазина такой целью можно считать продажи. Таким образом, продуктивность показывает насколько сайт хорош как продающий инструмент.

Суть методики

Методика включает в себя 22 показателя, напрямую влияющий на продажи. Каждый имеет свой вес (балл), в итоге они дают количество баллов, где максимум 100. Факторы включены только те, что можно оценить снаружи сайта без изучения внутренних данных. Оценка происходит визуально человеком, в данном случае мной. Методика создана как универсальная, подходит для интернет-магазина товаров (не услуг), вне зависимости от его тематики, ассортимента и объема продаж.

Что не входит в оценку, но так же влияет на продажи

— SEO. Этот параметр прекрасно оценивают другие, специализированны системы.
— Доступность (стабильность и скорость работы сайта). С этим тоже хорошо справляется компания Айри, например.
— Ассортимент, адекватность цены, стоимость доставки и другие конкурентные преимущества/недостатки, не связанные напрямую с сайтом.
При этом, виды оплаты и способы доставки оцениваются т.к. являются частью функционала сайта.
— Как хорошо сайт работает с уже купившими у них посетителями (стимулирование повторной покупки, поддержка и т.д.)
— Факторы, не связанные напрямую с сайтом (трафик, персонал, оффлайновые процессы и т.д.).

В каких единицах происходит оценка и какой средний показатель

100 баллов — высшая оценка, она означает что все инструменты продавца применены, сайт продает по максимуму. Надо понимать, что такой бал практически невозможен. Начинающий сайт обычно имеет около 30 баллов. Интернет-магазин, над которым работали долгое время примерно 50-60. Более 80-90 баллов можно считать отличным показателем, сайт близок к идеалу. Но таких магазинов единицы.

Как насчет оценки мобильного сайта, приложения?

Одним из показателей является наличие мобильного сайта и/или приложения, но предметом исследования является именно десктопная версия сайта как наиболее полная и основная по продажам (в целом, для электронной коммерции нормальная ситуация).

Итак.

Факторы-показатели производительности интернет-магазина

(порядок не означает значимость):

1. CTА-кнопка — 7 баллов
Кнопки «купить», «оформить заказ» и т.п. Расположение, оформление, тексты.

2. Корзина — 3
Легкость добавления в корзину, ее понятность и направленность на продажи.

3. Покупка в 1 клик — 2
Функция быстрого оформления заказа, в одно действие.

4. Мобильная версия / приложение — 3
Наличие, функциональность.

5. Дизайн / технологичность — 7
Современность, юзабилити, использование новых технологий.

6. Отвлекающие элементы — 4
Отсутствие отвлекающих от покупки блоков (анимация, всплывающие блоки, баннеры и т.д), отвлекающие от покупки.

7. Побуждающие к покупке элементы — 5
Функции и элементы дизайна, целью которых является стимулирование покупки (перечеркнутая цена, процент скидки, комплекты и т.д).

8. Персонализация — 3
Настройка интерфейса под пользователя: регион, просмотренные им товары и т.п.

9. Отложить / сравнить — 2
Наличие функций отложить (избранное, wish-list, dream-box) и сравнить товары по характеристикам.

10. Оформление заказа (чекаут) — 9
Проработанность всех этапов оформления заказа, минимизация отказов, прозрачность.

11. Подборка товара — 5
Фильтры в списке товаров, сортировки, хиты продаж, подобные товары и т.д.

12. Карточка товара — 6
Полнота карточки, качество фотографий, характеристики, рейтинг товара, отзывы.

13. Эмпатия, атмосфера сайта — 4
Ощущение вовлеченности, сопричастности с сайтом, способность разработчиков встать на место посетителя, теплота.

14. Скидки и акции — 6
Текущие акции: их понятность и актуальность, работа со скидками.

15. Подписка — 3
Подписка на новости магазина, акции, отдельные товары и товары по параметрам поиска.

16. URL, название — 4
Легкость набора адреса, запоминание и произнесение названия, отсутствие разночтений.

17. Обратная связь — 4
Обратный звонок, удобные номера телефонов, формы для связи, соцсети и мессенджеры.

18. Оплата — 7
Удобство и способы оплаты, отсутствие комиссий, понятное описание.

19. Доставка — 7
Конкурентная и посчитанная цена доставки, способы доставки, самовывоз.

20. Поиск по сайту — 3
Морфологический поиск, по категориям, картинки и фильтры в результатах.

21. Возврат — 2
Возможность быстрого и простого возврата/обмена, четкая информация о возврате.

22. Позиционирование — 3
Насколько пользователю понятно, что это за сайт и каково его место на рынке.

Что это дает?

В итоге, проверив сайт на продуктивность, можно понять какой у него потенциал с точки зрения роста продаж (при том же трафике и других неизменных условиях). Условно 50 баллов означают возможность роста вдвое за счет доведения сайта до состояния идеального продавца. Для примера: Сайт Ламода получил 84 балла.

Резюме

В разрозненном виде я работаю над методикой несколько лет. Публично и комплексно начал ее применять недавно, пока по ходу своей деятельности оценил 14 сайтов. В планах сделать и опубликовать рейтинг продуктивности топ-100 российских интернет-магазинов.

Автор: izhanov

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля